ЕАЭС - очередная потемкинская деревня

Как всегда в подобных случаях, подписание президентами Беларуси, России, Казахстана договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) официальные СМИ назвали историческим событием. Но в действительности это дело происходит абсолютно в духе формирования прочих подобных интеграционных образований на постсоветском пространстве, начиная с СНГ. То есть — декларативность, преимущество формальной стороны дела над реальным содержанием и практической пользой.

Начнем с того, что название этого объединения не соответствует содержанию. Ведь экономический союз предусматривает унификацию макроэкономической политики государств-участников. Пока до этого еще далеко. Обычно экономические союзы строятся поэтапно, начиная с низших форм интеграции. Сначала создается таможенный союз, зона свободной торговли. И только потом переходят к высшему этапу. Здесь же произошло так, что, не достроив первый этаж, начинают перескакивать на другой.

До сих пор не завершено создание полноценного таможенного союза. Ведь по многим товарным позициям страны-участницы имеют различные пошлины.

С 2012 года в рамках трех стран якобы существует Единое экономическое пространство. То есть должна функционировать зона свободной торговли, должно происходить свободное, без ограничений движение капиталов, товаров, услуг, рабочей силы. Но год назад премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович отмечал, что только "две трети товаров и одна треть услуг перемещаются в "тройке" свободно". И констатировал, что "значит, общего рынка в полном смысле слова нет". Например, существует 25 барьеров, препятствующих торговать продуктами питания. Создание общего рынка в энергетической сфере запланировано только на 2025 год.

Экономический союз — более высокая форма интеграции. Он предусматривает унификацию макроэкономической политики государств-участников: установление общих параметров бюджетного дефицита, правил формирования обменного курса национальных валют, уровня инфляции и др. Это значит, что важные направления экономической политики должны передаваться на наднациональный уровень.

Но здесь и возникает ряд проблем. Ведь объединяются страны, разные по размеру, по структуре экономики (у России и Казахстана — свои ​​газ и нефть, в Беларуси их почти нет), по степени рыночности. И главное: интеграцию проводят три государства с авторитарными режимами. А авторитарные лидеры не любят делиться властью, передавать принятие важных решений на наднациональный уровень. Разве можно представить, что белорусское руководство не может само определять обменный курс рубля, уровень инфляции, степень поддержки своих производителей? Это же разрушит саму модель ручного управления экономикой.

В ходе подготовки соглашения о создании ЕАЭС все спорные вопросы выносились за скобки, их решение переносилось на более поздний срок или на двусторонний уровень. В итоге учредительные документы оказались выхолощенными, декларативными.

Кому и зачем это нужно? Прежде всего, России. Именно сейчас более чем когда-либо видно, что для Москвы ЭАЭС — это прежде всего политический, точнее геополитический проект, и только потом — экономический. Интересно, что в первоначальном варианте договора, предложенным российской стороной, была большая политическая составляющая. Там был общий парламент, общее гражданство, внешняя политика, паспортно-визовая сфера, общая охрана границы и пр. То есть некая копия Евросоюза. Но Казахстан запротестовал, и в итоге всю политическую часть выбросили.

Для России, которая "встает с колен", очень важно восстановить статус великой державы, которая объединяет вокруг себя постсоветское пространство. А Путин создает образ собирателя земель. И формирование ЕАЭС — как раз в рамках этого тренда.

Кроме того, на фоне украинского кризиса, в условиях международной изоляции, в которой оказалась Россия, конфликта с Западом значение евразийского проекта для Москвы возрастает, ведь надо доказать, что никакой изоляции нет. А российское общество, находящееся в состоянии шовинистического подъема, требует от руководства все новых успехов. Последние события в Украине таким успехом внешней политики РФ назвать трудно. Поэтому придумываются какие-то новые конструкции. Вот Россия подписала важное соглашение с Китаем, которое эксперты также называют скорее геополитическим, чем экономическим. И образование ЕАЭС — из этого ряда.

Таким образом, будет еще одно объединение. Вслед за СНГ, Союзным государством, ОДКБ, ЕврАзЭС. Можно запутаться. Очередная потемкинская деревня.

А у Беларуси нет другого выхода, кроме как присоединяться к этим геополитическим играм. Ведь участие в упомянутых интеграционных образованиях — это необходимое условие получения нефти и газа по льготным ценам, без чего белорусская экономика существовать не может.