Почему ГТК скрывает, сколько автомобилей ввезено по декрету №6?


ГТК строго засекретил все данные о транспортных средствах, ввезенных по декрету №6. И не удивительно, этот "серый" рынок достиг таких размеров, что стал реальной угрозой экономической безопасности страны. "Ежедневник" попробовал рассекретить эти данные.

Не получив от ГТК ответы по статистике ввоза "декретных" машин и количестве нарушений компаний, в уставном фонде которых значатся эти транспортные средства, "Ежедневник" остался в недоумении. Что за секреты могут быть в обычных статданных, ежегодно и ежеквартально публикуемых официальными органами самых разных стран? Учитывая цель декрета №6 – помощь в развитии бизнеса на периферии, - цифры подчеркнули бы стремление государства в поощрении деловой активности сограждан.

Явное нежелание говорить про объемы ввоза "декретных" грузовиков и количестве нарушений субъектов хозяйствования, в уставном фонде которых числятся эти транспортные средства, придали теме негативную окраску. На этом фоне слова экспертов о явно непродуманном декрете №6, который фактически сформировал новый "серый" рынок в Беларуси и ухудшил ситуацию сразу в нескольких сферах автобизнеса, зазвучали иначе.

А ведь подсчитать количество декретных грузовиков легко, используя статданные из открытых источников.

"Ежедневник" располагает статистикой продаж автодилеров грузовых автомобилей и данными о коде товаров (ТН ВЭД), ввезенных на территорию Беларуси в 2012-2014 годах. Часть из них указана в декрете №6. Попробуем подсчитать примерное количество грузовых автомобилей (код 8704), ввезенных по декрету №6 в 2013 году.

Согласно статданным, в 2012 году в страну ввезено 14510 грузовиков, в 2013 году – 34337. Вычтя из этого количества новые грузовые автомобили, проданные дилерами Беларуси (1802 единицы в 2012 году и 959 в 2013 году), поучаем 12708 и 33378 грузовиков соответственно.

Декрет начал работать 1 июля 2012 года и действовал до 31 ноября 2013 года. Предположив, что субъекты долго раскачивались в начале, не ошибемся, если скажем: основное количество "декретных" грузовиков ввезено в Беларусь в 2013 году. Разница в годовом объеме продаж – 20670 единиц техники. Это и есть примерное количество тех самых "декретных" грузовиков. Сколько из них ввезено с нарушениями и как часто они выявляются? Молчание контролирующего органа заставляет делать самые негативные выводы.

Ниже приводим данные продаж ряда товарных позиций, на который распространялись льготы декрета №6 на протяжении 2012, 2013 и первых четырех месяцев 2014 года. Сравнив цифры, можно сделать вывод: продажи в прошлом году возросли благодаря льготированию белорусских предприятий, зарегистрированных на периферии.

Новости по теме

Новости других СМИ