Что нового в стратегии ОДС?

СТРАТЕГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИЛ – СМЕНА ВЕКТОРА
(доклад на Политсовете ОДС, 24 января 2010)


(Как показывает опыт, о стратегиях много спорят, но мало их читают. Поэтому, говоря об изменениях в существующей Стратегии, не лишним будет напомнить ее еще раз. Черным дается текст, принятый в 2007 г., фиолетовым – те места в Стратегии, на которые надо обратить внимание. Синим и курсивом выделен текст доклада и предложений по корректировке Стратегии 2007 г.)

Стратегия Объединенных демократических сил, разработанная Планово-аналитической группой, была принята на Конгресс ОДС в мае 2007 г. Разработчики Стратегии исходили из ситуации, сложившейся в Беларуси и мире на тот момент. Сегодня, спустя почти 3 года, эта ситуация существенно изменилась. В то же время многие основные положения Стратегии остаются актуальными, т. к. в принципе не изменилась сущность режима Лукашенко, не произошло пока и кардинальных перемен в белорусском обществе. Изменения произошли в экономическом положении страны, в международных отношениях, в самой оппозиции.
Предусмотренная в Стратегии вариативность дает нам возможность, учитывая это, сменить некоторые векторы, не отменяя в целом принятых принципов, целей и задач.


В предлагаемом проекте Планово-аналитическая группа формулирует цели, задачи и стратегические принципы для Объединенных демократических сил на период, ограниченный будущими выборами. Это не обязательно должны быть парламентские выборы 2008 года. Это должны быть первые выборы, в организации которых будут учтены требования других общественно-политических сил, кроме существующей сегодня власти, а также требования международного сообщества, сформулированные в известных "четырех пунктах ОБСЕ". Проект исходит из того, что в Беларуси существуют организованные политические и общественные силы, стремящиеся к демократическим переменам и разделяющие общие цели, независимо от своих политических платформ и организационных принципов.

Проект излагает общие принципы стратегии и не содержит подробных планов действий. Мы исходим из того, что Стратегия является открытым документом, посланием демократических сил обществу с предложением модели для выхода из того тупика, в который все дальше заводит Беларусь действующая власть. Вместе с предложениями экономических и конституционных реформ Стратегия является той альтернативой, которую мы сегодня предлагаем обществу.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ОДС

Целью ОДС является свободная, процветающая Беларусь.

Необходимыми условиями свободы и процветания являются:
• соблюдение прав и свобод человека,
• политическая и экономическая независимость,
• демократическая система управления,
• социально ориентированная рыночная экономика,
• международная открытость.


Цели и задачи для ОДС остались прежними. Это понятно: практически ничего из заявленного пока достигнуто не было. Остается в силе принцип ненасилия, осуществления перемен мирным путем и в рамках законности. Оправдались прогнозы о близящемся кризисе, который включил в себя не только ухудшение экономической ситуации, непосредственно связанное с мировыми кризисными явлениями, но, в первую очередь, нарастающий системный кризис власти, разлад ее взаимодействия с внешней и внутренней средой.

Перемены в Беларуси неизбежны. Они могут пойти в направлении кризиса и ухудшения социально-экономического положения всех категорий населения Беларуси или произойдут эволюционным путем в направлении демократизации на основе согласованных действий демократических сил и власти. Мы предлагаем обществу и власти второй вариант. Его реализация обеспечит те необходимые социальные гарантии, которые являются обязательным условием при проведении любых политических и экономических реформ, и создаст новые возможности для всех членов общества. Этот путь обеспечит социальный мир, гарантируя соблюдение прав и свобод, в том числе прав на собственность, на свободу совести, а также отсутствие преследований по политическим мотивам.

Именно ОДС тогда предложили возможность взаимного компромисса – в ответ на шаги к демократизации оппозиция снимает с повестки дня вопрос о безусловном демонтаже существующей системы и готова сотрудничать в демократически избранных структурах власти. (На Конгрессе, кстати, больше всех ругали это предложение те, кто теперь, больше всех цепляется за дурно понятое понятие "диалога" с режимом – гг. Милинкевич и Компания.)
Власть ответила на это предложение рассчитанными на реакцию Запада демагогией и показухой, но по существу проигнорировала возможность сотрудничества всех здоровых сил в обществе (доказав, что здоровой силой сама она не является).


Проведение свободных выборов — необходимый шаг к реализации целей ОДС. Выборы откроют путь к назревшим преобразованиям без социальных катастроф. Своей стратегической задачей на ближайший период ОДС считают инициирование свободных (с соблюдением требований ОБСЕ) выборов в Беларуси.

Именно свободные выборы являются определяющим фактором в оценке политических шагов власти и, еще раз подчеркну, главной задачей, без решения которой демократам невозможно говорить о каких-то серьезных позитивных сдвигах. Усилия оппозиции должны быть направлены на создание условий для свободного волеизъявления граждан. Если избирательный процесс не либерализуется, то остаются варианты – отказ от конфронтации с властью или силовой подход. Первый путь объективно приводит к укреплению режима, его консервации, несмотря на неблагоприятную для него конъюнктуру и дезинтеграции самого понятия «оппозиция», второй не имеет под собой реальной почвы.

Путь, предлагаемый сегодня оппозицией: формировать объединенную оппозицию как системный политический, экспертный и моральный противовес власти и, опираясь на влияние в обществе, применять давление как средство добиться прекращения репрессий и проведения свободных выборов.


В качестве первого шага к свободным выборам в стране ОДС предлагают власти начать конструктивный диалог с ведущими политическими и общественными силами Беларуси. ОДС считают, что путем переговоров можно достичь консолидации всех здоровых сил белорусского общества, необходимой для сохранения социального мира и для разрешения проблем, стоящих перед нашей страной. Условием, подтверждающим готовность власти к взаимному сотрудничеству с демократическими силами, является освобождение всех политзаключенных.

О так назывемом "диалоге"

Исходя из Стратегии, основным предметом диалога является обеспечение свободных выборов. Это дополняется полным прекращением политических репрессий и созданием условий для свободного обмена информацией, а также свободой политической и общественной деятельности. Именно движение по этим пунктам и определяет наличие диалога общества с властью. На сегодня практически все ответственные политические силы страны (кроме самой власти и отчасти РЗСМ) признают, что реального продвижения по этим пунктам не происходит – и по вине власти. Значит, власть на словах (и в нескольких косметических телодвижениях), признав необходимость диалога, на деле проигнорировала возможность его реализации. Это, не снимая актуальности диалога как принципа, изменяет способы его достижения. Если надежды на добрую волю власти не оправдываются, то на первое место выходит принуждение к диалогу, то есть, давление на власть с целью заставить ее пойти на требуемые уступки. Этот вариант был также прописан в Стратегии.
Возникает вопрос о степени уступок. Что это за уступки? Если это предоставление возможности для нескольких, ассоциируемых с оппозицией кандидатов на местных выборах пройти в сельские советы – то это одно, а если это серьезные перемены в избирательном праве и правоприменении, то это совсем другое. И для ОДС именно последнее может считаться реальным шагом к тому, что мы называем диалогом.



СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОДС

I. Оценка развития ситуации

После 13 (уже 16) лет существования авторитарного режима Беларусь вступает в период нарастания кризисных явлений в политике, экономике и социальной сфере. Внутренние и внешние ресурсы режима исчерпываются, ослабление экономической и политической поддержки со стороны России показало слабость системы, созданной за эти годы. Все слои белорусского общества в той или иной степени ощущают, что старая власть перестает выполнять главную функцию, взятую ею на себя, — функцию гаранта стабильности. Обострение ситуации в экономике, давление со стороны Запада и Востока, возрастающее недовольство населения, неизбежно будут дестабилизировать власть и принуждать ее отвечать на вызов.

Единственным ответом, который сохранит в Беларуси социальный мир и обеспечит стабильное развитие страны, мы считаем переход на путь модернизации, что означает не только либерализацию экономики, но и отказ от командных методов управления и возвращение демократических норм и принципов. Сегодня предложения Евросоюза являются реальным механизмом, который поможет осуществить экономические и политические реформы в Беларуси без падения уровня жизни населения.

Отказ от демократической модернизации неизбежно вызовет нарастание как социально-экономического кризиса, так и кризиса самой власти. Вновь актуальным станет вопрос о ее легитимности. В этом случае возможны два варианта развития событий: номенклатурный переворот или массовые неуправляемые протесты населения. Оба варианта означают развал существующей системы и, как следствие, — еще большее падение уровня жизни, а затем период восстановления экономики и демократии.

Учитывая все это, Объединенные Демократические Силы предлагают белорусскому обществу выбрать путь мирной эволюции от авторитаризма к демократии. Именно такой путь отвечает чаяниям белорусского народа: он позволит сохранить то позитивное, что было сделано в предыдущий период, и гарантировать всем улучшение ситуации в будущем.

Власть, понимая, что любое движение в сторону существенных перемен означает скорый конец данного авторитарного режима, избрала путь, кратко описываемый знаменитой фразой Людовика XIV: "После нас хоть потоп!" Это значит, любой ценой удерживать у "кормила" конкретную группировку на максимально долгий срок. Надо сказать, что в этой гонке на выживание власть проявляет немалую изощренность, часто переигрывая тактически не только внутреннюю фронду, но и крупных политиков Запада и Востока.

II. ОДС предлагают как основу своей стратегии эволюционный путь

Это означает, что переход к демократии возможен не только в случае единовременного отстранения существующего режима, но и в результате диалога демократических сил с обществом и существующей властью.

Диалог возможен при выполнении демократическими силами следующих условий:
• предъявление обществу и власти позитивной альтернативы в виде образа будущего и пакета предложений по модернизации государственной системы, экономики, международных отношений;
• наличие общих для большинства сторонников перемен целей и стратегии действий;
• консолидация большинства сторонников перемен;
• поддержка международного сообщества (и Запада, и России);
• активные действия демократических сил по реализации стратегического плана.
Результатом этих действий будет начало переговорного процесса, свободные выборы и включение демократических сил в процесс управления страной, начало модернизации общества и государства.


Судя по всему власть (тут и выше, расширительно употребляя этот термин, я включаю в него понятия "режим", "Лукашенко", "авторитарная система", высшие управленческие и силовые структуры режима) изучила Стратегию ОДС более внимательно, чем некоторые "демократические" деятели в Беларуси. Власть хорошо усвоила, что основа успешной борьбы с режимом – это консолидация, а основа консолидации – это наличие общих целей и общих действий.

Действуя более изощренно, чем раньше, власть, вместо публичных репрессий против отдельных личностей и структур, сосредоточила свои усилия на инициировании системных сбоев в работе оппозиции. Именно вышеперечисленные необходимые условия привлекли внимание соответствующих органов.
• Оставив оппозиции возню с позитивной альтернативой, власть методично, по пунктам, отработала остальные условия.
• Не без успеха подсовывалась идея о принципиальной невозможности наличия общих целей у структур с разными политическими платформами (как результат – создание БНБ).
• Таким образом, последовательно торпедировались все попытки консолидации противников режима для решения основной стратегической задачи и согласованной работы с обществом.
• Были сделаны шаги и для перехвата государственными структурами инициативы контактов со свободным миром и для содействия монополизации таких контактов определенными структурами внутри оппозиции.
• Невероятные усилия брошены на раскол и нейтрализацию ведущих политических партий – попытка переворота в ПКБ, переворот в ПБНФ и т.д. В условиях напряженной внутренней борьбы не удивительно, что сил у оппозиции для активных действий по реализации стратегического плана остается немного.

Успешным результатом этих действий власти стало создание нескольких вялых «демократических колонн» и объективное ослабление ОДС как ведущей силы, интегрирующей противников режима на общих целях и действиях.


III. ОДС действуют в четырех основных направлениях

Важно, что все направления деятельности — это работа с обществом, с разными его группами, хотя некоторые и выделяются в рамках предлагаемой стратегии как более приоритетные (см. "Целевые группы"). Демократические силы рассматривают и недовольных ситуацией, и удовлетворенных своим положением, и элиты, и представителей власти, и себя самих как неотъемлемые составные части реального белорусского общества. Только в условиях, когда будут услышаны голоса всех и учтены интересы разных групп, общественный диалог будет плодотворен и приведет к национальному консенсусу.

Власть попыталась девальвировать идею диалога как, безусловно, опасную для нее. Наилучший способ – доводить ее до абсурда.

Еще одна задача власти – помешать оппозиции работать с обществом. Или свести эту работу к неполитической – например, только "вкручивать лампочки". (Напомню, что идея завоевывать доверие в обществе посредством "вкручивания лампочек" не нова (мы предлагали ее еще в кампании "Зробім лепш" Ассамблеи НГО), но там фокус был в том, что лампочки вкручивались не на выборах, а задолго до них, а вот на выборах надо говорить, в первую очередь, о политике – завоевав "лампочками" доверие раньше.)


1. Информационная кампания, диалог с обществом

Информационная кампания объединяет все направления. Она направлена не только на конкретные целевые группы. Ее главный адресат — все белорусское общество, а также международное сообщество. Информирование всех групп населения должно быть интенсивным и отвечать целям и задачам ОДС, быть важной составляющей кампаний диалога и давления. Информационная кампания должна не только показывать минусы прежнего курса, но, прежде всего, формировать в обществе позитивное отношение к демократическим переменам, уверенность в их необходимости и неизбежности.
Важную роль в информационной кампании могут сыграть организации, традиционно ориентированные на целевую работу с определенными группами и пользующиеся среди них влиянием (профсоюзы, НПО). Целесообразно не только использовать имеющиеся средства информации или ориентироваться на внешние источники, но и развивать новые для Беларуси формы (интернет, медиаактивизм и т. п.).

Ни одно слово тут не утратило своей актуальности. Имея эффективные средства донесения информации до населения и координируя информационную деятельность, можно проводить любую кампанию. Здесь ОДС добились определенных успехов. Это сайты, спецвыпуски, газеты. Это то, что мы не имеем права потерять!
В условиях тотального доминирования «гостелерадио» еще более актуальными становятся различные новые формы информационной деятельности. Также, учитывая разную степень социальной напряженности в разных социальных группах, следует регулировать мощность информационного потока на эти группы. Например, уже с лета 2009 усиливается информационная работа с рабочими как группой, значительно фрустрированной в результате кризиса.


2. Диалог с элитами

Как и другие группы общества, национальные элиты (руководящие кадры всех уровней) все более обеспокоены дестабилизацией в стране, угрозой независимости. Сегодня интересы элит начинают все более совпадать с интересами недовольных в других группах общества и с интересами ОДС. Необходимо предложить им сотрудничество и использовать их влияние для начала переговоров. ОДС гарантируют элитам сохранение их статуса и собственности в пределах демократических норм. Участие элит в подготовке и проведении реформ позволит им укрепить свое положение.
Кампания диалога с элитами имеет целью информировать общество в целом и национальные элиты о позиции ОДС, наладить контакты и сотрудничество на разных уровнях для решения назревших экономических и социальных проблем. Эта кампания тесно связана с кампанией "Национальный Круглый стол".

Возможен вариант, когда верхушка элит попытается решить проблему перемены курса своими силами (номенклатурный переворот). В этом случае новая власть будет остро нуждаться как в поддержке влиятельных сил в обществе, так и в легитимизации происшедших перемен внутри страны и за ее пределами. Для этого ей придется сесть за стол переговоров с этими влиятельными силами и объявить свободные выборы. ОДС должны быть готовы к такому варианту и усиливать свою консолидацию и влияние на общество.

Преобладающие среди так наз. белорусских "элит" сервильность и зависимость от власти снижают актуальность этого пункта. Кроме того, и оппозиция пока не сформировалась в ту влиятельную силу, которая бы воспринималась «элитами» как адекватный партнер.

3. Диалог с властью

ОДС предлагают власти сотрудничество в преодолении экономического, политического и социального кризиса. ОДС располагают для этого пакетом предложений по реформированию государственной системы и экономики, необходимыми международными контактами, влиянием в обществе. ОДС начинают кампанию "Национальный Круглый стол", инициируя переговорный процесс на всех уровнях — от локального до международного. Цель кампании — убедить власть и общество в эффективности демократической модернизации, необходимости достижения национального согласия путем переговоров и проведения свободных выборов. Важным фактором этой кампании должно быть международное влияние и участие авторитетных международных структур.

Начало переговоров на высшем уровне может быть следствием давления на власть со стороны общества и национальных элит, но при этом — гарантией от возможного переворота или социального взрыва. Результат переговоров — проведение в стране свободных выборов, формирование коалиционного правительства и начало комплексной модернизации.

Не возвращаясь к уже сказанному о диалоге, замечу, что опыт последних трех лет показал – без давления на власть, то есть без того, чтобы ставить ее в некомфортную, а то и безвыходную ситуацию, никакой диалог с ней невозможен.
Это не означает полного отказа от идеи переговоров. Оппозиция всегда должна быть к ним готова. Но сегодня именно власть должна обратиться к обществу и оппозиции с просьбой о диалоге.

Я думаю, что эта система власти – то есть система, построенная Лукашенко, – принципиально не модернизируемая в целом. Единственной реальной темой, которую можно с ней обсуждать, остаются лишь условия проведения свободных выборов высшей власти без участия диктатора.

Для этого необходимо давление на власть. Попытки заигрывать с властью или подыгрывать ей ведут лишь к размыванию принципов оппозиции и ослаблению ее роли.


4. Давление на власть

Недовольство своим положением в разных группах общества неизбежно будет выливаться в нарастание социальной напряженности и протестов. Необходимо придать этому процессу нужное направление, указав причины кризисной ситуации и пути решения проблем. ОДС должны сделать активную часть недовольных в разных социальных группах союзниками в реализации стратегического плана и с их помощью активизировать потенциально активных, в том числе и среди так называемых неопределившихся.

Кампании активизации, мобилизации и давления целесообразно объединить под лозунгом единой кампании "За свободу". Ее целью будет мирное давление на власть с требованием реформ, а значит — переговорного процесса и проведения свободных выборов. В условиях вытеснения оппозиции из политической жизни координируемое давление может стать мощным механизмом влияния на ситуацию, а также канализировать возможные стихийные акции протеста. Без кампании давления власти будет трудно признать демократические силы важным фактором и субъектом диалога.

К сожалению, наиболее успешный лозунг последних лет был последовательно и успешно девальвирован. Кому это выгодно? Предложенная нами идея единой демократической кампании "За свободу", объединяющей разные оппозиционные группы и объединяющей социально-экономические вопросы с политическими и ценностными, вероятно, была слишком опасна режиму. Именно она стала объектом последовательной деструкции.

При резком ухудшении социально-экономической ситуации возможно нарастание протестных настроений и включение в массовые акции части населения, обычно пассивно реагирующего на ситуацию. В этом случае возможно быстрое отстранение верховной власти. ОДС не инициируют такую ситуацию, но должны быть готовы и к такому развитию событий. Только силы, имеющие серьезное влияние на общество, будут востребованы им для восстановления социального мира.

Экономический кризис ухудшил самоощущение общества. Но рост протестных настроений сильно отстает от роста недовольства. В этой ситуации насущные задачи – найти закономерности изменений, происходящих в белорусском обществе, выделить потенциально активные группы и нащупать «болевые точки». В принципе, такая же задача стояла перед оппозицией и в 2005 и в 2006 и т.д. Но наш подход должен измениться. Меняется и понятие "давления".

Если ранее вопрос обычно ставился, "как вывести 100 или 200 тысяч на площадь", то сегодня понятно, что это, даже если и произойдет, не решает всех проблем. Важнее создать ситуацию, когда 2 или 3 миллиона станут прислушиваться к голосу оппозиции и связывать с ней свои надежды на улучшение ситуации. Этого мы пока не добились. Но именно формирование образа оппозиции как общепризнанной альтернативы власти является тем условием, когда любой шаг оппозиции будет восприниматься властью как "давление". Любое действие власти будет соотноситься обществом с оппозицией. Тогда «давление» станет перманентным – оно будет постоянно инициироваться самой же властью.

Если мы не добьемся биполярного восприятия политической ситуации в стране, то даже на свободных выборах не одержим победу. (Образно это напоминает доску-качели, где перевешивает тот, кто тяжелее.)

Это хорошо понимает власть. В условиях политической монополярности любые ее действия останутся безнаказанными. Это мы видим и по результатам ее работы с оппозицией.


Четыре вышеназванные кампании ОДС должны быть взаимосвязаны и скоординированы. Объединяющую роль играет общая информационная кампания.

В сегодняшних условиях структура деятельности ОДС может формироваться таким образом:

В центре Информационная кампания, основанная на тех средствах информации, которыми располагают субъекты ОДС. Она наполняется содержанием общих кампаний, согласованных субъектами коалиции.

Кампании сейчас должны быть направлены, в первую очередь, на улучшение реляций с обществом и повышение авторитета оппозиции.
Можно обозначить такие кампании:
• Социальная кампания ("Социальный марш"). Важным компонентом этой кампании является последовательная, постоянная работа с социальными группами.
• Кампания по распространению альтернативных предложений ОДС (Антикризисной Платформы, законов и т.д.).
• Кампания "Местные выборы".
• Кампания подготовки к президентским выборам.
• Кампания "Свободный выбор" – за свободные выборы.
Это можно корректировать, но обязательно принять соответствующий расклад и составить планы кампаний.
Все кампании ОДС должны быть скоординированы между их участниками.


Каждая кампания предполагает детальные планы в отдельных документах. В рамках предлагаемой стратегии возможна также самостоятельная деятельность организаций и граждан, если она соответствует стратегическим целям и задачам. В зависимости от ситуации то или иное направление может приобретать большую важность и концентрировать больше усилий.

Работа демократических сил одновременно по всем направлениям предотвратит неконтролируемый социальный взрыв, даст возможность действующей власти сделать оптимальный выбор, поможет элитам сохранить свое положение. Главное — активная часть общества получит возможности самореализации и участия в политической жизни, а все слои населения сохранят и упрочат достигнутый уровень благополучия.

IV. Переговорный процесс

Кампания "Национальный Круглый стол" — это процесс общественного диалога, который инициируется ОДС. Его цели — привлечь внимание общества к насущным проблемам; предложить эффективные модели их преодоления, включить в диалог представителей общественных структур, национальных элит, заинтересованных граждан, международное сообщество. Таким образом, продолжается формирование позитивной альтернативы, которая наполняется конкретным содержанием. Диалог может проходить на разных уровнях — от международного до отдельных предприятий в регионах. Темами диалога должны быть и локальные проблемы, решить которые можно, привлекая европейскую помощь, и проблемы, стоящие перед всей страной, например, снабжение топливом, расширение внешнеэкономических связей и содержание предлагаемых реформ — экономическая платформа, малая конституция и т. д. В процессе диалога завоевываются сторонники среди элит и населения.

Собственно "Круглый стол" может быть кульминацией этого процесса, когда верховная власть начинает терять контроль над страной. К этому времени идея переговоров должна стать популярной как среди элит, так и среди населения. Переговоры становятся неизбежными. Субъекты переговоров — это представители центральной законодательной и исполнительной власти, региональные элиты, силовые структуры, лидеры и эксперты демократических сил. Необходимо присутствие международных структур. Цель Круглого стола — не допустить эскалации кризиса, сохранить гражданский мир и обеспечить легитимизацию власти в стране. Условием «серьезности намерений» со стороны власти будет выполнение первичных условий, в первую очередь, отказ от политических преследований и освобождение политзаключенных.
Само согласие власти на диалог на высшем уровне будет подтверждением ограничения функций диктатора и подтверждением начала демократических преобразований.
Отсутствие консолидированной позиции демократических сил приведет либо к тому, что переговоры могут произойти без их участия — между структурами власти (имитация участия общества), либо к тому, что на переговорах интересы демократической части общества не будут учтены.

Этот раздел пока не актуален. Надежды на разумный и ответственный подход власти к судьбе страны не оправдались.

V. Целевые для ОДС группы в белорусском обществе

Сегодня в белорусском обществе отсутствуют осознающие свои интересы и солидарные социально-демографические группы. Ни одна из таких групп сама по себе не может быть движущей силой перемен. Но активные люди, недовольные своим положением и ситуацией в стране и осознающие необходимость перемен, присутствуют во всех группах общества — среди рабочих и студентов, врачей и учителей, пенсионеров и домохозяек. В эту группу активных недовольных сегодня входят, с одной стороны, люди с потребностью реализовать себя в обществе и обрести достойный статус (среди них есть и студенты, и интеллигенция, и предприниматели и т. д.), с другой — имеющие потребность уберечь свои уже приобретенные статус и собственность государственные элиты. И для тех, и для других необходимы свобода и гарантии защиты от произвола. Их интересы постепенно начинают сближаться. Если ОДС сумеют завоевать их доверие, то им удастся объединить основные движущие силы общества.

С начала своего существования авторитарный режим предложил обществу гарантии "устойчивого развития". Пользуясь преимуществами дешевых энергоносителей и укрепив командную систему руководства, ему определенное время удавалось выполнять обещанное. В сегодняшней ситуации режим все менее в состоянии выполнять свои главные в глазах общества функции: гарантировать стабильность и рост благосостояния, возможность договариваться с внешними партнерами. Это вызывает беспокойство (пока еще не совсем осознанное) всех слоев общества. Именно вопрос сохранения гарантий, как и предоставления новых возможностей, становится ключевой темой послания обществу. Тот, кто сможет предложить гарантии сохранения стабильности и дальнейшего развития основным группам общества, будет востребован ими для руководства страной.

В то же время главным концептом ОДС остается свобода. Именно понятие свободы в разных его смыслах наиболее альтернативно образу и идеологии авторитарного режима. Свобода является базовой ценностью для активной части белорусского общества.

Исходя из ситуации, целей и задач ОДС, обозначим основные группы, с которыми взаимодействуют демократические силы.

Активные недовольные

Присутствуют во всех группах и являются основным резервом для пополнения рядов демократических организаций и участия в протестных акциях и кампаниях. Составляют 10—15 процентов общества, что означает около миллиона человек. Для них мотивирующую роль играют такие ценности, как "свобода", "правда", "независимость", желание улучшить свое положение, участвовать в управлении обществом. В то же время преобладающая часть их не состоит в политических и общественных организациях. Это главная целевая группа кампании "За свободу".

Именно они являются основным фактором информационного воздействия на так называемых неопределившихся в условиях отсутствия свободных СМИ. Они составляют большинство тех, кто сегодня участвует в акциях протеста. Первая задача кампании "За свободу" — активизация и мобилизация активных недовольных для информирования общества и давления на власть. В кампании 2006 года отчетливо проявилась проблема падения доверия этой группы к структурированным демократическим силам. Ясная стратегия, инициативность и консолидация последних поможет вернуть доверие этой группы.

Национальные элиты

Управленческие кадры всех уровней. Эта группа долгое время была опорой режима, получая от него значительные преференции. Теперь происходит постепенное осознание ею собственных интересов и возникает недовольство своей зависимостью от государственного волюнтаризма. Рост недовольства в элитах отчетливо проявился в результате топливного кризиса, до него элиты преимущественно ощущали режим своим гарантом.

Сегодня внутри элит развивается раскол — ориентация на режим или поиск иных гарантов. Это дает возможность демократическим силам предложить части элит сотрудничество в обмен на взаимные гарантии.

Не исключена возможность самоорганизации элит для защиты своих интересов и осуществления перемен. В этом случае они также будут заинтересованы в сотрудничестве, а не в конфронтации с ОДС, если демократы смогут продемонстрировать свою силу и влиятельность.

Неопределившиеся

Определение политически пассивной части населения (так называемые неопределившиеся) как главной целевой группы возможно только в условиях демократии, когда результаты выборов зависят от голосования большинства. В условиях диктатуры неопределившиеся будут оставаться на стороне того, кто представляется им сильным, обладает большими информационными ресурсами, а главное — может удовлетворять их интересы. Ослабление власти предоставляет новые возможности работы с ними, но без активного участия двух предыдущих групп влияние ОДС на позицию неопределившихся будет незначительным. Поэтому в центре нашего внимания — активная часть общества, ибо активное меньшинство влияет на пассивное большинство, а не наоборот.

Неопределившихся тоже волнуют гарантии: в первую очередь, гарантии сохранения их относительного благосостояния, стабильности, как и возможностей дальнейшего развития. И у них режим теряет свои позиции. Таким образом, намечается общее в интересах практически всего общества. В условиях, когда диктатура не в состоянии обеспечить ни гарантий, ни свободы, ей остается либо наращивать войну с обществом, либо идти на уступки. Давление на общество может привести к обострению конфронтации и социальному взрыву, уступки означают начало перемен.

Обострение социально-экономической ситуации может привести к росту количества недовольных в этой группе и их активизации. Массовое включение этой группы в акции протеста значительно усилит кампанию давления и может привести к реализации "варианта 2" (см. схему 1), что подчеркивает важность группы для ОДС. В то же время нужно учитывать, что их ценностные ориентации отличаются от группы активных недовольных (неопределившихся волнуют, в первую очередь, цены и зарплата), а их участие в протестном движении не может быть систематическим (удовлетворение некоторых требований обычно приводит к быстрому ослаблению протестных настроений). Ту часть неопределившихся, которая может перейти в состояние активного протеста, можно условно назвать "потенциально активные недовольные". Работа с неопределившимися должна быть ориентирована на выявление потенциально активных, предложение им защиты их интересов и активизацию их для участия в кампании давления.

Власть

Ранее демократы не определяли власть как свою целевую группу. Власть и оппозиция практически игнорировали друг друга, посылая свои взаимные проклятия в простанство. Предлагая диалог, мы признаем существование власти как потенциального партнера и предлагаем ей сделать то же. Взаимное признание основных субъектов политического конфликта будет реальным шагом к национальному примирению и реформированию общества. До начала диалога основные методы воздействия ОДС на власть — это кампании давления, информирования и международное влияние. Важным является то, что, напоминая о нелегитимности способов формирования существующей власти, демократические силы не требуют ее немедленной ликвидации, предлагая сегодня путь постепенной модернизации.

Социально-политическая стратификация белорусского общества требует серьезного изучения. Мы, к сожалению, мало продвинулись в этом вперед за истекший со времени принятия стратегии срок. Сегодня данные, которыми мы располагаем, недостаточны для того, чтобы исчерпывающим образом представить себе его структуру и динамику его изменений.

Несомненно то, что в настоящей ситуации мы должны обращаться, в первую очередь, к тем социальным группам, которые подвергаются наибольшему давлению кризиса и обладают потенциальной активностью, чтобы не только пассивно поддержать оппозицию, но и стать ее резервом. Но без активного и целенаправленного исследования белорусского общества мы по-прежнему будем почти вслепую тыкаться в него, руководствуясь устаревшими данными и схемами.

Мы должны точно знать – к кому обращаться, что говорить и какой реакции ожидать, чтобы материалы и работа не расходовались впустую. Это особенно важно сейчас, когда рассчитывать на увеличение внешней поддержки демократических сил не приходиться особенно рассчитывать.

Понятно, что одной из важнейших групп сегодня являются рабочие, что необходимо работать с молодежью, бюджетниками и т.д. Но, чтобы действовать успешно, нужно обладать знанием, а не только опытом и интуицией.

Давление кризиса подрывает доверие к власти как гаранту общественных благ и стабильности. В то же время ожидания того, что автоматически будет расти протестное настроение, не оправдываются.

Все больше распадаются внутренние связи в социальных группах, исчезают чувства солидарности и взаимопомощи. Общество атомизируется – люди все больше надеются на себя, а не на государство и тем более коллектив. Предложения объединяться, чтобы защитить свои права, часто не находит отклика – это опасно. Что можно предложить такому обществу, чтобы привлечь его представителей на свою сторону? Чем привлечь к себе потенциально активных его членов? На эти вопросы сегодня нет однозначных ответов. Но это не означает, что задача не решаема. Это означает, что нужно сосредоточить силы на ее решении.

Ясно, что начинать разговор с людьми с политических проблем – неэффективно. В основе всех подходов должны лежать социальные или, в некоторых случая, ценностные проблемы.
Касаясь будущих выборов, подчеркнем, что схема агитационной и активизационной работы должна выглядеть таким образом: трансформация социальных конфликтов в социально-политические. Это актуально как для выборов всех уровней, так и для большинства демократических кампаний.


VI. Единство демократических сил

Существующая в белорусском обществе раскладка сил не дает возможности демократам добиваться успехов в конфронтации с властью "разными колоннами", с разными целями и стратегиями. Требования диалога тем более предполагают максимально консолидированную "демократическую силу", которая может быть воспринята властью, элитами и другими группами как адекватный партнер. Поэтому консолидация демократических политических и общественных сил — это важнейшее условие реализации стратегии и ближайшая задача сторонников перемен.

В основу сотрудничества демократических сил между собой должны лечь:
• признание общих целей, стратегических подходов и программы действий.
• разделение функций между политическим и общественным секторами, между силами различного политического направления с различными целевыми группами, создание возможностей участия в реализации стратегии для всех, кто признает общие цели и стратегические принципы.
• принцип договоренности. Целесообразно инициировать подписание специального документа — нового "Общественного договора", в котором фиксировались бы не только желание участвовать в процессе, но и взаимные обязательства с мерой ответственности (соответствующий проект следует подготовить и предложить Конгрессу).

Все это остается актуальным. Целесообразно предпринять новые шаги к консолидации. Для этого потребуется реорганизация и определенный ребрендинг ОДС.
Нам более не следует бояться термина "оппозиция" относительно демократических сил. Наоборот, так называемые "демократы" сегодня все более выразительно делятся на "неоппозиционных" и, значит, "неопасных" режиму и, на тех, кто не согласен идти на моральный компромисс для удовлетворения собственных интересов, а значит, представляет угрозу существующей авторитарной власти.

Понятие "оппозиции" сегодня не вызывает отторжения у населения, оно позиционирует определенные силы, как те, что противостоят режиму, как те, которые "не власть". Если власть сегодня становится все менее "симпатичной" в глазах общества, то это место должна постепенно занимать оппозиция.

Принцип участия в ОДС теперь может быть сформулирован так: признание общих целей и задач, верность демократическим принципам в реляциях с властью, согласие действовать совместно и соответственно общей стратегии.

На основе этого состав ОДС может расширяться за счет не только политических партий, но и различных общественных организаций и отдельных личностей.

ОДС в большей степени должен стать площадкой обмена мнениями, выработки общих подходов и шагов. Такие органы, как Президиум и Политсовет, не должны быть "закрытыми клубами". Проведение общих дискуссий может помочь улучшить горизонтальные отношения в коалиции, решить проблемы взаимодействия.

Но, главное, что объединяет людей и организации, – это совместная работа. Если ОДС не будет иметь серьёзного плана согласованных действий и не начнет реализовывать этот план, то никакие усилия не спасут его от деградации. Разработка такого плана должна стать самой ближайшей задачей. Стратегические планы ОДС должны быть широко обнародованы. Публичность планов – в определенной степени является критерием и гарантией их исполнения.

Еще один фактор, способствующий консолидации ответственных сил и людей, это фактор моральный. Сегодня быть оппозиционным режиму, который затормозил развитие страны, ограбил и оболванил народ, убивал лучших его представителей – это серьезный моральный выбор. Идти на сговор с режимом – это тоже выбор. В значительной степени именно тут проходит водораздел между многочисленными организациями, движениями и личностями, причисляющими себя к белорусской демократии.


Признание единой стратегии и принцип договоренности предполагает не общую вертикальную структуру, а взаимодействие разных секторов и структур. В то же время наличие коалиции политических сил обеспечивает сохранение координируемости основных кампаний и оперативность принятия решений в условиях быстро изменяющейся ситуации. Поэтому актуальным остается сохранение коалиции ОДС как ядра взаимодействия всех сторонников перемен.

VII. Вариативность стратегии

Стратегия предлагает учитывать ситуацию в Беларуси и вокруг нее как динамичную. В зависимости от изменения ситуации могут быть реализованы различные варианты. В варианте номенклатурного переворота (или физической недееспособности диктатора) задача демократических сил в основном сводится к тому, чтобы сохранить за собой роль влиятельного субъекта политической игры. Поэтому важно это влияние сначала приобрести, а для этого необходимо консолидироваться и реализовывать указанные выше направления стратегии. В случае обострения кризиса важно иметь в руках рычаги кампании давления и влияния на неопределившихся. Генеральное же направление — это мирный путь предварительных переговоров и договоренностей о сотрудничестве в деле модернизации страны.

Время — невосполнимый ресурс. Начиная с памятных событий марта 2006 года ход событий в Беларуси ускоряется. Происходят изменения в массовом сознании, меняется экономическая и международная ситуация. В конечном счете победителем будет тот, кто наиболее оперативно и адекватно ответит на вызов времени. Как никогда актуален сегодня старый девиз: Periculum in mora (Промедление смерти подобно).

Возможность вариативности, гибкость Стратегии – это ее достоинство.

Анализируя пройденный этап, мы видим, что ожидания конструктивного общественного диалога, надежды на благоразумие власти не оправдались. Но это не отменило наших целей и задач. Для их реализации мы предлагаем сегодня отложить курс «на диалог с властью» до времени, когда такой диалог будет возможен «на равных». Такой диалог, на принципиальной основе, возможен только в условиях создания в обществе биполярной ситуации, когда влияние оппозиции сравнимо с влиянием власти. Тогда давление на власть, как метод принуждения ее к переговорам, будет складываться не только из отдельных акций протеста. Давлением будет сам факт наличия сильной, обладающей альтернативным мнением и поддержанной народом оппозиции.

Такая ситуация может показаться фантастичной в нашей стране. Но сегодня мы имеем то, чего не было в 2007. Это продолжающееся и неизбежное ухудшение экономической ситуации, и падение уровня жизни, это неизбежное падение доверия к власти, это разочарование в диктаторе и его режиме. С другой стороны, мы располагаем большими информационными ресурсами и большим опытом. Больше всех помешать использовать все это для создания сильной, конструктивной и действенной оппозиции можем только мы сами.


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Итоги


Подводя итоги, мы должны заявить:

• Стратегия Объединенных Демократических Сил, принятая в 2007 году, в целом не утратила своей актуальности. Это, в первую очередь, касается целей и задач, прогнозов развития кризисных явлений, важности работы с обществом, информационной кампании.
• В то же время, надо признать, что курс на конструктивный диалог себя не оправдал и требуется корректировка этого курса.
• В качестве основы для такой корректировки мы предлагаем ориентацию на формирование в обществе биполярной картины политического пространства и на усиление роли координируемого оппозицией давления на власть со стороны недовольных слоев общества. При этом оппозиция остается открытой для диалога, если этот диалог будет вестись на принципиальной основе. Проведение свободных выборов высшей власти должно быть основной темой диалога.
• Мы считаем, что именно выборы, центральной власти, являются решающими для политической ситуации в Беларуси, поэтому их либерализация будет свидетельствовать о реальных изменениях в отношениях власти и народа. Таким образом, действие этой стратегии не прекращается с получением, например, некоторых уступок при проведении выборов местной власти.
• Учитывая развитие социально-экономической ситуации в стране, мы считаем, что президентские выборы 2011 г. могут стать решающими в процессе демократизации Беларуси. Чтобы достигнуть этого необходимы: консолидация здоровых оппозиционных сил, решение вопроса о кандидатах и интенсивная работа с обществом.
• В работе с обществом важнейшие для поляризации общественного мнения задачи – это конструктивная критика власти и распространение альтернативной позиции ОДС.
• К сожалению, заметным успехом власти за прошедший период стали усилившиеся центробежные явления в ОДС и утрата частью демократического сообщества принципиальных политических и моральных ориентиров. Это, в целом, существенно ослабило консолидированность оппозиции и ее способность решать поставленные задачи.
• В связи с этим мы видим необходимость определенной перестройки в области организации совместной работы и координации действий, создания обновленного образа оппозиции
• Также мы особо подчеркиваем важность комплексного исследования общества для четкого определения задач и выработки новых методов работы.

Развитие Стратегии ОДС

Точнее определить наши предложения не как корректировку, а как развитие Стратегии. Мы предлагаем такое видение этого развития:
• Стратегические цели ОДС остаются прежними.
• Тактическая цель оппозиции – действительно свободные выборы.
• Главные задачи ОДС – создание системы политической биполярности и усиление фактора давления на власть.
• Задачи внешнего уровня – укрепление и расширение общего информационного пространства; формирование позитивного образа Объединенной оппозиции; привлечение на свою сторону важных социальных групп, борьба за свободные выборы, участие в избирательных и других национальных кампаниях, выдвижение единого кандидата в президенты.
• Задачи внутреннего уровня – перестройка ОДС (расширение, менее жесткая структура, определение общих задач, ориентация на координацию совместной деятельности, ребрендинг); формирование общего информационного пространства; планирование и эффективное проведение совместных кампаний.
• Важнейшим политическим событием ближнего будущего являются выборы 2011 г. При наличии сконцентрированных усилий эти выборы могут стать решающими. Местные выборы и другие кампании ОДС проводятся с учетом подготовки ближайших выборов президента.
• ОДС готовы к сотрудничеству с любыми оппозиционными и протестными группами, чьи цели и принципы не противоречат, изложенным в Стратегии.

РАБОТА ОБЪЕДИНЕННОЙ ОППОЗИЦИИ

Совместная деятельность является основой для объединения.

Мы рекомендуем руководящим органам ОДС:
• В ближайшее время опубликовать скорректированный текст Стратегии.
• На основании скорректированной Стратегии выработать и принять решения о совместных действиях по подготовке
А) Выборов в органы местной власти
Б) Выборов Президента Республики Беларусь
• На основании скорректированной Стратегии разработать рекомендации по агитационной работе, общие и рабочие планы коалиционных общественно-политических кампаний и предложить их субъектам ОДС.
• Обнародовать принятые решения и планы.
• Осуществить шаги по реорганизации и корректировки имиджа ОДС.


Вацлав Арешка, координатор Планово-Аналитической Группы ОДС

поделиться