Бюджетные игры в песочнице

Министерство финансов Беларуси оказалось в очень сложном положении.

С одной стороны от него требуют внести свой вклад в обеспечение роста ВВП на 11-13%. Т.е. дать много-много денег, даже которых нет на счетах. Это значит взять в долг. С другой стороны от ведомства министра А. Харковца ожидают сохранения устойчивости бюджета и недопущения роста дефицита бюджета. И еще желательно, чтобы инфляция снижалась и девальвации не было. Поскольку белорусскому Минфину не хватает смелости оценивать разумность и реалистичность навязываемых параметров, он представил закон о бюджете, при котором и волки сыты, и овцы целы. Ведь если что-то будет не складываться, всегда в течение года можно пересмотреть любую статью доходов и расходов.

Бюджетные прогнозы под мухой

По мнению Минфина, доходы консолидированного бюджета в 2011году должны вырасти до Br54,53трлн., на 18,1% больше, чем ожидаемое исполнение в 2010г. Это 27,3% ВВП, а с учетом ресурсов Фонда социальной защиты населения оценочно 38,8%ВВП ($22,9млрд.). По предложенному среднегодовому курсу на 2011г. доходы консолидированного бюджета составят $16,1млрд. плюс $6,8млрд. ресурсы ФСЗН. Этот расчет сделал, исходя из того, что среднегодовой курс белорусского рубля к доллару США в 2011г. составит $1 = Br3170. На 1.010.2010 курс составил $1 = Br3010. Девальвация на 5% в год в ситуации дефицита торгового баланса товарами 15% ВВП и дефицита текущего счета платежного баланса на 13% ВВП, при стремительно сокращающихся золотовалютных резервах и еще быстрее растущей рублевой денежной массой - это из разряда экономического мифотворчества, а не реального прогнозирования. Поэтому вероятность того, что все бюджетные прогнозы полетят в мусорную корзину, очень велика.

Расходы консолидированного бюджета на 2011г. прогнозируются в сумме Br60,53трлн. ($19,1млрд.), а с учетом ФСЗН - $25,9млрд. Это составляет 41,8% ВВП. Государство не собирается уходить из экономики, не планирует проводить сколь-нибудь значимую приватизацию. Расходы бюджета планируются увеличить на 18,3%, а ресурсы республиканского бюджета должны увеличиться на 23,3%. В 2011г. они составят (без учета ФСЗН) 65,4% объема расходов консолидированного бюджета. Огромная централизация финансов страны не оставляет никакой свободы маневра регионам. Они были и остаются заложниками столичных начальников.

Дефицит республиканского бюджета на 2011г. предусмотрен в объему Br6трлн. (3% ВВП). Напомним, что на 2010г. план был 1,5%, но сейчас он прогнозируется на уровне 3% ВВП. Чуть больше половины ресурсов для финансирования дефицита бюджета планируется найти внутри страны (эмиссия ГКО, кредиты Нацбанка, средства фонда национального развития - Br3,38трлн.), остальное ($826млн.) - за счет внешних кредитов. Так что рост государственных долгов и накачку экономики "пустыми" рублями в 2011 году нам гарантирован.

Политически окрашенный ВВП

Составление бюджета на следующий год становится похожим на введение требуемых данных в заранее заданную компьютерную модель. Валовой внутренний продукт (ВВП) является одним из основных заданных параметром. Напомним, что на 2010г. наша экономика должна была вырасти на 11-13% ВВП. Закон о бюджете на 2010г. был составлен исходя из того, что ВВП в 2010г. будет Br174,5трлн. При работе над бюджетом на 2011г. правительство оценило валовой продукт на Br167трлн. Министры не стали гнать цифры роста до 13% ВВП, ограничившись 11% роста. Есть одна неувязка. За восемь месяцев этого года ВВП составил Br98,9трлн. и при огромном напряжении сил и ресурсов смог вырасти всего на 6,1%. При сохранении темпов роста за январь - августа в целом по году ВВП будет оценочно Br148-150трлн. Это существенно меньше, чем заложено в оценке бюджета РБ на 2011г. Если мы в 2010 году недополучим Br17-20трлн. ВВП, то, соответственно, рассчитывать на то, что в 2011 году будет Br200трлн. могут только закоренелые по долгу службы оптимисты или пофигисты, которые просто "рисуют" политически корректные цифры в сложное для высокого начальства предвыборное время.

Закон о бюджете на 2011г. предусмотрен номинальный рост ВВП с Br167трлн. до Br200трлн., т.е. на 19,7%. Просто прогностическая гигантомания какая-то. Эти цифры могут стать реальностью только в том случае, если инфляция "выстрелит" до 30% в год.

В 2009 году за январь - августа ВВП сократился на 0,5%, а по итогам года вырос на 0,2%. В 2008г. за 8 месяцев темпы роста ВВП были 10,6%, а по итогам всего года оказались 10,2%. В 2007г. за январь - август было 8,5%, а по году - 8,6%. Наконец, в 2006г. было 9,8% и 10% соответственно. За оставшиеся три месяца должно случиться чудо, чтобы темпы роста ВВП (даже если взять за чистую монету цифру роста за восемь месяцев 6,1%) увеличились до заложенного в бюджете на 2011 год показателя 11%. Либо А. Лукашенко публично выдаст Совмину волшебного пенделя, либо нужные цифры тихо дорисуют накануне очередного всебелорусского собрания.

В 2009 году мы уже напоролись на безумство такого прогнозирования экономического роста и, соответственно, формирования доходной и расходной части бюджета. При подготовке бюджета на этот год Совмин рассчитывал на темпы роста 10% и ВВП в размере Br155трлн. По факту получилось не целых Br137трлн. Примерно такая разница заложена в оценке объема ВВП на 2010 год. Правительство никак не можем смириться с мыслью, что системный кризис - это не игра в песочнице, а очень серьезное явление. От него не спасешься за счет интенсивной денежной эмиссии Национального банка или обильном внешнем заимствовании через евробонды. Министры все еще продолжают думать, что кризис по своему характеру является краткосрочным, что вот-вот белорусская экономика воспрянет и броситься догонять заданные параметры плана третьей пятилетки.

Трудноуловимые акцизы

Правительство продолжает игнорировать фактор нефти и газа. Нет настройки доходной части бюджета под реальные цены газа и резкое снижение возможности заработать на экспорте нефтепродуктов. Легкомысленно надеяться на быстрое восстановление доходов от внешнеэкономической деятельности. В 2009г. налоговые доходы от ее составили Br7,97трлн. или 5,8% ВВП. На 2010 году был утвержден годовой план в Br10,11трлн., тоже 5,8% ВВП. За первое полугодие удалось собрать лишь Br2,94трлн. (4,2% ВВП), а по итогам году ожидается Br4,49трлн. (2,7% ВВП). Это, пожалуй, самый большой просчет бюджетного планирования доходов на 2010 год. По вывозным таможенным пошлинам годовой план по поступлениям в бюджет будет недовыполнен в 4,4 раза. Не понятно, почему на 2011г. запланировано увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности на 61,8%, до Br7,26трлн. (3,6% ВВП). Очевидно, надежда на рост цен и объемов экспорта калийных удобрений и восстановление хотя бы части нефтяных схем теплится.

Сокращение налоговых поступления от доходов при 11-процентом плане роста ВВП

В бюджетной политике Беларуси много труднообъяснимых явлений. Одним из них является совместимость двух тенденций - запланированного роста ВВП на 11% с одной стороны и сокращение поступлений от налогов на доходы и прибыль. В 2009г. по налогу на прибыль было получено Br4,6трлн. (3,4% ВВП). На 2010 году утвердили поступления в объеме Br5,97трлн. (те же 3,4% ВВП). За январь - июнь 2010г. поступления по налогу на прибыль составили Br2,51трлн. По итогам года прогнозируется недовыполнение плана на Br353,5млрд. На 2011г. планируется рост поступлений по данному налогу на 18,5%. Аналогичная ситуация по поступлениям по налогу на доходы. В 2011г. они должны вырасти на 17,5%.

Еще более оптимистична оценка Минфина по НДС-у. Поступления по нему в 2011г. должны вырасти на 21,2% по сравнению с расчетной оценкой поступлений на 2010г. Здесь кроется одна любопытная особенность. Поступления по НДС по оборотам по реализации товаров внутри страны минусовые. В 2010 году они оцениваются на минус Br2,2трлн., в 2011г. - Br2,57трлн.) Это значит, что эти деньги бюджет должен заплатить или зачесть субъектам хозяйствования. А вот поступления по НДС на товары, ввозимые на таможенную территорию Беларуси из России оценочно в 2010г. составят плюс Br11,45трлн., в 2011г. - Br13,87трлн. (+21,1%), а по ввозимым в нашу страну из других стран мира в 2010г. - плюс Br6,24трлн. и Br7,42трлн. (+18,9%). Правительство рассчитывает на сохранение бурного, более чем 20-процентного роста экспорта в 2011году, благоприятную конъюнктуру цен на основные товары отечественного экспорта, стабильность курса белорусского рубля, низкую инфляцию, а также на беспрепятственное внешнее и внутреннее кредитование. В условиях сильной внешней турбулентности, конфликта с Россией и роста напряжения внутри белорусской экономики такой набор факторов представляется еще более редким, чем надежный мир на Ближнем Востоке или победа сборной Беларуси по футболу на чемпионате мира.

поделиться