Нарастающий ком приватизации

Представитель МВФ Наталья Колядина рассказала СМИ, что договоренности между Беларусью и фондом подразумевают приватизацию 5 крупных белорусских предприятий и создание национального Агентства по приватизации. Пока предприятия не называются, но к ноябрю перечень должен быть готов. Какими аргументами МВФ обуславливает приватизацию как условие продолжения кредитования Беларуси? Какие пять предприятий, по вашему мнению, могут быть внесены в этот перечень? На эти вопросы отвечает эксперт аналитического портала "Наше мнение" Татьяна Маненок.


- Недавно МВФ принял решение об увеличении финансирования программы stand-by в Беларуси на USD1 млрд – до 3,52 млрд. Условия выделения дополнительного кредитования также предполагают, что белорусские власти приступят к реальной приватизации предприятий. МВФ таким образом подчеркивает актуальность структурных реформ, неотъемлемой частью которых является приватизация. Международные эксперты понимают, что в стране как можно скорее должна быть создана экономика, в основе которой лежит не господдержка, а частная инициатива и свободная конкуренция. Без приватизации такую систему не создать.
Пока ГКИ работает над концепцией новой структуры. Специалисты ГКИ совместно с экспертами Международного валютного фонда сейчас обсуждают организационные вопросы, статус агентства, его подчиненность, а также ближайшую программу работы. Предстоит создать также нормативно-правовую базу функционирования будущего агентства.

По имеющимся данным, Госкомимущество Беларуси (ГКИ) планирует до 20 июля внести в правительство предложения по созданию Агентства по приватизации. С новой структурой международные эксперты связывают надежды на ускорению приватизации в стране.
На начальном этапе обсуждается возможность продажи через открытый аукцион или конкурс пакетов акций 5 крупных белорусских предприятий. Предполагается, что продажи могут быть объявлены уже в начале 2010 г. Подготовка к конкурсам и аукционам будет проводиться при техническом содействии экспертов международных организаций. Как планируется, экспериментальные продажи первых 5 предприятий станут началом системной приватизации в стране.

Какие из белорусских предприятий войдет в первую пятерку, пока неизвестно. Можно предположить, что "счастливчиков" в конечном итоге определит Администрация президента по согласованию с президентом, поскольку именно она она сейчас играет ключевую роль при проведении приватизационной политики в стране.Можно предположить, что в первой список не попадут "голубые фишки" и стратегически значимые для национальной экономики предприятия, приватизация которых предполагает индивидуальный подход.

Скорее всего, это будет средние предприятия, которые в стратегическом плане потенциальным покупателям малоинтересны – в частности предприятия легкой или деревообрабатывающей промышленности (например, концерн «Беллегпром» под инвестиционные условия готов полностью распрощаться с госпакетами в ряде ОАО). Но чтобы кампания не оказалась холостой, думается, что в экспериментальном списке окажется и парочка привлекательных активов.

В принципе, не столь важно, какие предприятия могут быть выставлены в первоочередном порядке на открытую продажу. Суть инициативы МВФ, хотелось бы думать, не только в том, чтобы объявить о продаже госпакетов 5 предприятий и этим ограничиться.
Главное – дать толчок системному процессу белорусской приватизации. Думается, многие белорусские чиновники уже хорошо понимают, что без приватизации, без создания рынка капиталов Беларусь никогда не сможет создать конкурентную экономику. Неслучайно на вопрос журналиста, не слишком ли скромен перечень для приватизации, чиновник ГКИ с обидой
заметил: "Но ведь это только начало".

Хотелось бы верить, что белорусским приватизаторам, имеющим, по крайней мере, неплохую теоретическую подготовку, в тандеме с международными экспертами удастся придать импульс системным приватизационным процессам в Беларуси в соответствии с мировыми стандартами.

Однако иллюзий на этот счет нет.

Прежде всего, пока неясен сам статус Агентства по приватизации, неизвестно также, кому он будет подчинен. По имеющимся данным, сейчас обсуждается возможность его подчинения Администрации президента, Минэкономики, а также создание его на базе Фонда госимущества.

Однако, как свидетельствует международный опыт, такое Агентство должно быть не только независимым от отраслевых министерств, Администрации президента, правительства, но и наделено соответствующими полномочиями по распоряжению государственного имущества. Правительство неоднократно пыталось расширить свои полномочия – хоть чуть-чуть перетянуть одеяло на себя, однако это ему не удалось.

Нелишне напомнить, что в июне 1997 года, подписав меморандум со Всемирным банком, правительство Беларуси также взяло на себя обязательство ускорить приватизацию. Речь тоже шла о готовности продать 5 крупных предприятий.

Тогда при отборе претендентов в числе главных критериев были следующие. Это должны быть промышленные предприятия с численностью свыше 2 тысяч человек. Отмечалось, что госдоля на этих предприятиях в результате приватизации должна стать ниже 50%. Тогда в пятерку попали ОАО "Гомельская промышленно-торговая фирма "8 Марта", "Мозырьдрев", "Красносельскцемент" (г. Волковыск), "Мозырьпромстрой" и "Белсантехмонтаж N1" (г. Минск). Их ценные бумаги Мингосимущество пообещало продать на инвестиционных торгах (если ими заинтересуется инвестор), или же на чековом или денежном аукционах, или через отделения Беларусбанка.

И что же? Усилия, безусловно, предпринимались с обеих сторон, но эти предприятия так и не удалось приватизировать.
Чтобы придать белорусской приватизации системность, нужно менять существующее приватизационное законодательство. Пока в стране все приватизационные сделки стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин (1 БВ – Br35 тыс) контролируются президентом страны, не будет системности в этом процессе – останутся штучные сделки. Отметим, что ни Назарбаев, Ни Гавел, ни Ельцин приватизацией не занимались. В Беларуси директивно ответственность за процесс приватизации возложена на ГКИ, но оно не обладает ни полномочиями, ни необходимыми инструментами.

Если Агентство не получит соответствующих полномочий по распоряжению госимуществом, оно ограничится всего лишь выполнением доведенных ему показателей – то есть, приватизацией 5-10 предприятий. Что сути не меняет.

Ключевая задача для Беларуси сегодня – повысить эффективность своих предприятий, открыть себя миру, чтобы конкурировать на мировых рынках. Приватизация – один из важных компонентов решения этой задачи, но при обязательном условии либерализации экономики и создании понятной законодательной базы.

Белорусские власти до сего времени не рассматривают приватизацию в качестве механизма, способствующего более эффективной работе предприятий. Им по-прежнему кажется, что нужно удержать в своих руках то, что есть, и не допустить никакой приватизации, потому что она приведет только к худшему.

Власти по-прежнему думают, что в Беларуси сосредоточены огромные богатства, и "денежные мешки" только и мечтают его скупить. Но в мире идут сегодня совсем другие процессы. На мировом рынке больше желающих продать предприятия, чем купить. Государство опаздывает с реструктуризацией предприятий (государство все еще держит защитный зонт над потенциальными банкротами).

В Беларуси до сих пор нет понимания, что активы некоторых хронически убыточных предприятий разумнее просто отдать инвестору в обмен на обязательства по развитию предприятия. Важно понять, что сейчас для государства важнее изменить структуру экономики, чем рисковать потерей многих предприятий в связи с неблагоприятной конъюнктурой.

Отсутствие политической воли, неготовность к принятию тяжелых решений являются основным барьером на пути приватизации в Беларуси. Нельзя сбрасывать со счета и противодействие со стороны управленческого аппарата. В этой ситуации сложно рассчитывать, что с помощью международных экспертов ситуацию удастся изменить принципиально.

Справка. В соответствии с планами правительства в Беларуси в 2008-2010 гг должно быть акционировано 519 предприятий, в том числе в 2008 – 176, в 2009-м – 213, в 2010-м – 130 предприятий.

В 2008 г правительство постановлением N1709 внесло изменения в план приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008-2010 гг. Из перечня 2008 г были исключены 5 предприятий Минстройархитектуры, внесены также изменения в программы приватизации на 2009 и 2010 гг. Они касаются объектов республиканской собственности Минстройархитектуры и Минжилкомхоза. Из плана приватизации в 2010 г исключены 7 предприятий Минжилкомхоза.

В 2008 г Госкомитет по имуществу акционировал рекордное количество предприятий – на базе 156 республиканских унитарных предприятий создано 107 акционерных обществ. Преобразование предприятий в ОАО ГКИ проводил как на базе одного унитарного предприятия, так и на основе имущественных комплексов нескольких предприятий. На созданных в прошлом году 107 ОАО занято более 89 тыс. человек. В уставный фонд этих акционерных обществ включено госимущество более чем на Br4 трлн.

В 2009 г планируется продать по конкурсу и на аукционах акции 44 ОАО, которые вошли в трехлетний план приватизации на 2008-2010 гг. Данный перечень сформирован исходя из интересов потенциальных инвесторов, утверждают в ФГИ.

поделиться