Сергей Корчицкий: У БХД в сегодняшнем виде нет политических перспектив

www.udf.by
20 июля 2009, 00:08
У Белорусской христианской демократии появился политический конкурент. На днях Министерство юстиции зарегистрировало республиканское общественное объединение "Мир для всех", которое ставит во главу угла схожие с христианскими демократами цели. О том, что сближает и разъединяет две структуры, корреспондент www.udf.by поговорил с председателем новой организации Сергеем Корчицким.

- Как возникла идея создания вашей организации? Какие цели преследует "Мир для всех"?

- Оргкомитет по созданию республиканского общественного объединения "Мир для всех" собрался с идеей учреждения такой организации еще два года назад. Все это время мы работали над созданием такой организации, отстаивали свою позицию, пытались донести ее до христианской общественности. Ну и наконец нас зарегистрировали в июне этого года.

Главной целью нашего объединения является укрепление толерантного отношения между гражданами Республики Беларусь и лицами, проживающими на территории Беларуси, независимо от их религиозной, национальной, расовой или гендерной принадлежности. То есть в широком контексте мы выступаем за диалог, мы намерены продвигать гуманистические ценности, заниматься просветительской деятельностью, заниматься правозащитной деятельностью, учредить свое средство массовой информации, наверное, газету.


- Насколько актуальна для Беларуси проблема толерантности?

- Я считаю, что для Беларуси тема толерантности и межэтнического и межконфессионального диалога очень актуальна. Потому что территория, на которой расположена наша республика, побывала, как минимум в десяти государствах, на ней жило множество народов, разных языковых общин. И можно сказать, что есть несколько таких проходных дворов Европы, на которых перекрещивались пути разных народов, разных языков и цивилизаций. Я думаю, что это Швейцария, Великобритания и Беларусь, в перовую очередь. Отсюда четырехъязычие в современной Швейцарии, отсюда четырех- или даже пятиязычие, существовавшее в Беларуси в начале 20-го века. И отсюда английский язык, как языковое эсперанто, винегрет – смесь латыни, норманнских говоров, говоров викингов. И действительно для Беларуси важна эта тематика, по сравнению с вышеназванными регионам и странами, поскольку наша страна находится еще и на разломе двух цивилизаций – западной католической и восточной православной.

- Одно из направлений деятельности "Мира для всех" - правозащитная деятельность. Кого и от кого вы будете защищать?

- К сожалению, пока не все складывается в межконфессиональных отношениях в Беларуси. Зачастую совершенно необоснованным гонения подвергаются протестантские конфессии. И, отвечая на ваш вопрос, кого мы собираемся защищать. Мы совместно с Белорусским Хельсинкским комитетом собираемся написать письмо к руководству Белорусской православной церкви по фактам притеснения протестантских конфессий.

- Так от кого надо защищать протестантов: от государства, или от РПЦ?

- От наиболее ретивых представителей тех или иных конфессий, которые получили благословение свыше и так или иначе им злоупотребляют.

- Но подобными вопросами занимается уже Белорусская христианская демократия, активисты которой, со слов их лидеров, собрали несколько сот тысяч подписей за изменение законодательства о свободе вероисповеданий. Вы хотите им составить конкуренцию?

- Мы ни в коем случае не воспринимаем БХД как своих конкурентов. По целому ряду причин. Во-первых, мы не заявляем о своем активном участии в политической жизни. Мы – общественное объединение, и будем действовать в соответствии с уставом, как общественное объединение. Я вообще хочу сказать, что христианство и политика - две трудно совместимые вещи. Поэтому мы с натяжкой видим свое участие в активной политической жизни. Как антитезис этому я могу привести пример западных стран, где христианско-демократические партии играют заметную роль в обществе. И Беларусь, как европейская страна, никуда о этого не уйдет. Я в этом уверен. Но первый блин, как говорится, вышел комом. И христианская демократия, в том виде, в котором она заявлена новоиспеченной партией БХД, она существовать не будет. Но возможно, что эта партия претерпит какое-то перерождение и перерастет в нечто большее.

- На чем базируется ваше скептическое восприятие БХД?

- Причины этого я вижу в следующем. Во-первых, в руководстве БХД сложились абсолютно разные люди. Это и практикующий христианин Георгий Дмитрук, и романтик национального возрождения, вполне искренний человек Павел Северинец, А также это и другие люди, которые являются прагматиками в политике и недостаток образования компенсируют переизбытком радикализма, рассчитывая, видимо, что за переизбыток радикализма они получат переизбыток материальных средств.

- А почему же в руководстве БХД собрались такие разные люди?

- Да потому, что сам фундамент БХД основан на нескольких противоположных идеях. Таких же противоположных, как люди, которые собрались в руководстве этой структуры.

- Какие же эти противоречия?

- Это идея христианизации белорусов, как написано в труде Северинца "Национальная идея", и идея национального возрождения – так называемая белорусизация христиан. Но как показывает история, национальная идея и христианская идея – они очень плохо уживаются под одной крышей. Поэтому не удивительно, что партия БХД не имеет серьезного влияния среди христианских кругов. Можно быть или левым или правым, но нельзя создать лево-правую или право-левую партию. Дело в том, что христианство отменяет национальную идентичность и заменяет ее, собственно, христианской. Еще апостол Павел сказал в Послании к Коринфянам, что во Христе не будет ни эллина, ни иудея. То есть христианство снимает вопрос о национальной идентичности. Или вспомним Пятидесятницу, когда апостолы заговорили на разных языках. Или вот ситуация четырехъязычия швейцарского или белорусского, которое существовало в 20-м веке. Я считаю, что христианин никогда не будет ставить языковой вопрос и сталкивать, допустим, русскоязычную и белорусскоязычную общины республики. А в действительности, как я вижу на практике, в БХД существует некий эзотерический разрыв…

- В чем же конкретно состоит этот "эзотерический разрыв"?

- Допустим, вы вступаете в секту "Аум Сенрикё", и вы думаете, что будете заниматься духовным буддистским просвещением, а потом вам говорят, что вам нужно идти в метро и распылять "зорин". То есть между тем, что вы знали в начале, когда вступали в организацию, и в конце, когда вы из нее выходили, как говорится, дистанция огромного размера. Так и в БХД есть переизбыток радикального элемента. Я знаю заповедь "любите ненавидящих вас". Но почему "фишкой" БХД являются нападки на геев и коммунистов? Это что, самый больной вопрос для Беларуси? Здесь что, такие же гей-парады, как в Америке, проводят?

Или возьмем тех же коммунистов. Я не понимаю этой паранойи по поводу коммунистического покаяния, причем, новых деятелей компартии, которые никакого отношения не имеют ни к сталинским репрессиям, ни к насильственному переселению чеченов, ни к развязыванию войн… Зачем нужно заставлять их каяться? Я думаю, что это можно проиллюстрировать словами президента США Обамы, который сказал Путину: "Вы стоите одной ногой в прошлом". И на самом деле, БХД стоит одной ногой в прошлом и повторяет ошибки инквизиции.


- Откуда, на наш взгляд, эта "идеологическая каша" в головах лидеров БХД?

- Думаю, что в первую очередь это проявление недостатка образования, которое отдельные лидеры БХД пытаются компенсировать переизбытком радикальных формулировок. С другой стороны – это следствие идеологической несовместимость двух идей, на которых базируется БХД. И естественно, когда сталкиваются две противоположные идеи, то одна из них начинает превалировать над второй. В случае с БХД это идея разделения по национальному признаку, которая чужда толерантному белорусскому народу и несвойственна современному христианству.

- И все же, существует ли возможность для сотрудничества организации "Мир для всех" и БХД?

- Наш кадровый потенциал и потенциал БХД, совершенно различный. В нашей организации нет людей, которые являются членами БХД, и не потому, что мы им запрещаем. Просто так сложилось. Мы организации хотя и родственные, но все же с разной направленностью. Во-первых, "Мир для всех" не политическая организация, а БХД – политическая . Во-вторых, мы организация умеренная и выступаем за укрепление толерантности. А в БХД, как я уже подчеркнул, не все, но есть определенный контингент людей, который привносит национал-радикализм в христианскую идею, которой этой национал-радикализм чужд. Поэтому на данном этапе взаимодействовать мы не собираемся.

Но если в БХД произойдут какие-то конструктивные сдвиги, если их позиция прояснится. И мы увидим, что БХД превращается в нормальную христианско-демократическую организацию европейского типа, то в будущем я такой возможности я не исключаю.


Справка. Сергей Корчицкий. Родился 27 марта 1976 года в Минске. 1998 году окончил Минский государственный педагогический университет. В 2000-2007 годы был главным редактором московского журнала "Теократия". Преподает латинский язык в Институте Иностранных языков в Минске. Директор минского экономического издания "Новая экономика". Поэт-латинист, член союзов писателей Беларуси и России, вице-чемпион мира по японским шахматам сёги среди любителей.

Александр Кутицкий
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Сергей Корчицкий: У БХД в сегодняшнем виде нет политических перспектив