Как уменьшить коррупцию

На прошлой неделе Александр Лукашенко провел совещание по вопросам совершенствования законодательства по борьбе с коррупцией. О том, какие меры нужно предпринять, чтобы искоренить явление, с которым президент борется с 1994 года, пишет профессор Григорий Василевич.

Коррупция ослабляет государство, подрывает перспективы экономического развития, снижает эффективность человеческого потенциала, подрывает доверие к власти. Это справедливо отметил президент Беларуси на совещании на прошлой неделе.

Поэтому совершенствование антикоррупционного законодательства – процесс объективный. На искоренение коррупции должна быть направлена вся институциональная система государства и общества, а не отдельные его сегменты в виде правоохранительных органов. Необходимо также менять стереотипы поведения граждан и чиновников.

Направления борьбы с коррупцией представляются следующими.


1. Разумная (рациональная) экономическая и налоговая политика:

- создание равных условий для государственного и частного сектора;

- упрощение налогового законодательства;

- эффективность работы налоговой службы;

- анализ причин появления теневой экономики (министерств и научных учреждений достаточно, а эффект пока здесь минимальный);

- разумное сочетание различного рода стимулов карательного и поощрительного характера, направленных на "вывод" экономики из тени.


2. Эффективная правовая и судебная системы:

- устранение избыточности правового регулирования;

- рациональное регулирование отношений с учетом конституционных принципов и норм;

- стабильность законодательства;

- прогнозирование последствий принятия новых актов;

- повышение авторитета и ответственности судебной власти за надлежащее исполнение принципов и норм, зафиксированных в Конституции;

- ответственность руководящих органов судебной власти за необеспечение единства судебной практики, законности (разумности) вынесенных судебных постановлений.


3. Дополнение государственного контроля, в том числе финансового, контролем общественным:

- использование парламентского контроля, контроля со стороны местных представительных органов с систематической публикацией отчетов о проделанной работе в официальных изданиях указанных органов;

- взаимодействие в этой работе с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;

- постоянный анализ существующей системы взаимоотношений граждан и органов государственной власти, системы принятия решений, касающихся деятельности предпринимательских структур, движения финансовых потоков с целью упреждения зон возникновения коррупционных угроз;

- публичное раскаяние в совершении коррупционного преступления (причем это может влиять на меру наказания): просто откупиться штрафом, даже многократным, или возмещением ущерба недостаточно. Наказание стыдом, чего не чураются в США и других западных странах, должно стать одной из мер, сопровождающих традиционную юридическую ответственность.

4. Дальнейшая административная реформа и совершенствование системы государственной службы:

- сокращение излишнего управленческого персонала в сфере исполнительной власти;

- создание службы внутренней безопасности (антикоррупционных подразделений) в министерствах и государственных комитетах, других значимых организациях из числа работающих там специалистов (в рамках существующей численности). В их составе должны быть профессионалы, хорошо знающие специфику работы ведомства. Пока различного рода комиссии в министерствах работают на "любительском" уровне;

- более широкое использование правоохранительными органами возможности официального предостережения чиновников, если появляются основания подозревать в совершении порочащих проступков. Любое доказанное свидетельство коррумпированности чиновников влечет увольнение, в том числе в связи с утратой доверия;

- совершенствование практики подбора кадров на коррупциогенные должности. Не только поручительство при приеме на работу, но и ответственность, хотя бы моральная, поручителей за своего коллегу;

- периодическая проверка должностных лиц, распоряжающихся материальными и финансовыми ресурсами, на полиграфе (детекторе лжи). При этом в контракте оговорить возможность его досрочного расторжения по соглашению сторон по причине выявленных на полиграфе оснований полагать о наличии злоупотреблений (увольнение за виновные действия, в том числе в связи с утратой доверия, возможно лишь при подтверждении иным способом злоупотреблений со стороны такого лица);

- изъятие в доход государства имущества чиновников, стоимость которого превышает его доходы, происхождение которого он не может подтвердить (срок исковой давности установить не менее десяти лет).


5. Регулярное обновление направлений и содержания антикоррупционных мер:

- подготовку проектов антикоррупционных программ, в том числе региональных, ведомственных осуществлять с широким привлечением специалистов и общественности, граждан;

Антикоррупционная программа - это рецепт выздоровления, лечения болезни, благодаря успеху которого будет сильным государство, общество, будет только расти авторитет и уважение власти.


6. Повышение роли и ответственности общественных формирований (союзов предпринимателей и др.) в предупреждении и искоренении коррупции.

В завершение отметим, что при доведении до сведения граждан проектов соответствующих актов, существенных предложений от них поступит еще больше.


Справка.

Григорий Василевич. Бывший председатель Конституционного суда (1997-2008), генеральный прокурор РБ (2008-2011), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РБ, заведующий кафедрой конституционного права юрфака БГУ.