По щекам текло, в рот не попало

Мягким, сперва совершенно безмолвным, затем деликатным, но настоятельным запретом на реализацию импортного пива, дабы приезжие покупали только отечественное, стартовал ЧМ-2014 по хоккею. А завершается он призывом распространить опыт, накопленный при сбыте пенного напитка, на иные товарные группы.

19 мая президент выслушал доклады руководителей министерств и ведомств о проведении чемпионата. Не была забыта и пивная тема, благо как раз накануне появились первые статданные о росте розничных продаж. Видимо, не часто протекционизм по-белорусски приносит такой быстрый и легко калькулируемый эффект, раз президент посоветовал председателю Мингорисполкома Николаю Ладутько: "Используйте этот момент с пивом, чтобы люди привыкали к белорусскому".

Давайте еще раз изучим этот самый "момент с пивом". Но не ради того, чтобы оппозиционненько показать фигу в кармане любимой власти или же, напротив, поддержать ее благое начинание, патриотичненько постукивая по столу пустой пластиковой емкостью. Поговорим о качестве протекционистской политики в РБ.

Оправдан ли протекционизм? Да, если он приносит ожидаемый эффект, становясь стимулом для развития местного производства. Быть или не быть отечественному пивоварению? Конечно, быть, потому как если вы за последние 5-6 лет инвестировали в отрасль порядка $300 млн., а потом махнули на все рукой и пошли хлебать Guinness за углом, то это или безумие, или криминал.

В чем суть "момента с пивом"? Во-первых, мера ситуативная, привязанная к разовому мероприятию, которое сулит безоговорочный рост продаж. Каждый день чемпионат проводить не будешь. Во-вторых, ограничение реализации импортного пива и административное стимулирование сбыта отечественного не оформлено каким бы то ни было законодательным актом - просто руководству страны захотелось, чтобы гости хлебнули пышной белорусской пены и вкусили горького белорусского солода. Эдакое ручное управление бокалом, менеджмент отдельно взятой пивной кружки.

Если говорить о мерах системных и долговременных, то Совмин еще 18 апреля постановлением N365 ввел лицензирование пива, импортируемого из-за пределов ТС, а Минфин постановлениями N19-20 осчастливил всех новыми образцами акцизных марок и резко удешевил их для самой ходовой пивной тары. Но отрапортовать о том, сработали ли эти меры, можно будет лишь по истечении достаточно длительного срока - хотя бы квартала или полугодия.

Если же оценивать "момент с пивом" в ретроспективе последних десятилетий, то следует признать: государство стимулирует, защищает и утешает наших пивоваров подозрительно часто. Можно вспомнить былинные времена изгнания из Беларуси "Балтики", мобилизацию на спасение отрасли самого продвинутого на тот момент "Приорбанка", эпопеи с акцизными марками, оптовыми складами, лицензиями, инвесторами, обязательствами приобретать лишь отечественное сырье и т.п. Были ли эти протекционистские меры действенны? Да. Но действенными они оставались, как и все в Беларуси, "тяжело и недолго". Год, два, три - и настает пора вновь собирать совещание под председательством первого лица, чтобы дать отрасли магический пендель во имя ускоренной модернизации.

Кстати, исходя из чего рассчитываются в отечественных отраслевых госпрограммах производственные мощности и перспективы сбыта продукции? Откуда эти вечные белорусские ошибки при планировании и масштабировании бизнеса, когда в нем прямо или косвенно участвует государство? А последующие поиски простых и легко преодолимых обстоятельств, мешающих выходу на прогнозные показатели: то во всем виновато качество, то рекламы не хватает, то на полочке в супермаркете не туда поставили?

Представьте, что вы - владелец автопарка, в котором числится некий автомобиль. Автомобиль исправен, вы регулярно тратите деньги на амортизацию, техосмотры, ремонт и просто удаление пылинок с лобового стекла. Садитесь за руль, газуете - автомобиль едет, хорошо так, уверенно едет 200-300 м. Ну а дальше нужно толкать вручную, лезть под капот и устраивать публичные разносы механикам. Он вам нужен, такой автомобиль? Да еще с директором автопарка в качестве антикризисного управляющего, аудитора и аниматора?

"Момент с пивом" очень показателен для понимания механизма защиты отечественного товаропроизводителя по-белорусски: ситуативное администрирование никогда не заменит системной промышленной политики. Протекционизм отечественного образца - "залить жало" нескольким десяткам тысяч приезжих и подтянуть показатели по продажам до следующего совещания на высшем уровне - весьма эффектен, но отнюдь не эффективен: по щекам текло, в рот не попало.