Грамотность заменена исполнительностью

Известный белорусский критик, литературовед, прозаик и публицист Семен Букчин рассуждает о грамотности, точнее, безграмотности в журналистике, которая приобрела более широкие рамки.

Для начала вот что расскажу. Очень давно, в армии, крепко подружился я с одним москвичом. Умный, образованный парень, он был студентом истфака МГУ, как и я в те годы выдернутым из университета. О чем только с ним не говорили мы, попавшие в "зону" и нашедшие случайно друг друга. Темы, после рабочей смены в шахте (а мы служили в военно-строительных частях, подчинявшихся Средмашу и занятых на объектах, связанных с атомной энергетикой) были роскошные — от "Критики чистого разума" Канта до трудов Моммзена по древнеримской истории. И вот как-то получаю я от своего друга некую рукопись и вижу, что слово "новелла" там написано через одно "л". И дальше встретились такого рода ошибки. Я был смущен. Такой умница, такой интеллектуал и такая безграмотность! Впрочем, это никоим образом не поколебало нашей дружбы. Спустя некое время, уже в Москве, я как-то спросил его любимую учительницу русского языка: мол, как же так?.. И Татьяна Михайловна подтвердила: да, вот такой грех есть у ее любимого ученика, и никак не удалось его исправить.

До сих пор я считал, что грамотность и интеллект связаны нерушимо. Что человек, много читающий и много знающий, не может быть безграмотным. И вот пришлось убедиться, что это не так… Или, точнее, не совсем так.

Впрочем, несколько позже я убедился, что есть разная безграмотность. Провалы у моего друга по части орфографии имели, скажем так, системный характер. Они касались двойных "л" или "н" в каких-то словах или еще чего-то подобного. То есть это не была "разнообразная" и очевидная орфографическая патология. Поэтому я по-прежнему, допуская определенные исключения, твердо стою на той позиции, что культура, интеллект, знания неразрывно связаны с грамотностью. Грамотное общество рождает грамотную власть… И далее можете сами выстраивать логическую цепочку. Недавно один высокий чиновник представлял коллективу нового руководителя. Повеяло жутким убожеством, умственной нищетой, и, конечно же, безграмотностью. И натурально, в который раз встал вопрос: если такие, как он, там, "наверху", то что же в принципе, в целом представляют собой эти "верхи"?

Но, кажется, нынче я настроен опровергать самого себя. А ведь на демократическом Западе с грамотностью тоже далеко не блестящие дела. В США 32 миллиона граждан не умеют читать и писать. Во Франции 9 % процентов населения неграмотны. По данным Еврокомиссии, 25 % от общего числа школьников стран Евросоюза очень скверно пишут и читают.

Ну да, скажет знающий читатель, в Америке вон сколько эмигрантов-маргиналов из отсталых стран собралось. Как, впрочем, в той же Западной Европе.

Читатель отчасти прав. Но — увы! — не только маргиналы-эмигранты дают "плохую цифру". Коренные жители составляют немалую ее часть. Вот в чем проблема. И, может быть, здесь, в этой "плохой цифре", корень тех (в том числе экономических) проблем, с которыми нынче столкнулись и США и Европа? Но там, на Западе, всегда понимали, что значат для будущего их стран инвестиции в образование, в науку.

А у нас куда инвестируют? В "вертикаль"? В чиновников? В охранные структуры и охранительные СМИ?

Если это не так, то почему не действует цепочка "грамотность — хорошее образование — интеллект у власти — демократия — благополучие общества"? Не потому ли, что она разрушена уже в самом начале? Грамотность заменена исполнительностью. Конкуренция знаний, интеллекта - умением выслужиться. Отсюда, естественно, и результаты.

Еще говорят, что грамотность подорвал интернет. И в самом деле, разве не завоевал блогосферу "олбанский язык" с его "исчо", "преведами" и "аффтарами"? Кстати, у интернетного новояза есть защитники и пропагандисты на высоком научном уровне. Видный специалист по фонетике, глава Королевского Орфографического общества, английский профессор Джон Уэллс предлагает сбросить с пьедестала "идола орфографии" и писать, как в чатах и sms-aх, т.е. коротко, как он считает, "логически", а по сути - ну вроде того, как в животе урчит… Заурчало что-то и, минуя мозг, тут же выплескивается в какие-то подобия слов. Профессор не задумывается над тем, что подобное правописание может в итоге привести к тому, что его сторонники вскоре перейдут на собачий лай. Действительно, зачем затруднять себя, если можно просто коротко гавкнуть? И в ответ получить подобное.

А ведь это путь к вырождению. Вот куда тянется проблема грамотности-безграмотности.

Что же касается обвинений в адрес интернета, то он здесь, право, без вины виноватый. Неграмотные тоже ведь хотят самовыражаться. Иногда мне кажется, что они делают это даже чаще, чем грамотные. И нередко прячут свою очевидную безграмотность под "олбанский язык". Разве не так?

А интернет сам по себе — напротив, он умный, он хочет помочь нам. Доказательством тому великолепный языковой портал "Ярус", организованный Астраханским университетом. Там можно получить и онлайн-диктанты, и тесты, и ребусы, и посмеяться над собственными результатами или сильно зауважать себя.

И, пожалуйста, без кривой ухмылки. Это не та реклама, за которую платят.

Хорошо бы, кстати, что-то подобное и по белорусскому языку организовать.

поделиться