• Проекты UDF.BY:
  • Выборы США 2016
  • Выборы в Парламент 2016
  • Посредник
  • UD@F
  • Прас-Тайм
  • Цитаты недели
  • Проект-ПОЛИТИКА
  • Другие проекты

Четверть бизнесменов хотели бы эмигрировать из Беларуси

"Завтра твоей страны"

Корреспондент "Завтра твоей страны" на презентации исследования Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс) о социальном контракте в Беларуси пытался разобраться, как чувствует себя бизнес в современных условиях и на какие уступки ему готово пойти государство.

Исследование BISS проводилось на протяжении года. В нем приняли участие специалисты Лаборатории аксиометрических исследований НОВАК, Исследовательского центра ИПМ, Маркетинговой компании Indecom.
Директор Белорусского института стратегических исследований Виталий Силицкий подчеркивает, что социальный контракт распространен повсеместно.

– Исторический пример – о нем много говорили в Венгрии времен Яноша Кадара в 1960-е годы. Тогда экономический строй в стране был назван "гуляшизмом". Например, была популярна идея власти – кто не против нас, тот с нами. То есть вот вам система правил, мы не прописываем их жестко, но не выходите за пределы.


Виталий Силицкий подчеркивает, что существует разница в степени распространенности социального контракта в зависимости от возраста жителей Беларуси (больше к нему склонны пенсионеры), и от рода занятий. Для всех людей социальный контракт – это, прежде всего, договоренность между человеком и обществом, на основе которой осуществляется покупка властью лояльности гражданина. За это человеку предоставляются определенные бонусы, например, в случае с бизнесом – льготы при налаживании его в провинции. Впрочем, среди представителей бизнеса степень социального контракта в сравнении с другими группами невелика.

Кроме того, подчеркнула на презентации исследования экономист Исследовательского центра ИПМ Анастасия Гламбоцкая, для бизнесменов частью социального контракта является ограничение конкуренции государством со стороны зарубежных инвесторов.

– Белорусскому бизнесу на руку то, что в современных условиях нет достаточной конкуренции внутри рынка, что позволяет предпринимателям разного уровня быть достаточно успешными внутри Беларуси, - отмечает эксперт.

Анастасия Гламбоцкая говорит, что, например, представители топ-менеджмента высказывали даже обеспокоенность тем, что когда откроются границы для зарубежных средств в масштабном объеме, для белорусского бизнеса это будет проблематично.

– Дело в том, что мы отстали в системе менеджмента даже от российских компаний, не говоря уже о западноевропейских. Таким образом, бизнесу очень выгодно, что государство ограничивает внешнюю и частично внутреннюю конкуренцию, - подчеркивает экономист.

Среди важных факторов для бизнеса участники исследования выделили наличие квалифицированного персонала и в качестве своего конкурентного преимущества –– знания и умение приспосабливаться к сложному белорусскому законодательству и правилам.

– Наши бизнесмены, - говорит Анастасия Гламбоцкая, – понимают, что если в Беларусь придут иностранные инвесторы, им сложно будет приспосабливаться к существующим у нас условиям. Таким образом, деловые белорусы будут иметь конкурентные преимущества. При этом представители белорусского бизнеса считают, что должны существовать одинаковые правила игры для всех предприятий.

Белорусских бизнесменов беспокоит существующая в стране система ценообразования. Анастасия Гламбоцкая подчеркивает, что, по мнению большинства опрошенных бизнесменов, система ценообразования неэффективна и нуждается в реформах.

– При этом лояльность бизнеса к власти, согласно исследованию, снижают набившие оскомину нестабильные правила игры в экономике Беларуси, их вероятный пересмотр в любой момент, слишком частые проверки, высокие штрафы вплоть до угрозы самому существованию бизнеса, неравенства правил игры различных субъектов хозяйствования, частного и государственного сектора, - отмечает эксперт.

Что предпримет предпринимательское сообщество в случае, если будет недовольно социальным контрактом с государством? По результатам исследования, около половины опрошенных представителей бизнеса не стали бы предпринимать какие-то усилия для изменения ситуации либо стали бы искать решение своей проблемы через личные контакты.

– Средство решения конфликтных ситуаций среди людей бизнеса – это, прежде всего, судебные разбирательства. При этом, судя по результатам исследования, около 5% бизнесменов готовы участвовать в акциях протеста. Можно сказать, что бизнесменам несвойственно обращение к депутатам, госорганам с жалобами, - констатирует Анастасия Гламбоцкая.

В целом сопротивление воспринимается в нашей стране с душком пропаганды. Виталий Силицкий подчеркивает, что иначе как последствиями работы государственной машины массовой информации не назовешь результаты опроса в части готовности к протестным реакциям. Например, в ходе исследования выяснилось, что 30,3% респондентов относятся к проведению демонстраций и акций протеста отрицательно, совершенно отрицательно — 16,4%, скорее положительно — 25,3%.

23,1% респондентов считают, что участникам демонстраций и акций протеста платят. Считающих, что демонстрациями ничего не изменишь, набралось 25,7%. Вместе с тем 30,4% респондентов полагают, что участники демонстраций и акций протеста — смелые и достойные люди.

В любом случае в бизнесе работают люди, которым есть что терять. Как подчеркнул Виталий Силицкий, они будут отстаивать свои интересы в рамках социального контракта, пока это будет им по силам, поскольку этот вид отношений приобретен в процессе социальных отношений.

– У белорусов высокий порог выхода из социального контракта. Его могут позволить себе только люди с тем социальным и профессиональным багажом, который изначально может позволить себе не каждый. Приходится констатировать, что часть общества, находящееся в социальном контракте, перемены в обществе не генерирует, - говорит директор BISS.

Большая проблема, замечает он, что люди, не принимающие правила игры государства, мыслят себя не только вне системы, но, судя по исследованию, и вне Беларуси. Для тех, кто не видит перспективы социального контракта с государством в собственной стране в будущем остается эмиграция. По данным исследования, около 25% бизнесменов хотели бы покинуть страну.

При этом Виталий Силицкий подчеркнул – в целом около 17% опрошенных хотели бы уехать жить из Беларуси. При этом около половины так называемых "отщепенцев", которые не идут на социальный контракт с властью, хотели бы эмигрировать из Беларуси. Среди молодежи процент потенциальных эмигрантов составляет примерно 40%. В таком случае люди становятся потерянными для гражданского общества Беларуси и ее будущего.

– Их нужно каким-то образом заинтересовать Беларусью, показать, что тут есть какая-то перспектива. Людям нужно предложить новый социальный договор, - резюмирует Виталий Силицкий.

Справка "Завтра твоей страны".

На социальном контракте, исходя из исследования, находится почти 43% населения Беларуси, 21,1% его не приемлют и умудряются жить вне зависимости от государства, 36% можно назвать неопределившимися.

Система Orphus
поделиться