Нацбанк лишается независимости

Указом президента упразднен Совет директоров Национального банка Беларуси, а его функции возложены на правление главного банка страны. Чем продиктовано данное решение? Какие последствия будет иметь этот шаг? Отвечает эксперт аналитического портала "Наше мнение" Александр Муха.

- На мой взгляд, уже само по себе принятие подобного решения способствует снижению уровня независимости Национального банка, хотя одним из условий, выдвигаемых Международным валютным фондом в ходе реализации программы stand by, является, напротив, повышение степени независимости центрального банка при принятии решений. При этом формулировка решения упразднить совет директоров Нацбанка "в целях совершенствования управления деятельностью Национального банка" выглядит не совсем логичной.

Действительно, на первый взгляд, может показаться, что совет директоров и правление Нацбанка дублируют друг друга. Тем более что возглавляет и тот, и другой орган руководитель Нацбанка Петр Прокопович, а еще четыре его заместителя (П.В. Каллаур, Ю.М. Алымов, Н.В. Лузгин и Н.Л. Кадушко) одновременно являются членами совета директоров и правления Нацбанка. Зампреды В.Я. Сенько и В.С. Матюшевский входят только в правление. В то же время, необходимо отметить, что задачи и состав остальных участников совета директоров и правления Нацбанка различаются.

Так, правление является высшим органом управления Нацбанка и занимается решением наиболее важных, стратегических задач, в частности, определяет основные направления деятельности центрального банка, рассматривает для представления президенту Основные направления денежно-кредитной политики, утверждает годовой отчет о работе Нацбанка, устанавливает по согласованию с президентом квоту участия иностранного капитала в банковской системе, принимает решения о выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности и др.

Кроме П. Прокоповича и его заместителей в состав правления Нацбанка входят заместитель премьер-министра Андрей Кобяков и председатель правления Беларусбанка Надежда Ермакова, а также начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа А.В. Лобанов и начальник главного управления бухгалтерского учета и отчетности В.В. Азаревич.

К слову, члены правления Нацбанка назначаются президентом Беларуси с согласия Совета Республики Национального собрания Беларуси сроком на пять лет.

В свою очередь, совет директоров является исполнительным коллегиальным органом Нацбанка, в ведении которого находится решение более оперативных, тактических задач и рабочих вопросов. Членов совета директоров назначает правление по представлению председателя правления Нацбанка сроком на пять лет. В состав совета директоров помимо П. Прокоповича и четырех его заместителей дополнительно входят семь начальников главных управлений Нацбанка.

Совет директоров организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики, определяет структуру центрального аппарата и структурных подразделений Нацбанка, утверждает порядок проведения операций центрального банка, методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности, принимает решения о выпуске в обращение банкнот и монет, устанавливает нормативы обязательного резервирования и ряд других вопросов.

Поэтому упразднение совета директоров усложнит работу правления Нацбанка за счет появления дополнительных вопросов и задач, многие из, которых, по сути, являются техническими (например, о монетах и др.) и не требует участия заместителя премьер-министра или руководителя крупнейшего коммерческого банка, или одновременно всех зампредов Нацбанка. Таким образом, решение упразднить совет директоров Нацбанка скорее негативным образом сказывается на независимости центрального банка при реализации монетарной политики.

Независимость центрального банка является одним из важнейших условий финансовой стабильности в стране, включая такой важный аспект, как поддержание низкого уровня инфляции в экономике. Эмпирические исследования показывают, что в странах с независимыми центробанками инфляция действительно в среднем ниже.

Поскольку в противном случае возникает конфликт интересов между денежной и фискальной политикой. Так, правительство заинтересовано в более высоких темпах инфляции, например, в целях краткосрочного увеличения занятости и промышленного производства или для финансирования бюджетного дефицита и кредитования госбанков.

Однако если такая инфляционная накачка используется регулярно – а соблазн всегда высок, особенно перед выборами, – то высокая инфляция становится хронической.

К слову, президент Беларуси в декабре 2009 г. подписал Указ №668 "О предоставлении Национальным банком кредитов". Документ предусматривает открытие Нацбанком кредитных линий сроком на пять лет с уплатой процентов за пользование кредитом в размере ставки рефинансирования: Беларусбанку в сумме 2201,5 млрд. руб. и Белагропромбанку – 1827,2 млрд. руб.

То есть, можно сказать, что острый дефицит ликвидности в указанных банках, по сути, будет покрываться за счет денежной эмиссии (включения печатного станка). Общий объем кредитной линии составляет более 4,029 трлн. руб., или более 1,4 млрд. долл. в эквиваленте.

Хотя, стоит отметить, что Банковский кодекс Беларуси запрещает эмиссию денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков (статья 28). При этом Международный валютный фонд также выступает против беззалоговой поддержки ликвидности банковского сектора Беларуси, поскольку увеличение объемов денежной эмиссии может привести к ускорению темпов инфляции.

В конечном счете, для обеспечения финансовой и ценовой стабильности в стране Нацбанку Беларуси нужна настоящая независимость, а также четкое определение целей и прозрачность для контроля над их достижением (например, в рамках инфляционного таргетирования). Однако принятое решение упразднить совет директоров Нацбанка противоречит этой логике и не способствует повышению независимости центрального банка.

поделиться