Рецепты от Мясниковича

Стимулирование внутреннего спроса, либерализация земельных отношений и инновационное экспортоориентированное производство. По мнению председателя президиума Национальной академии наук Беларуси Михаила Мясниковича эта триада должна стать основой преодоления кризисных явлений в белорусской экономике. Предложения академии наук по минимизации негативных последствий кризиса в феврале 2009 года направлены в правительство. М. Мясникович комментирует их в интервью агентству "Интерфакс-Запад".

— Михаил Владимирович, в начале года президент поручил ученым подготовить предложения по преодолению негативных последствий в экономике. На какой стадии эта работа?

— Академия наук подготовила и в феврале внесла в правительство антикризисные предложения. Эти предложения внимательно рассмотрены и сделан развернутый план мероприятий по их реализации. Кое-что отклонено, по отдельным вопросам решения были приняты ранее.

— В чем суть внесенных предложений?

— Сегодня, несмотря на все проблемы, платежеспособный спрос населения остается неудовлетворенным. По нашим оценкам, это составляет около 4 млрд. долларов. Мы полагаем, что, в первую очередь, необходимо предоставить отечественные товары и услуги, чтобы этот спрос удовлетворить.

Для этого должны быть созданы соответствующие механизмы продвижения белорусских товаров на внутреннем рынке, главное — отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью. Это могут быть механизмы рассрочки или доступного кредита. Правительство в этой связи поручило проработать возможность предоставления банками ведущим производителям потребительских товаров, стройматериалов, товаров длительного пользования и торговым предприятиям кредитов, которые им позволят реализовывать товары в рассрочку.

Наши консультации с системообразующими банками свидетельствуют о реальности такого подхода. Банки подтверждают свою готовность участвовать в этом механизме. Но акцент должен быть сделан на товары с невысокой импортной составляющей. Следует воздержаться от применения данного механизма при продвижении товаров с высокой импортной составляющей. В большей степени, это могут быть, например, холодильники, мебель, стройматериалы, потребительские товары.


— Как вы отнесетесь к идее импортозамещения как составляющей стимулирования внутреннего спроса?

— Академия наук рекомендует по-новому посмотреть на вопросы импортозамещения. У нас принимается много хороших программ, различных решений, но эффективность их реализации недостаточно высокая. По поручению президента страны мы готовили соответствующие мероприятия, они достаточно принципиально рассматривались в правительстве, министерствах и ведомствах. Мы активно использовали серьезные материалы Комитета государственного контроля по данному вопросу. Правительство вместе с академией внесло эти предложения президенту и они одобрены. Там конкретно расписано и по потребительским, и по промежуточным и даже по инвестиционным товарам. И сейчас очень важно, чтобы такой подход к вопросу импортозамещения не потерялся. Кстати, под этим углом зрения премьер-министр С.С. Сидорский очень принципиально и требовательно спрашивал руководителей министерств и ведомств при рассмотрении данного вопроса на заседании президиума Совета министров 31 марта 2009 года.

Я считаю, что импортозамещение в принципе необходимо. Если посмотреть наши магазины и рынки — там преобладающая доля импорта. А это все валюта и надо иметь в виду, что белорусский рубль это, в лучшем случае, частично конвертируемая валюта. Поэтому надо внимательно смотреть — куда направляются ограниченные валютные ресурсы и резервы.

Наши предложения в определенной степени предусматривают ограничение потребительского импорта. Хотя это и непопулярная мера, но надо смотреть в каждом конкретном случае: можно достаточно успешно обеспечивать себя, например, белорусскими яблоками и овощами. Почему вещевые рынки на сто процентов работают сегодня на импорте? Механизмы ограничения потребительского импорта должны быть цивилизованными. Никто не ставит вопроса перехода на натуральное хозяйство — это был бы тупиковый путь. Но надо внимательно и рационально подходить к этому вопросу.


— Какие еще меры возможны для стимулирования внутреннего спроса?

— В части стимулирования внутреннего спроса особый акцент должен быть сделан на строительстве. У белорусов ментальность такова: надо строить, и не только жилье. Мы вносили предложения, чтобы дать возможность строить жилье всем, кто хочет. Но не только жилье, а в том числе хозяйственные и производственные постройки. Это за собой тянет развитие малого бизнеса, а значит занятости.

В этой связи мы предложили расширить возможности по предоставлению земельных участков населению в частную собственность. У белорусов есть внутренняя предрасположенность к частной собственности на землю, чувство рачительного хозяина сохранилось на генном уровне. И покупка участка земли в частную собственность хотя бы под строительство стало бы хорошей тенденцией и стимулом для многих сфер экономики. Например, земля может выступать предметом залога, банки имея такой залог, могли бы кредитовать заемщика, выпускать долговые бумаги. Вариантов просматривается масса.

В правительстве отнеслись к этой идее нормально. Предложения по продаже земли населению не для сельскохозяйственного производства одобрены. Даны поручения для отработки соответствующие механизмов. Но на практике, конечно, будут и определенные сдерживающие моменты. В этой ситуации нарезать землю — это самое простое. Сложности возникают при формировании инфраструктуры. Например, выделен земельный участок под небольшое производство, но на практике электрический кабель к нему надо тащить за три километра, подводить дорогу и так далее. И каждая организация, которая выдает технические условия, будет стремиться решить свои отраслевые проблемы за счет владельца земельного участка. И это все, конечно, будет сказываться отрицательно, сдерживать потенциал данного стимула. Потому мы приветствуем жесткие установки, которые дает премьер-министр: земельные участки, которые выдаются под развитие транспортной инфрастуктуры, придорожного сервиса, малого и среднего бизнеса должны быть с минимальным обременением.


— Как вы считаете, продажа земли должна производиться по некой фиксированной цене или на аукционной основе?

— Я считаю, что под строительство жилья земля должна выделяться по заявительному принципу. Если выделение земельного участка связано с производством — надо исходить из потребностей данного региона и целей данного производства. Могут быть ограничения в зоне развития крупных городов, охраняемых территорий и т.п. но это — исключение из правил, а не норма.

— Одним из ярких показателей кризисных явлений в экономике является рост складских запасов в промышленности. Как вы предлагает решать эту проблему?

— Следующий блок антикризисных предложений как раз связан с преодолением проблемы роста складских запасов. Сейчас складские запасы превышают 2 миллиарда долларов, то есть на эту сумму заморожены оборотные средства предприятий. Здесь часть решений правительством уже принята, но требуется еще большее раскрепощение хозяйственного механизма в этой сфере.

В этой связи, мы полагаем, что объемные показатели роста производства не должны быть определяющими при оценке результатов деятельности предприятия, отрасли или отраслевого госоргана. Главное — это реализация. Это не значит, что нужно отказаться от прогноза по росту объемов производства, но оценивать работу предприятия и руководителей надо исходя из эффективности — размера складских запасов, конкурентоспособности продукции. Но государство в этой ситуации ни в коем случае не должно уходить из экономики и четко отслеживать финансовые и товарные потоки.

Корректировка существующего прогноза социально-экономического развития на данном этапе будет представлять собой «мартышкин труд». Сейчас внешняя ситуация крайне непредсказуема и все может поменяться в течение месяца после корректировки.

Мы также полагаем необходимым сократить госрасходы. Правительство завершило работу по сокращению расходов бюджетов всех уровней и бюджетных фондов, вопрос рассмотрен на совещании у президента Республики Беларусь.


— Ожидаете ли вы усиление напряженности на рынке труда и что можно сделать, чтобы предупредить возможные проблемы?

— Мы обращаем внимание на ситуацию на рынке труда. У нас по статистике значительная часть трудоспособного населения в трудоспособном возрасте нигде не работает и не учится. По разным оценкам, это от 500 тысяч до 900 тысяч человек. Но они, как правило, работают за пределами Беларуси, заняты в "сером" бизнесе. В связи со сжатием внешних рынков труда эти люди начнут активно возвращаться, что может усилить напряженность на внутреннем рынке труда.

Еще один вопрос — студенты, обучающиеся на платной основе — их около 50% от общего числа. Необходимо принять меры по сдерживанию роста стоимости высшего образования, так как в противном случае для отдельных семей студентов-платников размер платы за учебу может оказаться неподъемным. Нужен индивидуальный подход. Главное — учреждения образования не должны пересчитывать стоимость обучения в зависимости от курса доллара и не допускать необоснованного повышения стоимости образования.

С другой стороны для стимулирования производства считаем необходимым снять ограничения на оплату высокопроизводительного труда. Тот, кто произвел конкурентоспособный продукт и продал его должен хорошо зарабатывать. Единая тарифная сетка при оплате труда должна сохраниться в бюджетной сфере, но дифференцированно. Но для производственного сектора она должна быть отменена однозначно. Необходимо также пересмотреть и условия оплаты труда в бюджетных организациях, которые ведут хозяйственную деятельность, например, научные учреждения. Мы полагаем, что здесь условия оплаты труда должны формироваться исходя из наличия средств, что предполагает более широкие полномочия руководителя организации в части определения уровня оплаты труда.

В этой ситуации необходимо также стимулировать самозанятость населения, особенно, в регионах с избыточным предложением трудовых ресурсов. Для этого мы предлагаем все новые предприятия, создаваемых в таких регионах на несколько лет освободить от всех налогов за исключением подоходного. Особенно эту стимулирующую меру применять к новым предприятиям, работающим на местных ресурсах.


— Нуждается ли в корректировке нынешняя промышленная политика?

— В глобальном смысле в промышленной политике надо выделять три группы: производителей высокотехнологичной продукции, среднетехнологичные и низкотехнологичные предприятия.

В этой ситуации государству надо всячески нянчиться с высокотехнологичными предприятиями — поддерживать и давать им всякого рода льготы, кредитную поддержку, налоговые преференции. В том числе прямую бюджетную поддержку. За этим будущее, это растущие рынки.

Что касается среднего уровня технологичности промпродукции, который сейчас составляет основу белорусского промпроизводства и дает его основной объем — они должны быть самодостаточны.

Третья группа — убыточные, низкотехнологичные предприятия — здесь подходы государства должны учитывать градообразующие предприятия. Для решения этой проблемы правительство избрало правильную тактику присоединения региональных градообразующих предприятий к промышленным гигантам.

Реструктуризация градообразующих предприятий в регионах также имеет право на существование, при этом главным здесь должно быть сохранение занятости населения.

Но приоритетом должен стать инновационный путь развития белорусской экономики, который позволит минимизировать потребление ресурсов и энергии. Хороший задел сделан в государственной инновационной программе, но главным должен стать не перечень инновационных проектов, а создание государственной инновационной системы. В первую очередь — это законодательство, регулирующее инновационную деятельность, — сейчас оно ограничено рамочными нормативными актами. Необходимо решать вопросы создания инфраструктуры инновационного процесса, финансирования инновационных проектов, подготовки кадров. Это создаст систему, которая будет работать в автоматическом режиме и после завершения государственной инновационной программы.


— Как на практике можно добиться перехода к инновационному производству, может ли Беларусь самостоятельно, без внешней помощи обеспечить инновационное развитие?

— Для того чтобы выйти на новый виток развития надо создавать высокотехнологичный сектор с активным участием государства наряду с выгодами, которые предоставляет глобализация. Пока наша экономика представляет интерес для иностранных инвесторов необходимо создать условия для глубокой интеграции в мировые экономические процессы.

При этом здесь не главное сохранить контроль над каким-либо совместным высокотехнологичным проектом. Главное для нас — быть партнером, войти в этот высокотехнологичный цикл, иметь доступ к рынкам, системе подготовки кадров. Нам необходимо конкурентов превратить в партнеров. За этим будущее.


— Какие отраслевые приоритеты в инновационном развитии вы видите?

— Приоритетными для Беларуси, на мой взгляд, должны стать два направления — микроэлектроника и биотехнологии в самом широком понимании. Да, на первом этапе это затратные вещи, но их перспективность в минимальной энергоемкости, высокой добавленной стоимости и потенциале растущих рынков. В этой связи в совершенствовании нуждается как инвестиционный климат в целом, так и система кредитования, условия которой сейчас неподъемны для многих инвесторов. Необходимо понимать также, что средства, в том числе государственные, которые сейчас вкладываются в развитых странах, вкладываются в основном в новые, а не традиционные технологии. Поэтому государственная мудрость должна проявляться в том, чтобы суметь работать на опережение.

— Академия наук, по определению, должна стать источником творческого импульса инновационного развития. Есть ли практические шаги в этом направлении?

В 2008 году мы внесли в правительство 16 крупных инновационных проектов, разработанных в Академии наук. Они сейчас проходят комплексную экспертизу, и я полагаю, что большинство из них будут реализованы.

Сейчас мы вносим в правительство разработанную Академией наук инновационную программу в области биотехнологий. Это амбициозная программа, может быть, на первый взгляд, достаточно сложная и не только в рамках финансирования.

Мы также работаем над организацией светодиодного производства в рамках сотрудничества с компанией Philips. Реализация программы позволит добиться существенной экономии электроэнергии, которая идет на освещение. Создание производства светодиодных источников света и замена на них всего лишь трети ламп накаливания в стране позволит сэкономить не менее 2 млрд кВтч электроэнергии, или более 76 миллионов долларов в год. Мы договорились с руководством Philips, что 60-65% продукции будет экспортироваться с использованием опыта и сбытовой сети этой ведущей мировой компании. С белорусской стороны учредителем станет непосредственно Академия наук, задействуя нашу научную и производственную базу.

Сейчас все исследования объединены в 11 целевых государственных программ — от поисковых до конкретных разработок и под это мы привлекли свою структуру — научно-практические центры, опытные и серийные производства. В прошлом году мы выполнили работ на 770 миллиардов рублей, из них около 45 % — это внебюджетные источники, заплатили 150 миллиардов рублей налогов. Размер инвестиций в основной капитал превысил 100 миллиардов рублей, а производство инновационной продукции составило более 350 миллиардов рублей.

Мы пытаемся преодолеть извечный спор между ученым и производственником: "я разработал, а ты не внедрил". Мы создаем и развиваем свои академические производства, которые впоследствии могут выделяться в самостоятельные юрлица. Это практический пример инновационной деятельности — сначала поисковые работы, потом научно-технические разработки и затем организация производства. Получается целостный кластер инновационного типа.

Между тем, мы не должны забывать о фундаментальных исследованиях. Сейчас 85% средств, которые выделяются на науку, направляются на прикладные научные исследования и разработки. Я считают, что это критический порог финансирования фундаментальных исследований. Нам нужен задел, исследования на перспективу, надо готовить научные кадры высшей квалификации, а это предполагает соответствующие фундаментальные исследования.

поделиться