Просто о сложном: заметки на полях антикризисной программы ОГП

Что мы имеем? Ситуация на валютном рынке свидетельствует о надвигающихся экономических проблемах. Собственно, они уже есть, но нынешняя положение может показаться детскими играми по сравнению с тем, что может ждать впереди.

Не радует даже бурный рост валового внутреннего продукта (ВВП). В нашей стране рост ВВП странным образом связан с ростом инфляции. Кроме того, в рост этот заложены ледовые дворцы и полупустые агрогородки, а еще невостребованная продукция на складах. Вместо трех миллиардов кредита – только один и то, если удастся договориться. План по привлечению инвестиций провален. Проблемы на валютном рынке заставляют предприятия приостанавливать производство и отправлять людей в вынужденные отпуска. Те, кто зарабатывает достаточно валюты, облагаются дополнительным налогом в виде обязательной продажи 30% валютной выручки по заниженной чуть ли не в два раза цене. Это никоим образом не способствует росту конкурентоспособности их продукции. Россия в очередной раз подняла экспортные пошлины на нефтепродукты, спасая свой внутренний рынок. Рикошетом это ударило по нашей нефтепереработке, поставив ее на грань выживания. Действующая власть кроме заклинаний никаких действенных мер не предпринимает. Все сильнее ощущается спрос на альтернативу.

Что нужно сделать? Есть только один способ исправить положение – это комплексное и достаточно быстрое реформирование экономики. Здесь как в анекдоте с собакой – хвост проблем нужно рубить за один раз, а не мелкими порциями. Однако существует мнение, что реформы будут очень болезненными, что народ на несколько лет будет поставлен на грань выживания. Говорится о возможном социальном расслоении, о прекращении социальной направленности государственной политики. Да мало ли какие ужасы могут возникнуть в воображении людей дни и ночи проводящих в очередях за покупкой валюты. Действительно ли все так страшно? Есть ли возможность пройти сложнейший период экономических реформ с минимальными потерями для простых людей? Объединенная гражданская партия со всей ответственностью заявляет: да такая возможность существует. Об этом свидетельствует более чем 20 летний опыт трансформации экономик бывших социалистических стран Восточной Европы.

Итак, давайте разберемся, в чем наша проблема? У нас небольшая страна, мы не можем обеспечить себя всем сами. Но в этом нет необходимости. Задача другая. Чтобы жить хорошо, нужно на экспорт поставлять больше, чем приходится закупать по импорту. Это возможно только в том случае, если наши предприятия будут производить продукцию, востребованную в мире. Сейчас на каждый доллар экспорта в зависимости от отрасли потребляется от 75 до 90 центов импортного сырья и комплектующих. Эту цифру нужно значительно снизить. Тогда останутся средства для импорта потребительских товаров самого лучшего качества у самых лучших производителей. Причем, чем больше свободной валюты, тем ниже внутренние цены на импортные товары.

Реформы без боли. Для того, чтобы решить эту проблему, нужны современные технологии, которые, как правило, не продаются. Их приносят с собой инвесторы. Инвесторы с технологиями – это штучный товар, за них идет борьба во всем мире. В нынешнем году власти планировали привлечь 6,5 миллиардов долларов зарубежных инвестиций, получили 60 млн., менее одного процента. Сегодня инвестора ждет:

-авторитарный режим, где главный закон это декрет президента,

- отсутствие частной собственности на земельные участки и соответственно невозможность купить и продать их по рыночной цене или заложить для получения кредита,

-отсутствие независимой судебной системы,

- отсутствие демократически избранной законодательной власти и системы местного самоуправления.

В таких условиях инвестировать в производство, тем более в современное высокотехнологичное производство отважится только самоубийца. Тем более, если есть более выгодные варианты. А между тем в таких небольших странах, как наша, буквально два-три хороших проекта могут коренным образом изменить ситуацию. За примерами далеко ходить не надо. Это "Нокия" в Финляндии (4,5 млн. жителей), это "Эриксон", ИКЕА, Вольво в Швеции (9 млн. жителей). Что мешает нам изменить ситуацию? Только отсутствие политической воли и страх потерять неограниченную власть.

Реформы без боли. Реформирование экономики связано с постепенной ликвидацией неэффективных рабочих мест, содержание которых невозможно без бюджетной поддержки. Это болезненная мера и к ее осуществлению нужно подходить очень осторожно. Что можно и нужно сделать в этой связи? Направить все силы и средства на создание новых высокоэффективных рабочих мест, для этого:

-создать максимально благоприятные условия для привлечения прямых зарубежных инвестиций, не отягощая инвесторов никакими дополнительными требованиями;

-отменить всякие ограничения на деятельность малого бизнеса и, прежде всего индивидуальных предпринимателей. Снять ограничения на использование ИП наемной рабочей силы. Есть еще много вещей, которые могли бы помочь малому бизнесу. Упомяну только две. Это отмена сертификации импорта при наличии сертификатов уважаемых зарубежных партнеров, а также отмена сертификации большинства видов готовой продукции, особенно производимой малым бизнесом и малыми партиями;

-создать государственную систему переподготовки работников по специальностям, затребованным в народном хозяйстве, включающую обучение, помощь при переезде, строительство дешевого жилья типа семейных общежитий;

-создание разветвленной сети бизнес-инкубаторов, а также фондов поддержки малого и среднего бизнеса;

-если уволенный по сокращению штатов и в связи с ликвидацией предприятия решил заняться бизнесом – он должен как минимум на три года освобождаться от налогообложения.

Суть реформ в двух словах: ликвидация неэффективных рабочих мест и создание мест высокоэффективных при обеспечении социальных гарантий высвобождаемым работникам.

Дополнительные средства на обеспечение социальных гарантий должны обеспечиваться за счет:

- сокращения количества государственных и муниципальных служащих, прежде всего за счет силовых структур, а также чиновников экономических ведомств, отраслевых министерств и концернов;

- временного моратория на строительство за счет бюджетных средств, за исключением объектов высокой степени готовности, а также запрета на приобретение транспортных средств и дорогостоящей мебели;

- сокращение дотаций неэффективным промышленным предприятиям;

- перевода дотаций сельскому хозяйству на принципиально иную систему: привязки к количеству реализованной продукции (на тонну зерна, мяса, литр молока).

Нужно разрешить предприятиям оптимизацию численности занятых, снять с них все непрофильные активы, в том числе сельскохозяйственные, а также социально-культурные объекты.

Вообще, решать социальные проблемы – это функция государства. Мировой опыт свидетельствует, что наилучшие результаты достигаются тогда, когда каждый занимается своим делом. Предприниматели производят и продают продукцию, платят налоги, а государство заботится о детях, инвалидах пенсионерах и других категориях граждан, нуждающихся в поддержке. Следует помнить о моральном долге перед Чернобыльцами, афганцами, теми, кто двадцать лет назад лишился своих вкладов в государственных банках.

Вдумаемся: давая дотации неэффективно работающим предприятиям, государство оплачивает сырье, материалы, энергию, труд рабочих. В результате получает продукцию, которая либо совсем не продается, либо продается с минимальной рентабельностью, а иногда и в убыток. Если такое предприятие закрыть, то поддерживать придется только сокращенных работников. То есть, используя те же средства, можно будет многократно увеличить пособие по безработице, обучить новой профессии, а предпринимателю помочь создать новые рабочие места. При этом налицо экономия валютных средств. Даже, если потребуется выплачивать в течение года пособие одному миллиону безработных, то при размере пособия в 200 долларов, на это потребуется менее 2,5 миллиардов долларов. Вполне подъемная сумма.

Очень много споров вызывает вопрос приватизации. Причем в ее необходимости сомнений уже почти ни у кого нет. Все должно иметь своего хозяина.

Хозяин отвечает за принятые решения своим имуществом. Ошибся раз-другой, и тебе грозит разорение. Государственный чиновник в лучшем случае рискует своим креслом. В наших условиях он еще может угодить за решетку. Поэтому одной из причин неэффективности экономики является страх перед наказанием. Лучше уж ничего не делать и сидеть спокойно на своем месте. Лучше, естественно для чиновника, а не для предприятия.

Мы упустили очень много времени, поэтому оптимальный вариант приватизации - это продажа собственности за деньги на открытом конкурсе, потенциальному инвестору. Причем основным критерием, особенно при приватизации крупных предприятий должна быть не сумма предложенных денег, а инвестиционный план. Для средних и мелких предприятий целесообразно закрепить приоритет отечественного инвестора. При этом нужно будет провести налоговую амнистию, которая позволит на тех или иных условиях возвратить деньги, выведенные за пределы страны.

Для улучшения инвестиционного климата потребуется сократить уровень налогообложения. Частичную потерю доходов бюджета можно будет компенсировать за счет режима экономии, о котором уже упоминалось, а также за счет внешних заимствований. В этом случае и Россия и МВФ охотно придут нам на помощь, потому что в данном случае кредиты будут использоваться на реформирование экономики, для этого они, собственно и предназначены.

Наша страна небольшая и компактная, имеет выгодное географическое положение, трудолюбивый народ. Мы можем и будем жить не хуже, чем граждане любой другой европейской страны.

Лев Марголин, экономист, заместитель Председателя Объединенной гражданской партии

поделиться

Новости по теме

Последние новости