"Если таких, как я, будет тысяч шестьсот, – кто-то нас услышит!"

Сергей Балай, "Салідарнасць"

Очередной рост цен на автомобильное топливо "обрадовал" белорусских автолюбителей утром 19 августа. Еще с вечера в социальных сетях коллеги советовали друг другу заправить полный бак.

Впрочем, разница в стоимости топлива оказалась некритичной. Стоило ли стоять очередь и заправиться с вечера, чтобы сэкономить 20-40 тысяч рублей? Однако с начала 2014 года это уже второе подорожание, а вместе с 2013 годом – седьмое по счету.

"Салідарнасць" выясняла у экспертов, не слишком ли часто дорожает топливо, притом, что Беларусь приобретает нефть у России по самым низким в СНГ ценам.


Экономист Борис Желиба: "Существует установка выравнивать цены на товары и услуги с Россией"

– Конечно, топливо дорожает слишком часто, притом что мы покупаем у России нефть по самым низким ценам в СНГ и одним из самых низких в мире, – обратил внимание в экспресс-комментарии "Салiдарнасцi" Борис Желиба. – Цена на белорусское топливо должна быть невысокой. А она, вопреки логике, стремится догнать уровень цен в развитых странах. Известно, что существует установка выравнивать цены на товары и услуги с Россией, что успешно и делается. Утяжеляет стоимость топлива рост инфляции. В нынешнем году он составит где-то 20%. Растет зарплата, да и производители нефтепродуктов требуют от правительства повышать цену, чтобы выйти на рентабельность.

Борис Желиба отмечает, что рост стоимости топлива и повышение средней зарплаты – очень тревожный показатель:

– Наша зарплата, по официальным данным, уже 610 долларов(ГИП на 80071). Но по сравнению с 2010 годом, когда она составляла 530 долларов эквиваленте, тогдашняя покупательская способность была выше. Это наглядно демонстрируют темпы инфляции, которая существенно превышает девальвацию рубля. Так что, говоря о топливе и не только, уровень жизни белорусов не повышается с 2010 года.


Блогер Андрей Кабанов: "Протестный потенциал людей "затролливают" спецслужбы"

– Повышение цен на топливо будут делаться тихой сапой, раз в 2-3 месяца, чтобы подтягивать стоимость топлива к курсу доллара, – считает собеседник. – Разница действительно кажется небольшой. Те, кто успел накануне заправиться, не поленившись стоять в очереди на заправке, сэкономили тысяч 20 с бака. Это бутылка пива или пачка сигарет. После протеста автолюбителей в 2011 году власти взяли на вооружение плавный и незаметный рост цен. Хотя, если считать общее подорожание за год, то выходит ощутимо.

Андрей Кабанов обращает внимание, что хотя до европейских цен нам далеко, следует учитывать уровень доходов населения:

– У нас в той или иной степени топливо дешевле (примерно на 40%), чем у соседей. Но давайте сравним тогда и среднюю зарплату? – продолжает лидер мнений. – Но пока цены растут понемногу – люди молчат. Протестный потенциал у автолюбителей есть, но его затролливают, распыляют в интернете. Спецслужбы набрались опыта и работают эффективно. Рассеивают внимание людей, загоняют на форумы, в подконтрольные группы. Белорусы вместо того, чтобы выказывать недовольство в оффлайне, выпускают пар в бесконечных "холиварах".
Лично я сегодня, в 19.00, буду за рулем и посигналю. Просто так. Поприветствую участников движения. Сигнал никого ни к чему не обязывает. Но если таких, как я, будет тысяч 600, – кто-то нас услышит!

Новости по теме

Новости других СМИ