Осторожно – стулья разъезжаются

Даже после вступления в "Восточное партнерство" руководство Беларуси не прекратило попыток усидеть на "двух стульях". И это понятно. "Восточное партнерство" придает нашей системе легитимность и европейскую респектабельность.

"Это свободные страны в центре Европы - Молдова, Украина, Беларусь. Есть страны Закавказья...", - сказал глава Еврокомиссии в России Марк Франко в ходе онлайн-конференции на сайте Газета.ру. Администрация категорически довольна, что европейские политики якобы признают нашу систему свободной и демократической. Но между тем Европа не дает и даже не обещает тех дотаций и преференций, которые мы получаем от России. "Беларусь должна стоять на двух ногах. Иметь отличные отношения с Россией, нам ее никто никогда не заменит, там мы основные энергоносители на льготных условиях получаем, там во многом наш рынок, наши связи. А с другой стороны, мы должны работать с Европой", - сказал Владимир Семашко.

Что же, честно и откровенно, даже нечего добавить. Соответственно, министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов заявил, что участие Беларуси в "Восточном партнерстве" не заставляет ее делать выбор между отношениями с Европейским союзом и Россией. "Мы четко и ясно всем сказали, что такого выбора мы делать не будем, он неправомерен, и наша задача иметь глубокие отношения как с нашим давним и основным союзником Россией, так и с принципиально важным соседом Европейским союзом", - сказал министр. Однако не все зависит только от желания руководства Беларуси. Дело в том, что в последнее время европейский и российский "стулья" разъезжаются все дальше друг от друга и усидеть на обоих одновременно становится все более проблематично, с какой бы страстью мы этого ни желали.

Вот, к примеру, Александр Лукашенко заявил что "там (в "Восточном партнерстве") нет никакой политики". "Причем здесь права человека и демократия к нефти и газу?" – задал белорусский президент риторический вопрос ("Взгляд", 09.05.2009). Действительно, к демократии "Восточное партнерство" имеет лишь косвенное отношение, а больше к нефти и газу, особенно ко второму. Между тем нефтегазовые отношения России и "запада" пока находятся в стадии ухудшения, а не улучшения. Заместитель помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам Мэтью Брайза в интервью радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что Вашингтон не допустит "доминирования" России в энергетических проектах на Южном Кавказе и сопредельных территориях.

Речь, в частности, идет и о проекте строительства европейцами газопровода Nabucco, за заполнение которого, как ожидается, будут отвечать государства Закавказья и Туркмения. Строительство Nabucco, отметим, невыгодно "Газпрому". Брайза отметил, что решение Вашингтона перезагрузить отношения с Москвой не означает, что США не будут сопротивляться попыткам России доминировать на маршрутах поставок углеводородов из каспийского региона в Европу. "Мы не хотим, чтобы эта огромная компания ("Газпром"), которая уже построила северный коридор, контролировала и южный коридор, потому что тогда нет конкуренции, и рынок не действует нормально" - заявил Брайза (Lenta.Ru, 11.05.2009 г.).

Соответственно, и Россия "обижается" на "Восточное партнерство" - не за продвижение демократических свобод, которое реально и не предусматривается, а за антироссийские энергетические соглашения. Приведу лишь то, что касается конкретно нас. "Зато Беларусь подписала декларацию о сотрудничестве в области энергетики, которая, в частности, предусматривает осуществление проектов в сфере поставок и транзита природного газа в среднесрочной перспективе. Данный документ характерен тем, что разрабатывался без участия российской стороны, странами-транзитерами (Беларусь, Украина и Молдова) и государствами-потребителями ЕС, впервые собравшимися на единой площадке переговоров. При этом совершенно, как и ранее в случае с проектом модернизации ГТС Украины, ЕС, увлеченный политическими императивами, проигнорировал тот очевидный факт, что Россия для него остается в области энергетики основным партнером (более 60% российского экспорта природного газа и более 50% нефти приходится на Евросоюз). А ведь никаких прав на природные ресурсы, на предприятия нефтегазовой отрасли и трубопроводы России и, соответственно на ожидаемый увод финансовых прибылей с территории РФ, ЕС не получит, поскольку нынешнее российское руководство дало однозначно понять, что ратификации Договора к Энергетической хартии, в которой заинтересован ЕС, не будет. Вместе с тем, подписанная в Праге энергетическая декларация достаточно болезненна для России, компании которой экспортируют 95% всего объема энергоресурсов через территории иностранных государств, в основном участников "шестерки", и нарушает, фактически, принципы непрерывности энерготранзита в ЕС и невмешательство в транзитный режим третьих лиц. В силу и этих новых реалий проект наращивания поставок газа в ЕС в виде строительства участка газопровода "Ямал – Европа-2" через территорию Беларуси, который настойчиво лоббирует Минск, для России окончательно потерял свою привлекательность, уступая стремлению РФ развивать пути транспортировки своего газа в обход территорий стран-членов "Восточного партнерства". Это, по мнению российской стороны, снижает риски и стоимость транспортировки российского газа и повышает надежность его поставок в государства Евросоюза" (Александр Фадеев, Заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ, "Материк", 12 мая).

Таким образом, в области газа, как лично мне кажется, мы неудобно устраиваемся на два "стула", а попадаем между "молотом и наковальней". К слову, надеюсь, мы все досконально просчитали и хорошо подготовились к тому, что Беларусь в отместку за "Восточное партнерство" будут "душить газом", особенно когда подморозит? А то ведь состояние экономики и так не блестящее.

Ну ладно, пойдем дальше. Вот недавно произошло обострение конфликта между Россией и НАТО по поводу шпионажа. А тут еще различные подходы к грузинской проблеме. Раздраженная запланированными НАТО военными учениями в Грузии, Россия усилила напряженность, официально заявив о развертывании российской военной охраны на "границах" между самой Грузией и двумя отколовшимися от нее регионами, которых теперь активно поддерживает Москва. В соответствии с соглашениями, подписанными президентом Дмитрием Медведевым, Россия в течение ближайших 5-10 лет обязана охранять границы Южной Осетии и Абхазии, включая и береговую линию Черного моря. США, НАТО и ЕС критикуют этот шаг, заявляя, что он нарушает договор о прекращении огня, заключенный в августе прошлого года, когда посредником на переговорах выступил ЕС, после чего бои на Кавказе прекратились. В Госдепартаменте заявляют, что предпринятый Москвой шаг также нарушает территориальную целостность Грузии. Тут наша ситуация вообще анекдотическая.

Как участник Союзного государства мы на самом высоком уровне говорим о теплых и дружеских отношениях с руководством независимых Южной Осетии и Абхазии, оказываем им всяческую помощь и поддержку. В то же время, как участник "Восточного партнерства" мы с новым союзником Михаилом Саакашвили должны отстаивать территориальную целостность Грузии и бороться с российской экспансией на Кавказе. Очень мило, но вряд ли это можно тянуть долго. Российский и "западный" "стулья" и здесь разъезжаются все дальше и дальше.

Это лишь пара примеров, которые можно множить и множить, но даже эти иллюстрируют общую тенденцию. "Стулья" все разъезжаются. И если так будет продолжаться и далее, то сидеть на обоих сразу скоро станет просто невозможно, как бы нам этого ни хотелось. Так что все-таки лучше заранее выбрать "стул", чтобы не оказаться невзначай на голом и жестком полу.

Ведь хорошо, если рельсы России и "запада" внезапно и резко сойдутся. Такой вариант теоретически возможен, хотя и с относительно небольшой вероятностью. Тогда мы действительно сможем прочно угнездиться, сосать двух маток, строить мосты, объединять христианство и так далее по всему спектру наших чаяний. Ну а если такого совпадения интересов России и "запада" не случится?

Юрий Пшенник, эксперт аналитического портала "Наше мнение"

поделиться