Увольнения и вынужденные отпуска

Мировой финансовый кризис развязал кризис глобального трудового рынка, а тот в свою очередь повысил социальный градус в обществе: оставшись без работы, люди теряют не только постоянный источник дохода, который обеспечивал им и их семьям достойный уровень жизни, но и своеобразный баланс устойчивости.

Кризисные явления не обошли стороной и Беларусь. Еще в конце прошлого года специалисты стали говорить о негативном его влиянии на одну из самых чувствительных сфер - рынок труда. О том, какова динамика на рынке труда и прогноз развития ситуации в Беларуси, какие превентивные меры разработаны для смягчения возможного негатива, - в беседе корреспондента БЕЛТА с заместителем министра труда и социальной защиты Петром Грушником.

- Петр Петрович, с января нынешнего года Минтруда и соцзащиты проводит постоянный мониторинг ситуации на рынке труда республики. И, вопреки предположениям, цифры свидетельствуют о том, что фронтальных изменений по сравнению с прошлым годом нет.

- Действительно, с начала нынешнего года еженедельно анализируется поступающая из комитетов по труду, занятости и соцзащите облисполкомов, Мингорисполкома информация об обращениях граждан в госслужбу занятости и регистрации безработных, их трудоустройстве, наличии вакансий и т.д. На 12 и 28 число месяца формируется информация об изменениях режима работы отдельных организаций, влияющих на региональный рынок труда, о предполагаемом высвобождении работников. Для чего это делается? Чтобы не проморгать обострение ситуации в каком-то конкретном регионе или отрасли, своевременно принять меры по стабилизации ситуации.

Мониторинг дает полную картину того, как в динамике развивается ситуация на рынке труда страны. И эти беспристрастные цифры (мы их ни от кого не прячем и не рисуем) дают видение того, как было раньше, что есть сейчас и куда движемся.


- На этой картине больше светлых или темных красок?

- Черным был только квадрат Малевича... А на рынке труда во все времена - кризисные и докризисные - всегда присутствовали островки спокойствия, болевые точки, зоны повышенной опасности и т.д.

Мониторинг позволяет говорить с полной уверенностью, что принципиальных, тем более критичных и ужасных отклонений от прошлогоднего периода нет. Поэтому сгущать краски не стоит - ситуация сложная, но отнюдь не катастрофичная. Она управляемая, не выходит за рамки штатной. Заядлым пессимистам советую не поддаваться панике - бить в набат преждевременно. Но, впрочем, и излишняя успокоенность тоже чревата.


- И все же, какая температура на рынке труда республики установится в ближайшие месяцы? Не будет ли его лихорадить в связи с тем, что меньше белорусов выедут в зарубежье на работу, в первую очередь в Россию?

- В апреле-мае возможно увеличение численности безработных и, соответственно, некоторое повышение уровня официально зарегистрированной безработицы. Но такая ситуация повторяется из года в год - в связи с сезонными колебаниями, а не под диктовку кризиса. В летние месяцы рынок труда традиционно стабилизируется: спрос нанимателей на рабочую силу повышается, расширяется фронт сезонных работ, в том числе в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и т.д.

В какой степени сохранится сложившаяся ситуация в дальнейшем, покажут итоги первого полугодия. А в целом на год мой прогноз "скромный": безработица не превысит прогнозный параметр в 1,1-1,2% к численности экономически активного населения. Фундаментом для такого оптимистичного прогноза служит реализация мероприятий по обеспечению занятости, принимаемые меры для улучшения ситуации на рынке труда страны.


- Сдерживающим фактором для роста показателя безработицы является увеличение численности занятых в экономике - оно несколько снивелирует увеличение числа безработных?

- Рост численности занятых в экономике (в том числе и за счет вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан, создания рабочих мест) был отмечен и в январе, и в феврале текущего года. Это принципиально важный момент, на мой взгляд, свидетельствующий о положительных тенденциях как в экономике, так и на рынке труда. И пусть даже в процентном отношении прирост кажется мизерным, но ведь только за февраль 2,3 тыс. человек влились в экономику, они получают зарплату, обеспечивают и себя, и своих близких.

Что касается выезжающих в Россию на заработки, то мы можем оперировать только оценочными данными: в прошлом году таких насчитывалось около 180 тыс. человек. Безусловно, в условиях кризиса востребованность рабочих рук в российских регионах пошла на спад, и наши трудовые мигранты в этот сезон, скорее всего, останутся в родном отечестве. Но эти люди, я уверен, не пополнят ряды безработных в Беларуси - они найдут себе применение в республике. Например, в строительном комплексе по-прежнему ощущается некоторый дефицит квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.


- В марте текущего года впервые за последние полтора года численность безработных превысила количество свободных рабочих мест: на одну заявленную нанимателями вакансию сейчас приходится 1,1 безработных.

- И при этом, что скрывать, сохраняется структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы (70,8% вакансий - по рабочим специальностям), значителен и территориальный дисбаланс. Но следует подчеркнуть: численность безработных возрастает гораздо медленнее, чем уменьшается число вакансий.

По последним данным, с 13 по 17 апреля вакансий стало меньше на 1,6 тыс., а за предыдущую неделю их число выросло на 636. Какова помесячная динамика? За март количество вакансий в банке данных госслужбы занятости уменьшилось на 4,2 тыс., за февраль - на 3 тыс., за январь - на 1,9 тыс., за декабрь прошлого года - на 10 тыс., за ноябрь - на 6,5 тыс.


- Одна из активных форм содействия занятости - профобучение, в том числе опережающее (тех работников, которые будут высвобождаться).

- За первый квартал текущего года возросло число безработных, направленных на профобучение, - на 6,7% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Но есть и проблемы: пока не удается наладить четкую работу с нанимателями. Ведь из общего числа тех, кто получит "путевку" на профобучение, не менее 45% должны осваивать специальность под конкретные заявки нанимателей с гарантией последующего трудоустройства.

По моему убеждению, ответственный и мыслящий руководитель в госслужбу занятости обратится сам, чтобы обеспечить свое производство кадрами заблаговременно. А нерасторопного и ленивого в этом отношении предстоит расшевелить нашим специалистам. Комитетам по труду, занятости и соцзащите поручено составить список требуемых кадров для каждого конкретного нанимателя. Это самый рациональный путь - деньги следует тратить на подготовку априори востребованного специалиста.


- Самая острая проблема (она больно бьет и по производству, и по карману работника) - это потери рабочего времени.

- Такая проблема существует, хотя если посмотреть в динамике, то за короткий промежуток времени (по сравнению с началом года) ситуация изменилась к лучшему. Слухи о том, что, мол, стоят заводы, людям не платят зарплату, сильно преувеличены. Нельзя делать выводы, основываясь на каком-то отдельном примере, что называется, из жизни соседа по лестничной площадке. Надо отталкиваться от общей ситуации, основанной на конкретике и анализе.

Мониторинг потерь рабочего времени проводится по 699 организациям республики. И их перечень взят не с потолка: эти предприятия определены районными (городскими) исполнительными комитетами на основании критерия значимости для местного и регионального рынка труда.

Да, в феврале 2009 года численность работников, работавших неполное рабочее время, увеличилась. Если анализировать ситуацию
в отраслевом разрезе, то этот показатель по сравнению с январем максимально увеличился в машиностроении и металлообработке, в промышленности, в торговле и общественном питании. А вот в сельском хозяйстве, на транспорте и в строительстве в феврале стало меньше людей, работавших неполное рабочее время.

Более того, численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, снизилась в феврале по сравнению с январем текущего года в 1,7 раза.

Общий объем вынужденной неполной занятости в феврале текущего года составил 2,6% к списочной численности работников против 3% в январе.


- Вынужденные отпуска и неполное рабочее время - такой арсенал антикризисных мер используют многие страны. Это считается реальным способом сохранить трудовые коллективы, а также проявлением социальной ответственности к работникам.

- Внимательно слежу за европейскими и мировыми новостями в этой области. Изо дня в день идут сообщения о выбросе рабочей силы на рынок труда, о массовых сокращениях, о невероятном увеличении армии безработных. Правда, меньше говорят о мерах по преодолению кризисных явлений, о поддержке оставшихся без работы людей.

Вывод однозначный - принципиально новых рецептов для лечения безработицы в условиях кризиса экономики никто еще не изобрел. Используются все те же "лекарства": неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, отпуска по инициативе нанимателей. Разве что предлагается изыскать способы поощрения нанимателей, которые применяют эти меры максимально и тем самым сохраняют свой трудовой коллектив, а значит, берегут трудовой потенциал.


- Но абсолютное сравнение нашей ситуации с европейской, на мой взгляд, не совсем корректно. Ведь в службу занятости безработный европеец обращается в первую очередь за деньгами, причем немалыми, а белорус - за содействием в трудоустройстве.

- Принципиальная разница и в сумме пособия, и в его предназначении. В Беларуси пособие по безработице невысокое (в марте около Br45 тыс.). Это минимальная величина, позволяющая человеку понять, что государство его поддерживает, но и стимулирует к поиску работы.

- Но ведь люди приходят на биржу труда разными дорогами... Кто-то оставил работу по собственному желанию, а кого-то уволили по сокращению штата или в связи с ликвидацией предприятия. Однако и тем, и другим пособие по безработице начисляется по единому образцу. Справедливо ли это, на ваш взгляд?

- Безусловно, нужен дифференцированный подход к выплате пособия по безработице. Минтруда и соцзащиты уже готовит предложения по повышению размера пособий для отдельных категорий - в первую очередь это касается высвобожденных работников. Причем желательно было бы привязать его к бюджету прожиточного минимума (а не к базовой величине, как сейчас).

- И каковы же масштабы возможного высвобождения работников?

- Они гораздо меньше прошлогодних.

Как вы знаете, в соответствии с законодательством наниматель обязан предоставлять в госслужбу занятости информацию о предстоящем массовом высвобождении работников не менее чем за 2 месяца. Так вот, массового сокращения работников в Беларуси не будет - об этом свидетельствуют "отчеты" нанимателей. В мае нынешнего года возможно высвобождение 557 работников в 14 организациях. Для сравнения: заявленное нанимателями предстоящее высвобождение в мае прошлого года составляло 1743 человека по 308 организациям. По статистическим данным, за май 2008 года было высвобождено 736 человек.

Следует отметить, что и в сложных условиях в конце 1990 - начале 2000 годов в Беларуси также не наблюдалось массовой "отправки" работников за ворота предприятий. Субъекты хозяйствования в качестве "скальпеля" использовали частичную занятость некоторых категорий работников (тоже болезненно, но менее радикально). Этот способ стали и сейчас использовать предприятия, попавшие в тяжелое экономическое положение.

Как известно, после периода снижения темпов производства неизбежно приходит период их роста. И тогда без профессиональной спаянной команды не обойтись, а ведь одномоментно ее не создать. Поэтому на нынешнем этапе наниматели должны применять тактику максимального сохранения своих трудовых ресурсов.


- Повышение пособия, как я понимаю, - одна из дополнительных мер по обеспечению занятости населения в условиях экономического кризиса. А что еще в этом портфеле антикризисных предложений?

- Ситуация на рынке труда, как я уже говорил, не внушает особых опасений. Но на авось тут уповать не стоит. Лучше быть готовым к худшему сценарию и его не использовать, чем оказаться безоружным в случае ухудшения ситуации.

Предлагаем увеличить объемы оплачиваемых общественных работ (ООР) и расширить их спектр. Ратуем за то, чтобы предоставить работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы, право участия в ООР наравне с безработными и соответственно выплаты им заработка из средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.

Предлагаем не только увеличить объемы профобучения безработных, но и обеспечить компенсацию затрат нанимателям за опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения, с целью их последующего трудоустройства на новые рабочие места. Прорабатывается вопрос о компенсации безработным, проходящих профобучение, расходов на проезд к месту обучения и обратно в черте населенного пункта, где находится учебное учреждение. Ведь по законодательству сейчас оплачивается только проезд от места жительства до места учебы.

Кроме того, предлагается создать новый республиканский банк данных высокооплачиваемых вакансий, которые предназначены для высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников. Планируется, что эти супервакансии для суперспециалистов будут размещены на сайте министерства.


- И все же, Петр Петрович, потребуется ли привлечение дополнительных средств для решения проблем занятости в текущем году?
- Если уровень безработицы в стране не превысит 2%, то увеличения объема финансирования - дополнительно к запланированным на реализацию активных мер политики занятости Br151 млрд. - не потребуется.

поделиться