По ком сильнее всех ударит импортозаместительная формула 85:15?

Ежедневник

Последствия требований властей о соотношении белорусских и импортных товаров: магазины, торгующие популярными зарубежными брендами, исчезнут, а потребители останутся с одеколоном вместо «Chanel» и с телефоном SNAMI вместо «айфона». А может, все обойдется?

Последнее время представители властей соревнуются между собой в том, кто родит более абсурдную идею о способах борьбы с импортом. Одна из свежих задумок – приказным путем довести долю белорусских товаров на полках магазинов до 85%. Правда, было заявлено, это всего лишь рекомендация и она не будет оформляться ни в какой законодательный документ.

Утешение сомнительное, так как практика показывает, что устные «пожелания» Управления торговли и услуг Мингорисполкома являются обязательными для всех магазинов, независимо от характера собственности. Неподчинившихся ждут проверки Минторга, налоговой и другие неприятности. Еще в прошлом году некоторые торговые объекты сообщали «Ежедневнику» о требовании иметь на своих полках не менее 30% белорусского. Подобная цифра является хоть и обременительной, но выполнимой.

Что же касается нового пожелания о соотношении 85% к 15%, то, по мнению представителей торговли, оно явно граничит с абсурдом. Если власти будут настаивать на неукоснительном соблюдении данного требования, то многие успешные компании будут вынуждены ликвидироваться.


Магазины элитной косметикой разорятся

Нужно отметить, что продуктовые магазины и супермаркеты находятся в сравнительно лучшем положении – белорусские продукты питания занимают значительную нишу в отечественном спросе. А вот что касается непродовольственных магазинов, им придется действительно несладко.

Для примера возьмем магазины косметики и парфюмерии. Казалось бы, в Беларуси есть свои довольно успешные производители, которые востребованы покупателем. Но дело в том, что они занимают строго определенную нишу на рынке – в нижнем ценовом сегменте. Дорогая и элитная косметика – это только импортная. Некоторые торговые компании создавались как раз в расчете на работу с дорогой косметикой. В первую очередь, это сеть магазинов «Кравт».

Для таких компаний отказ от импорта значит неминуемое закрытие. Даже если бы «Кравт» решил полностью изменить свою суть и переориентироваться на торговлю белорусским, его бы все равно ждало бы разорение.

Главный бухгалтер компании объяснил «Ежедневнику», что вся деятельность предприятия рассчитана под определенные обороты. Чтобы платить зарплату сотрудникам, арендовать торговые помещения, выплачивать кредиты нужна немалая выручка.

«Представляете стоимость нашего товара? Чтобы получить такую выручку, сколько нам нужно продать белорусского? Столько и производить бы не успевали. А мы бы не нашли столько полок, чтобы разместить весть этот товар», - шутит представитель компании.

Государство от такого поворота дел потеряло бы в первую очередь. Ведь о миллиардных налогах, которые сейчас платит компания, пришлось бы забыть.

Главный бухгалтер отметил, что компания и так по требованию государства ввела в свой ассортимент белорусский товар, хотя это противоречило изначальной концепции магазинов. Дальнейшее давление может привести лишь к закрытию предприятия торговли.

Кроме того, дефицит дорогой импортной косметики, по мнению компании «Кравт», приведет лишь к расцвету серого рынка, когда физлица начнут активно ездить за товарами за рубеж.


Торговцы техникой надеются на здравый смысл

Абсолютно невыполнимым требование Мингорисполкома выглядит и для торговых сетей, торгующих бытовой техникой. ЗАО "Патио", владелец сети магазинов «Пятый элемент», рассчитывает, что озвученная рекомендация не является конечным решением.

«Торговые предприятия будут обсуждать с государством данный вопрос, и мы придем к компромиссу», - уверен начальник коммерческого отдела Алексей Ламнев. Он отмечает, что и в прошлых случаях, когда озвучивались «оригинальные» идеи властей, здравый смысл в конечном счете побеждал.

«Они просто посчитают, сколько налогов в виде НДС потеряют, и поймут, выгодно это или нет». – считает Алексей Ламнев.

По словам менеджера компании, у отечественных производителей нет такого ассортимента товара, чтобы почти полностью заменить импортный. Особенно фантастическим соотношение 85 к 15 представляется для крупных торговых объектов, предлагающих покупателю максимально широкий выбор.

«Если на полке лежит сто наименований, то доля в 30% белорусского может быть оптимальной. Если на полке 1000 наименований – то оптимальным будет не больше 2-3%», - сказал Алексей Ламнев.


Осторожный оптимизм

Так как требование носит неписанный характер, то трудно представить, чтобы его невыполнение приводило бы к закрытию компаний. Каким образом будут разрешаться подобные конфликты, непонятно. Вероятно, властям все же придется идти на компромисс с торговыми предприятиями и уточнять и дорабатывать свои «рекомендации».

Новости по теме

Новости других СМИ