Беседа о выборах № 3

Россия на белорусских выборах

Официальное начало предвыборного процесса в Беларуси явно задерживается. Постепенно стихают прогнозы о переносе выборов на осень, все более зыбкими становятся даты проведения Всебелорусского народного собрания. А. Лукашенко явно нервничает, ссылается на уборку урожая, подготовку планов новой пятилетки, обещает среднюю зарплату в 500 долларов, т.е. кокетничает – мол, ему и не до выборов. Все это свидетельствует, что с белорусским политическим расписанием имеются серьезные проблемы.

Пробуксовка выборов не связана с сегодняшней (июль 2010 г.) внутриполитической или внутриэкономической ситуацией, а в большей степени сигнализирует о проблемах внешних. Развернувшийся полноценный российско-белорусский политический кризис, составной частью которого оказалась встречная информационно-пропагандистская кампания, оказался совсем некстати, а контрпропаганда со стороны Москвы явно спутала карты белорусского руководства.

Белорусский президент уже не вспоминает, как в мае текущего года он, после встречи с Д. Медведевым, пытался намекать, что получил поддержку Кремля на четвертый срок. Сейчас основной тезис А. Лукашенко и белорусских СМИ: внешнеполитическое "давление на Беларусь" с востока нарастает день ото дня.

Казалось бы, создались прекрасные условия для развертывания предвыборной кампании под лозунгом "Родина в опасности". В этом случае А. Лукашенко выступает в роли "защитника" белорусского суверенитета… Во всяком случае, именно в таком формате кампания и планировалась. Но получился сбой…

Проблема, как всегда, оказалась в Москве. Минские "режиссеры" считали, что России в этом предвыборном спектакле предстояло сыграть роль обреченного на заклание быка на арене, где он должен обязательно пасть от руки тореадора. Если до этого счастливого для белорусской номенклатуры момента бык (Россия) немного продемонстрирует свою спесь, то это только на пользу тореадору, так как окажется свидетельством того, что тореадор завоевал свою победу в честной и справедливой борьбе.

В политической реальности столь красивый сценарий не сработал. Бык (Россия) оказался не столь пассивным, как кому-то хотелось в Минске, кроме того явно мощнее и эффективнее "тореадора" (А. Лукашенко). В итоге, сейчас бык не без успеха гоняет тореадора по цирку, возбуждая злорадство белорусского электората.

Провальный сценарий

Почему так получилось? Методология позиционирования А. Лукашенко на выборах оказалась слишком далека от политической реальности. С одной стороны А.Лукашенко, как это понималось в белорусском руководстве, должен был в преддверии выборов получить от России обычный набор преференций и дотаций, обеспечивающих реальное улучшение экономического состояния республики и рост благосостояния народа, что в свою очередь, должно было продемонстрировать эффективность экономической политики белорусского президента и его возможности по решению проблем республики в Москве. В принципе, данный предполагаемый успех на востоке должен был стать экономической основой легитимизации четвертого срока.

С другой стороны, экономическая поддержка со стороны России – сохранение низких цен на поставляемый в республику природный газ, получение беспошлинной нефти, доступ к российской государственной системе закупок, лизинга и гос.гарантий, кредиты, включая колоссальный кредит для постройки Белорусской АЭС, и т.д. не должны были выглядеть подачками. А.Лукашенко должен был предстать в роли победителя Москвы, который «вырвал» из рук "хищных российских олигархов" то, что ему (говорится "белорусскому народу") принадлежит по праву – "республика не нахлебница".

Все это должно было проходить на фоне буквально рыцарской борьбы за суверенитет и независимость республики.

Именно такие причудливые предвыборные кружева должны были обеспечить А. Лукашенко легитимность его четвертого президентского срока, так как в реальности говорить о реальных выборах в условиях классического авторитарного режима могут только или крайне неграмотные люди или откровенные или скрытые сторонники режима А. Лукашенко.

Однако, сценарий не сработал – все вводные противоречили друг другу и были рассчитаны на то. что в российском руководстве сидят "овощи". Тут и случился сбой. Москве все эти белорусские "хитрости" изрядно надоели и она отказалась играть роль "сырьевого придатка" и "безусловного рынка" для официального Минска. Причем, что оказалось совершенно вне белорусского плана, Москва приступила к полномасштабной "зачистке" российско-белорусских отношений, совершенно не обращая внимания на белорусское политическое расписание (выборы). (Этот момент очень важен и его необходимо запомнить, так как мы к нему еще вернемся).

Накопление проблем

Первым "звоночком" для выборов 2010-2011 гг. оказалось прекращение кредитования Беларуси в июне прошлого 2009 года. Минск как-то не уловил глубину этого решения. Затем российские власти приступили к закрытию пресловутого белорусского нефтяного оффшора. В данном случае стоит вспомнить, что почти два десятилетия белорусские независимые эксперты в стиле конспирологии именно на примере деятельности белорусского нефтяного оффшора рассуждали о взаимных коррупционных интересах белорусских властей и российских нефтяных кампаний. Однако эти фантазии не помещали Москве в январе 2010 г. решить судьбу белорусского нефтяного оффшора практически одним махом.

А. Лукашенко, учитывая, что интеграционный проект Таможенного Союза ЕврАзЭс носит для российского руководства большое геополитическое и внутриполитическое значение, рассчитывал, что он выкрутит руки Москве и заставит Россию заплатить за вхождение республики в ТС. Однако, при всей желательности для России формирования таможенной "тройки", оказалось, что Москву вполне устроит и "двойка". Белорусский президент буквально вскочил на подножку уже "уходящего поезда" интеграционного проекта. Минск в ТС особо не ждали.

Попытки А. Лукашенко оказать на Москву давление в форме венесуэльской нефти, неких перспективных нефтяных разработок в Иране, новой волны белорусско-азербайджанской дружбы, аверса нефтепровода "Одесса – Броды", транзитного союза между Минском и Киевом только убедили российское руководство, что все его действия в отношении белорусских властей правильные и своевременные.

Действительно, как оказалось, Беларусь является вполне состоятельной державой, способной не только покупать энергоносители в другой части планеты, но и транспортировать их через моря и океаны, строить новые трубопроводы и терминалы по приему сжиженного газа. Если смотреть объективно на размах мероприятий, широко рекламирующих освобождение республики от российской энергетической зависимости, то получается, что Беларусь готова инвестировать в проекты по всему свету десятки миллиардов долларов. Естественно, в этом случае говорить о российских дотациях и преференциях, включая беспошлинные газ и нефть, не приходится. Беларусь вполне может их приобрести по мировым ценам.

Китайский фактор, всегда являющийся болезненным для России, был использован официальным Минском в последнюю очередь. Информация о создании в границах Таможенного Союза на территории Беларуси нового китайского Черкизона (под видом промышленной зоны), размах военно-технического и информационного сотрудничество с Пекином, естественно, должна по идее обеспокоить Кремль… Если бы не одно «но»… автор этих строк, не преуменьшая значение китайской «темы» в российско-белорусских отношениях, все-таки хотел бы отметить, что неожиданный всплеск белорусско-китайского сотрудничества оказался как никогда к месту – в самый разгар российско-белорусского кризиса. Это совпадение, безусловно, заставляет задуматься о том, что в этой истории о китайском разведывательном центре под Логойском реально, а что сознательно спущено в медиа-пространство, чтобы пошантажировать Москву… Разберемся чуть позднее.

Однако, результат все равно может быть только одним. А. Лукашенко, в целях привлечения внимания к своей персоне, в настоящее время может объявить о вступлении в НАТО или предоставить экран белорусского телевидения в распоряжение Б. Березовского. Все это бесполезно. Эти действия белорусской стороны только помогают российскому руководству объяснять российскому политическому классу и российскому населению политику Кремля в отношении А. Лукашенко.

Именно московская политика не оставляет А. Лукашенко места в контексте российско-белорусских отношений. Если до недавнего времени он считался в этих отношениях субъектом, то сейчас А. Лукашенко только объект, который объективно мешает их развитию, усложняет внешнеполитическое и внешнеэкономическое положение республики, способствует тому, чтобы некоторые негативные для Беларуси внешние процессы стали необратимыми.

В итоге, в предвыборный процесс А.Лукашенко вступает в роли защитника белорусского суверенитета, но в доспехах дон Кихота. Экономической основы для легитимизации четвертого президентского срока не создано.

Суверенитет Беларуси без дешевых российских газа и нефти никому не нужен. Никто его не проплатит. В этих условиях белорусскому президенту в ходе предвыборной кампании придется оправдываться и обещать электорату очень многое: дешевую венесуэльскую нефть, Белорусскую АЭС, построенную «вопреки всему», сжиженный газ из Катара, рост экспорта на порядок, рост уровня жизни на порядок и т.д. и т.п. Обещания – не конкретные факты поставок и роста зарплат, цена им в устах А.Лукашенко очень хорошо известна. Тем более будет сложно что-то обещать, когда с 1 января 2011 г. цены на газ достигнут 250 долларов за тысячу м.куб. Если не больше… Между прочим, белорусский президент уже обещает: "Я не думаю, что у нас ситуация ухудшится, как бы там ни трепыхались на Востоке, в других местах" (А. Лукашенко, 23.07.10, Гродно)

Но выборы, т.е. очередную процедуру легитимизации очередного президентского срока, А. Лукашенко не отменит. Ему необходимо сохранить свой имидж легитимного и договороспособного президента, которого невозможно игнорировать и вести дела за его спиной. Белорусский президент будет прорываться к власти несмотря ни на что.

Экспертные сказки

Автор этих строк сомневается, что белорусского президента сейчас можно зомбировать сказками о внутриполитической сваре между Д. Медведевым и В. Путиным или ждать новой войны на Северном Кавказе, а также надеяться на некий социальный конфликт от Калининграда до Владивостока, что свергнет российское правительство, а Россия распадется на радость соседям. В Минске дописались до того, что предрекают получение Беларусью "наследства" от России в виде развитой сети связей и отношений со странами Азии, Африки и Латинской Америки. При этом стоит помнить, что ВВП РБ меньше российского в 40 раз.

Подобного рода бред в белорусском экспертном сообществе появляется не в первый раз, показывая не только местечковый уровень белорусской внешнеполитической аналитики, но и специфический букет внешнеполитических и внешнеэкономических рамок и условий, в которых проходит такого рода "анализ". В итоге, знакомясь с подобного рода "аналитикой", невольно приходишь к выводу, что по мнению различного рода экспертных групп, подвизающихся у АП РБ, современная Беларусь способна выжить только на «костях» ввергнутой в сепаратизм и гражданскую войну России. Логика у таких экспертов странная, если не самоубийственная, так если, не дай Бог, Россия действительно окажется в водовороте конфликтов, было бы наивно рассчитывать, что Беларуси удастся "отсидеться в кустах". Не спасет и венесуэльская нефть. Фактически эти горе - эксперты уготовили А. Лукашенко роль политического мародера. И этот "мародер" уже изготовился к получению столь щедро обещанной "добычи", но… Все это было бы смешно, если бы не так грустно. Сами себя заморачивают собственными мифами.

Предварительный вывод на июль 2010 г.: внешние условия президентских выборов в РБ в 2010 – 2011 гг. остаются крайне негативными для А. Лукашенко и не обеспечивают легитимность процесса выхода белорусского президента на четвертый президентский срок.

Для полноты картины необходимо обратить внимание на внутриполитические условия проведения выборов, которые сложились к середине текущего лета.

Кандидаты

Прежде всего, необходимо отметить, что никаких угроз на внутреннем политическом поле А. Лукашенко не имеет. Оппозиция послушно приняла условия игры по обеспечению легитимности избирательного процесса А. Лукашенко и занята идентификацией своих кандидатов.

Сомнительно, чтобы кандидаты от оппозиции (вернее, пока только претенденты в кандидаты) не понимали, что своей предвыборной суетой они сознательно и целеустремленно обеспечивают А. Лукашенко четвертый президентский срок. Представляется, что большей частью эти люди все-таки видят, что собственными усилиями делают авторитарную власть А.Лукашенко пожизненной. В этом случае, отметая лиц, играющих в откровенно полукашенковскую игру, согласованную с АП РБ, необходимо понять мотивы иных, реальных оппозиционеров, выдвигающихся в кандидаты, т.е. фактически стремящихся записать себя в ряды сотрудников избирательного штаба А. Лукашенко.

Мотивы, по которым происходит выдвижение, скорее всего, сугубо политические. Люди видят, что А. Лукашенко реально не готов к четвертому президентскому сроку, белорусский президент лишен поддержки безусловного и самого стойкого союзника - России. Понятно, что в этих условиях политическое самолюбие берет вверх и появляется надежда, что фортуна сыграет в конце концов в твою пользу.

Позиция, признаться, в определенной степени иждивенческая, так как люди пытаются использовать чужой тренд – обострение российско-белорусских отношений, к которому они не имеют никакого отношения, а просто пытаются использовать чужую борьбу и на ее гребне прорваться к власти. Поразительно то, что большинство такого рода кандидатов годами воевали как раз не столько с А. Лукашенко, а с той же Москвой.

В настоящий момент реально конфликтует с А. Лукашенко именно Москва. Отсюда и непрерывные попытки претендентов в кандидаты зацепиться в среде российского истэблишмента – поездки, обходы кабинетов значимых лиц, раздача пакетов документов, что косвенно подтверждает политическую формулу власти в РБ: "Республикой может руководить только тот человек, что решает проблемы республики в Москве". Стоит отметить, что документы таких кандидатов, которые периодически попадают автору в руки, производят в целом странное впечатление – какие-то вырезки из древних белорусских газет, интервью на мелкие неполитические темы…

Нет ни политических биографий, ни программных заявлений, ни политических сценариев. Возникает ощущение, что Москву просто пытаются втянуть в белорусские выборы на чей-то стороне. При этом почти весь белорусский политический класс уверен, что Москва буквально бредит белорусскими выборами, что, естественно, совершенно не так. У Москвы хватает проблем и без А. Лукашенко.

Более того, Москва не ориентируется на белорусское политическое расписание. Она сама составляет расписание, какое ей выгодно. Поэтому навязывать ей кастинг кандидатов бессмысленно.

Российское руководство, справедливо считает, что белорусские президентские выборы ничего не решают и являются имитационными. В этих условиях не то что участвовать, но даже проявлять к выборам в РБ интерес является контрпродуктивным.

Действительно, если на белорусских выборах невозможно победить альтернативному кандидату, то какой смысл выставлять альтернативу от России против А. Лукашенко? Чтобы белорусский президент эту российскую альтернативу триумфально, благодаря ЦИКу РБ, победил? То есть втягивая Россию в белорусские выборы, кое-кто заинтересован в максимальной легитимности победы А. Лукашенко на выборах, своего рода триумфе над Кремлем на радость Запада… Естественно, на такие глупости Кремль не пойдет.

Возвращаясь к имитаторам политической предвыборной борьбы, т.е. к претендентам в кандидаты в президенты, то стоит упомянуть претензии к ним со стороны А. Лукашенко. 16 июля белорусский президент выразил неудовольствие тем, что до настоящего момента оппозиция не организовала выборы единого кандидата: "Мне так казалось: ну соберитесь вы и определитесь, выдвиньте два-три кандидата - но не десять!.. Мне так и западные политики говорят: мол, они не могут определиться... … надежды на то, что вот они единого кандидата определят Петрова или Васильева, и заменят ныне действующего президента, - это призрачные надежды. В общем-то, господь им в дорогу. Подойдем вплотную к президентским выборам, будем подробно на эту стихийную тему говорить. Сегодня стихия бушует в оппозиции - но это их проблемы, я, честно говоря, не очень в это вовлечен" (А. Лукашенко).

Наличие единого оппозиционного кандидата в качестве партнера в предвыборной борьбе, является одним из важнейших и желательных правил для легитимизации очередного президентского срока. Единый кандидат от оппозиции создает полную иллюзию предвыборной борьбы, что обеспечивает законность победы А. Лукашенко. Белорусский президент хотел бы повторить успех выборов 2006 года, когда наличие в качестве единого кандидата А. Милинкевича позволила ему создать у Москвы впечатление, что Запад и прозападная оппозиция подготовились для его свержения. Нет сомнений, что оппозиция приложит максимум усилий для выполнения поручения А. Лукашенко.

Гапоновщина

К сожалению, предвыборные кампании оппозиционных кандидатов в условиях авторитарного режима можно смело отнести к операциям спецслужб по селекции населения на предмет бунтующего и политически неблагонадежного элемента. Лидеры – кандидаты используются в качестве приманки, на которую слетаются все новые и новые активисты. Все эти энтузиасты мгновенно оказываются учтены КГБ РБ. То, что после выборов, когда они уже сделают свое дело – загонят на избирательные участки максимально возможное число избирателей в пользу А. Лукашенко (как считает Центризбирком всем прекрасно известно), с ними, как всегда, расправятся. Так год от года, от выборов до выборов сокращается оппозиционный актив.

Но не все так гладко и в этом казалось бы уже традиционном процессе. Оппозиции все сложнее изображать себя чем-то политически значимым фактором, прежде всего для Запада, когда в ней остались одни «генералы» без армий. Власть буквально инстинктивно понимает, что постоянные поражения и подспудная игра в поддавки с ней отвращают от оппозиции все больше политически активных граждан республики. Эти люди никуд анне исчезают и они будут искать и, естественно, находить свои формы борьбы с режимом. Это форма противостояния с авторитарным режимом называется Гражданское Сопротивлением.

Самой распространенной формой участия в такого рода Сопротивления является антилукашенковская пропаганда в своем собстеном кругу знакомых, товарищей по работе. соседей, присутствие на интернет - форумах, мелкий саботаж на производстве и службе.

К примеру, отмечены случаи, когда, несмотря на запрет скачивать фильм "Крестный батька", благодаря неизвестным техническим работникам Интернет-провайдеров, фильмы удалось скачать многим посетителям Байнета. Периодически всплывают материалы о неблаговидных делах властей. Собираются досье на наиболее активных сторонников правящего режима. В общем, люди борются, как могут и прекрасно обходятся без оппозиции.

Стоит отметить, что гражданское Сопротивление является обычным и традиционным участием масс народа в пассивной борьбе против авторитаризма. Беларусь в данном случае далеко не пионер. В условиях тоталитаризма гражданское Сопротивление порождает собственных героев - диссидентов.

Естественно, перед спецслужбами стоит задача выявления данных людей, их фиксация. Собрать Сопротивление в одном месте, чтобы всех реально "прихлопнуть", можно только один раз – на площади, когда будут подведены итоги голосования за А. Лукашенко. Именно такой способ политической реабилитации за участие в сценарии властей избрали кандидаты в президенты от оппозиции. Правильно, что мелочиться – собрать всех вместе и сдать властям оптом. То есть за помощь вождей в избрании А. Лукашенко должны рассчитаться актив и представители гражданского Сопротивления.

При этом совершенно понятно, что нет и речи о создании на площади некой критической массы политически активных людей, способных свергнуть режим (а для чего еще собираться? Песни попеть? ). Это физически невозможно. Политические вожаки, собирающиеся по итогам голосования на белорусских президентских выборах вывести людей на площадь, упорно не желают знать одну простую истину борьбы с авторитаризмом: "Если нет 200% уверенности в победе, не стоит и браться за дело". Иначе погубишь людей и обесценишь идею. Без реального актива, без подготовки волны гражданского Сопротивления, забастовок, блокад и мощных информационных ресурсов вывести людей на площадь означает обречь их на репрессии. Но это делают… Так что дело попа Гапона не забыто в современной Беларуси.

Признание

Кому нужно признание Россией итогов белорусских президентских выборов? Безусловно, признание Москвой итогов голосования крайне необходимо А. Лукашенко. Объективно, в признании Россией выборов заинтересованы и оппозиционные кандидаты, так как в этом случае у них появляется возможность себя реабилитировать – "они боролись с режимом, но в итоге Москва поддержала А. Лукашенко". Появляется реальная возможность "перевести стрелки" на Россию, чем они, безусловно, воспользуются. Если Москва действительно признает выборы…

Однако необходимо учесть, что если исходить из современной стадии развития российско-белорусского кризиса, то, если бы выборы состоялись сейчас, признание Москвой четвертого срока А. Лукашенко было бы невозможно.

Стоит напомнить, что продолжающаяся между Минском и Москвой информационная война в настоящее время сконцентрирована на личностях. С одной стороны, в настоящее время благодаря фильмам НТВ А. Лукашенко для российского политического класса и населения России оказался убийцей политических оппонентов, виновником провала экономической и политической интеграции между Россией и Беларуси, предателем ( М. Саакашвили, Б. Березовский) и т.д.

С другой стороны, с белорусской, произошли свои сенсации в уязвлении Д. Медведева и В. Путина. В частности, 6 июля вопрос о легитимности современной власти в России поставил академик А. Рубинов (А. Рубинов. Нельзя забывать, что завтра начинается сегодня. http://www.sb.by/post/102286/). А. Рубинов считает, что "Путина в кресло Президента "за ручку" привел Ельцин, Медведева точно так же "за ручку" привел Путин. Никто из них не пришел к власти в результате предыдущей политической деятельности, не завоевал свой авторитет в открытой борьбе с конкурентами. Но, как водится в России, как только кто–то садится в руководящее кресло, тут же на полную мощность включается административный ресурс. И человек, которого раньше никто не видел и не слышал, быстро становится "вождем нации". Естественно, по мнению академика А. Рубинова, ни Д. Медведев, ни В. Путин не могут похвастаться столь солидной легитимностью, которой обладает претендующий на четвертый президентский срок А. Лукашенко. А. Рубинов, а в его лице и белорусские власти, поставили под сомнение легитимность избрания на пост президента России В. Пунина и Д. Медведева. Следуя их логике, Россией последние десять дет управляют самозванцы, отобравшие президентский пост у его "хозяина" - уроженца Шклова белоруса А. Лукашенко. Российский электорат, посещая с 2000 г. выборы и не догадывался, что они бессмысленны, так как где –то в Минске сидит некоронованный "хозяин семьи русской". В общем, вернулись в XVIIвек, времена самозванцев, Лжедмитриев (выходец из Шклова) и "тушинских воров".

Естественно, в вопросе легитимизации власти есть некая политическая взаимность. Если одна сторона публично ставит под сомнение легитимность другой, то о каком признании друг друга может идти речь?

В данной статье трудно уклониться от комментирования еще одного политического бреда, усердно укореняемого в сознании представителей белорусского политического класса и белорусского электората. Речь идет о неустанных попытках белорусских СМИ закрепить миф о некой сверхъестественной популярности А.Лукашенко в среде российского населения. Приводятся совершенно невероятные цифры весьма странных опросов (к примеру, на радиостанциях). Более того, видимо за неимением реальных аргументов, белорусский агитпроп поступает в своем стиле – выводы основываются на ложной информации: мол, если А. Лукашенко столь популярен среди россиян, то Кремль делает все, чтобы лишить белорусского президента популярности среди населения России. Попутно в Минске никому не приходит в голову, что усилиями белорусского агитпропа из А.Лукашенко сознательно делают виртуального лидера социальных волнений, поджигателя гражданской войны в России.

Естественно, что все усилия белорусских СМИ в данном случае смехотворны и бесперспективны, но сам факт попыток похозяйничать в чужом доме, в данном случае, на российском политическом поле, не оставляет А. Лукашенко перспектив в признании Россией его очередной электоральной "победки".

Данный вывод увязан с современной ситуацией в российско-белорусских отношениях (июль 2010 г.).

Не признали… Что дальше?

Чем грозит А. Лукашенко непризнание со стороны России его "четвертого срока"? На первый взгляд и на первом этапе особых проблем у официального Минска не будет. Ведь по традиции итоги выборов в РБ не признают страны Запада, что не мешает им не только сохранять дипломатические отношения с Минском, но и развивать торгово-экономические отношения с Беларусью. В случаях, когда необходима подпись главы белорусского государства, как, к примеру в момент подписания 7 мая 2009 года акта о вхождении РБ в программу "Восточное партнерство", то подписывал международный документ за президента республики по доверенности его министр иностранных дел.

Однако, не все так просто. Отношения с Россией у республики более сложные и многообразные, чем с Западом. Не часто, но периодически они требуют ратификации парламентом очередных соглашений и их заверение белорусским президентом. Так что, если в текучке А. Лукашенко вполне сможет заменить премьер-министр, то по серьезным вопросам - кредиты, саммиты СНГ, ЕврАзЭс, ТС, основополагающие международные соглашения и т.д. заменить президента трудно, если вообще возможно.

Во всяком случае, непризнание А. Лукашенко президентом в четвертый раз фактически закрывает республике вход в ЕЭП. Следом закрывается доступ к беспошлинной нефти, дешевому газу, российскому и казахстанскому рынку. Можно будет сразу забыть все надежды на инвестиции в РБ с прицелом на рынок ТС … В итоге республика окажется вне интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭС и т.д.

Белорусский политический класс не позволит делать республику заложником. Ведь его надо кормить. А. Лукашенко сам будет вынужден подпихивать Москве то премьер-министра, то вице-премьера. Власть начнет функционировать по доверенности, что в условиях тотальной зависимости экономики республики от благосклонности Москвы и российского рынка, невозможно. В таких условиях уход А. Лукашенко с поста президента неминуем…

Так что "все" можно сделать и без выборов… У А. Лукашенко осталось 150 – 180 дней для того, чтобы заняться своей судьбой.

поделиться