Евразийский союз: вход - рубль, выход - два

Павлюк Быковский, "Белорусы и рынок"

Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 29 мая в Астане подписали президенты Беларуси, Казахстана и России. Предполагается, что после ратификации парламентами трех стран 1 января 2015 года ЕАЭС начнет функционировать.

Документы уже опубликованы, некоторые их положения вызывают вопросы с точки зрения сохранения суверенитета и здравого смысла.

"Мы осознанно подошли к подписанию договора о ЕАЭС, по максимуму отстаивали свои интересы, с уважением относились к позиции партнеров, провели тщательный анализ документа и отметили его позитивные стороны, - заявил президент Беларуси Александр Лукашенко перед подписанием договора. - Но не сказать о том, что некоторая неудовлетворенность имеется, я не могу. У нас есть еще возможность сделать наши договоренности лучше. К взаимной выгоде всех участников договора".

После церемонии подписания договора А. Лукашенко заявил:

Мы готовы к последовательному обязательному движению на пути полной реализации договоренностей, достигнутых в ходе очень непростого переговорного процесса. Вместе с тем необходимо констатировать тот факт, что решение ряда проблемных вопросов экономического сотрудничества, и прежде всего касающихся взаимной торговли между государствами-членами, отнесено на отдаленные сроки.


Договор о создании Евразийского экономического союза (154 страницы) и приложения к нему (835 страниц) доступны на сайте Минэкономразвития РФ. Документы требуют тщательного анализа специалистов по внешне-экономической деятельности.

Стороны договорились, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) будет располагаться в Москве, Суд ЕАЭС - в Минске, а в Алматы с 2025 года будет находиться наднациональный орган по регулированию финансовых рынков ЕАЭС.

Следует отметить, что в соответствии с приложением к договору ЕЭК принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера.

Решения ЕЭК входят в право союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств - членов ЕАЭС.

Суд ЕАЭС принимает решения о признании действий ЕЭК соответствующими договору об основании ЕАЭС и (или) международным договорам в рамках союза. В случае неисполнения решения суда государство-член может обращаться в Высший Евразийский экономический совет, а субъект хозяйствования - в суд ЕАЭС, который, в свою очередь, в Высший Евразийский экономический совет.

Статьей 13 договора предусмотрено, что решение о выходе страны из ЕАЭС принимается Высшим советом (высший орган союза, включает в себя глав государств - членов ЕАЭС) по принципу "консенсус минус голос государства-члена, уведомившего о своем намерении прекратить свое членство в союзе". То есть выход из Евразийского экономического союза предусмотрен только с согласия других членов союза.

Заместитель председателя движения "За свободу" политолог Алесь Логвинец в интервью "БР" назвал такое положение договора "очень странным".

Логвинец: По сути, форма международного крепостного права. Это однозначное ограничение национального суверенитета, и ничего подобного нет в рамках ЕС. Здесь наблюдается искусственный перенос федерального принципа на межгосударственные отношения.


По мнению А. Логвинца, такое положение договора противоречит Конституции Беларуси, и, "если бы в Беларуси был по-настоящему избранный, а не "карманный" парламент, ратификации этого соглашения не должно было бы быть".

Аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс) Александр Автушко-Сикорский сказал в интервью "БР", что норма статьи 13 договора о создании ЕАЭС означает, "что разрешение на выход из ЕАЭС дают все другие государства-участники, то есть договором предусмотрен "замок" на выход".

Политолог подчеркивает, что если раньше много говорилось об институциональном сходстве Евросоюза и Евразийского экономического союза, то здесь наблюдается полная противоположность. Автушко-Сикорский также обращает внимание на кардинальное отличие от способа принятия решения в ЕС: там решение о членстве в союзе принимается на общенародном референдуме, а в ЕАЭС - только ратификация парламентами.

"Нас убеждали, что это не возврат к СССР. И чем больше про это говорили, тем меньше в это верилось. Сейчас становится понятно: это не союз, а заговор властей, которые ни во что не ставят свои народы", - прокомментировал в интервью "БР" подписание договора об основании ЕАЭС заместитель главы кампании "Говори правду" Андрей Дмитриев.

Политик отмечает, что проекты договора согласовывались чиновниками без общественного обсуждения и практически втайне от людей. "Вот так и возникают такие положения. Если один из участников договора захочет выйти и двигаться в Европу, а двое других будут против, как будут принуждать к Евразии - танками и "зелеными человечками"?" - задает вопрос представитель "Говори правду".

По мнению А. Дмитриева, подписание такого договора свидетельствует о том, что "Лукашенко не думает о будущем, где его уже не будет. Он вцепился в прошлое и принимает опасные для нашей самостоятельности решения".

Новости по теме

Новости других СМИ