Нам нужно производить автомобили для будущего, а не для прошлого

Федор Костров, "Товарищ.online"

Надеяться на то, что "Джили" "порвет" белорусский или российский рынок нет оснований. Даже занять место в первой десятке производителей будет весьма проблематично. Такое мнение в интервью корреспонденту сайта "Товарищ.online" высказал руководитель Центра Мизеса, экономист Ярослав Романчук.

Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил в Борисове СЗАО "Белджи", где зарождается белорусское автопромышленное производство легковых автомобилей.

- Для начинающих маленькие машинки неплохие, - оценил глава государства. – Они не такие быстрые, как более «взрослые», большие автомобили. Найдет своего потребителя и этот маленький автомобиль, «жучок» так называемый. Большие автомобили, кроссоверы – это очень приличная, хорошая машина.

По итогам тест-драйва он дал поручение правительству продумать систему стимулирования продаж автомобилей Geely на внутреннем рынке. Самый недорогой автомобиль Geely LC CROSS стоит от $10 590 до $11 500, а самый дорогой Geely EX7 (кроссовер) - $21,5 тыс. "Почему мы должны завозить сюда хлам из Европы, бэушные автомобили? Они тоже не дешевые. А если и по дешевке покупают автомобиль за 5 тыс. долларов, то через 2-3 года еще 5 тыс. за него платят, потому что это хлам", - сказал Александр Лукашенко.

- Следующий шаг - это строительство под Борисовом (между Жодино и Борисовом) мощнейшего завода, - сказал президент, оценивая перспективы развития производства легковых автомобилей в Беларуси.

Предполагается, что строительство нового завода по выпуску легковых автомобилей будет происходить в два этапа, а общий объем инвестиций составит около полумиллиарда долларов.

Как видим, планы у власти наполеоновские. Но реализуются ли они, ведь предыдущие проекты по производству на территории Беларуси легковых автомобилей потерпели фиаско? На этот и другие вопросы корреспондента сайта "Товарищ.online" ответил, руководитель Центра Мизеса, экономист Ярослав Романчук.

- Провалы предыдущих проектов по сборке легковых автомобилей обусловлены целым рядом факторов.

- Давайте по пунктам.

- Во-первых, работой в нашей стране по-серьезному не интересовался ни один глобальный производитель легковых автомобилей. "Фольксваген", "Тойота", GM – они толком не понимают рынка небольшой, с точки зрения емкости, Беларуси. Рассмотреть здесь площадку для экспансии на российский рынок, без импортных пошлин и дополнительных издержек, никто не сумел. "Форд" пытался, но быстро сориентировался в правилах игры на российском рынке и открыл производство в России.

Во-вторых, темой производства легковых автомобилей в Беларуси занимались люди, которые не имели достаточных связей в России для снятия торговых барьеров. Они были чужаками для самих производителей автомобилей, без опыта работы на них или с ними за рубежом. Наконец, у них не было достаточно капитала, чтобы на свой страх и риск раскрутить производство.

В-третьих, неудачным был выбор компаний для сотрудничества и моделей для сборки. Решения об открытии того или иного производства принимались не на основании тщательной, глубокой проработки рынка сбыта, а совсем по иным соображениям. Близость к главе страны, его политические приоритеты в данный момент, возможность договориться об использовании промышленной площадкой под Минском – автомобильные проекты в Беларуси слишком сильно окрашены политикой. В них слишком мало профессионального бизнес-подхода. Поэтому на выходе и получались сплошные блины комом.

- Как Вы думаете, есть ли будущее у "Джили" в Беларуси?

Продолжение читайте здесь.

Новости по теме

Новости других СМИ