Работа белорусских НПЗ станет убыточной

interfax.by

Нефтеперерабатывающая отрасль Беларуси в 2015 году начнет работать в новых финансовых условиях, представители отрасли полагают, что они не будут достаточно комфортными для республики.

С одной стороны, в 2015 году Беларусь сможет оставить в своем бюджете $1,5 млрд пошлин от экспорта нефтепродуктов, которые, согласно заключенным между Минском и Москвой соглашениям, в настоящее время республика полностью перечисляет в российский бюджет.

Однако условия большого налогового маневра в нефтяной отрасли, который стартует в России с 2015 года, сделают работу белорусских НПЗ убыточной. Оценивая размер убытков, белорусские участники нефтяного рынка сомневаются, что они будут покрыты для страны за счет частичного отказа РФ от взимания нефтяных пошлин.


Что год грядущий всем готовит

Первый вариант "большого налогового маневра" в нефтяной отрасли Минфин РФ представил 13 августа. Как и в ранее обнародованных материалах, он предусматривал существенное снижение нефтяных пошлин на бензин и дизтопливо, постепенное повышение экспортной пошлины на темные нефтепродукты (в том числе на мазут до 100% к 2017 году) и существенное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Также проект предусматривал снижение акцизов на некоторые марки автобензинов.

Долгое время не удавалось согласовать параметры нового налогового маневра с "Роснефтью". Так, президент НК "Роснефть" Игорь Сечин вообще предложил отказаться от маневра, так как его реализация существенно ухудшит экономику ряда проектов в нефтегазовой отрасли и нефтехимии.

Возражения высказывали и другие российские нефтяные компании. Они мотивировали свою позицию тем, что основная налоговая нагрузка на отрасль придется на 2015 год, в то время как на 2015-2016 годы запланирована реализация целого ряда масштабных проектов по модернизации российских НПЗ.
В настоящее время российские власти, прислушавшись к этим возражениям, обсуждают возможные льготы по НДПИ для компаний, которые разрабатывают новые нефтяные месторождения. Российский премьер Д.Медведев уже заявил, что государство готово пойти "Роснефти" навстречу.

Между тем белорусские эксперты обращают внимание, что Беларусь и Россия полностью унифицировали механизм взимания нефтяных пошлин. Так, Беларусь ежемесячно изменяет размер пошлин в полном соответствии с российскими ставками.


В Минске обеспокоены возможными убытками

Два белорусских НПЗ – ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырский НПЗ" перерабатывают в год порядка 23 млн тонн нефти. В частности, такой объем переработки планируется на 2014 год, в 2015 году, предполагается, он может составить 24 млн тонн. При этом в Минске рассчитывают, что все эти объемы будут обеспечены за счет российских ресурсов с максимально большим – до 21 млн тонн – объемом трубопроводных поставок.

"Последствия российского налогового маневра в нефтяной отрасли приведут к снижению эффективности белорусских НПЗ. По предварительным оценкам, убытки при переработке нефти в Беларуси могут составить до $50 на каждой тонне", - говорят участники отрасли.

В настоящее время Мозырский НПЗ получает прибыль в размере порядка $35-37 на каждой тонне переработанной нефти. Прибыльность переработки "Нафтана" существенно ниже – около $9-10 на тонну, поскольку это предприятие, почти на 100% принадлежащее государству, обязано поставлять сырье для белорусских предприятий нефтехимии по внутренним низким ценам.

Участники нефтяного рынка также отмечают, что налоговый маневр может принести убытки и российским нефтепереработчикам, которые перерабатывают нефть на белорусских НПЗ на условиях процессинга.

При этом они обращают внимание, что если производителям нафты для нефтехимии и авиакеросина правительство РФ готово отчасти компенсировать убытки, то производителям бензина и дизтоплива возмещать недополученную маржу никто не обещает.


Кто заплатит за реформы?

Со своей стороны белорусский аналитик Татьяна Маненок отмечает, что пока Москва еще не завершила дискуссий относительно налоговой политики в нефтяной сфере, хотя основные параметры реформы уже согласованы.

В частности, она обратила внимание, что российские власти признали необходимость отказа от шокового варианта реформы, решив растянуть ее на 4
года.

Эксперт также отметила, что от сроков налогового маневра зависит и величина нефтяной субсидии для Беларуси. "Нефтяной маневр – вынужденная для России мера. По оценкам Минфина РФ, сохранение экспортной пошлины на действующем уровне с учетом достигнутых договоренностей по созданию ЕАЭС означает субсидирование белорусской экономики из российского бюджета на уровне 180-200 млрд рос.руб. в год. Минфин стремится избавиться от этих субсидий как можно быстрее, поскольку сохранение высокой экспортной пошлины создает перекосы в российской экономике", - сказала она, пояснив, что это приводит к неэффективному распределению энергетических субсидий (в виде пониженных по сравнению с рыночными внутренних цен на нефть и нефтепродукты) и не способствует повышению энергоэффективности и конкурентоспособности российских компаний.

"Однако какими бы ни оказались конечные ставки экспортных пошлин, за их снижение все равно кто-то должен заплатить: либо потребители, либо бюджет, либо нефтяники. Для всех участников этого процесса эта плата будет довольно болезненной", - заметила Т.Маненок.

По ее мнению, "если плату за налоговый маневр в России переложат на потребителей или нефтяников, то ее в полной мере также почувствуют белорусские потребители и нефтяники", так как снижение пошлины на нефть и повышение НДПИ в России автоматически приведет к повышению внутренней цены на нефть.

"Это означает, что белорусским НПЗ придется покупать нефть в России значительно дороже, чем сейчас (теперь ведь они импортируют из России без пошлины). Вслед за этим вырастет цена на белорусские нефтепродукты, что отразится на их конкурентоспособности, а значит, и на доходах отечественных НПЗ", - сказала Т.Маненок.

Она подчеркнула, что в любом случае, налоговый маневр, который намерена реализовать Россия в ближайшие годы, будет означать снижение российских нефтяных дотаций в белорусскую экономику, чего так настойчиво сегодня и добивается, в частности, российский Минфин.


Минимизировать убытки

Как показывают последние шаги белорусских властей, в Минске всерьез задумываются над тем, как минимизировать убытки отрасли.

В министерстве по налогам и сборам отмечают, что если для сырьевых стран, к которым относится и Россия, НДПИ составляет один из основных источников доходов бюджета, то для Беларуси его поступления крайне незначительны. При этом еще несколько лет назад в стране были в 12 раз увеличены ставки сбора за право добычи калийной соли.

В настоящее время Минфин готовит изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Эти изменения предусматривают введение специального сбора за право экспорта добытой в Беларуси нефти.

Кроме того, планируется повышение налога на добавленную стоимость с 20% до 22% и подоходного налога – с 12% до 13%. Также ожидается рост ставок акцизов на автомобильное топливо на 10%, повышение других налогов и сборов.

"Таким образом, власти пытаются компенсировать выпадающие доходы бюджета, которые возникнут, в том числе и из-за снижения прибыли белорусских НПЗ", - полагают белорусские экономисты.

Они также обращают внимание на заявления властей о том, что следует более широко использовать бетон и битум для нужд автодорожной отрасли. "Эти намерения продиктованы необходимостью создать устойчивый внутренний спрос на ту продукцию нефтепереработки, которая из-за изменения ставок экспортных пошлин станет невыгодной для экспорта", - пояснили эксперты.

Они также указали на то, что белорусские НПЗ намерены в среднесрочной перспективе минимизировать объемы производства мазута, для чего проводят масштабные модернизации. После завершения этих проектов НПЗ страны будут производить только то количество мазута, которое сможет потребить внутренний рынок. В частности, мазут предлагается использовать в качестве котельно-печного топлива.


Новое лицо "растворительного бизнеса" – теперь легальное?

Еще одним способом, который поможет Беларуси минимизировать ущерб от изменений налогообложения в нефтяной отрасли, может стать проект по организации за пределами республики производства европейского бензина из бензина более низкого качества или дизтоплива с помощью специальных присадок.

Возможность организации такого производства в Латвии сейчас рассматривает "Белорусская нефтяная компания" (БНК) - спецэкспортер белорусских нефтепродуктов.

На рынках стран Балтии БНК работает через свою дочернюю структуру SIA TransBaltic Oil.

Как сообщил агентству "Интерфакс-Запад" участник нефтяного рынка страны, в июле эта компания получила лицензию на аренду нефтебазы в Риге на два года с возможностью ее продления.

По его словам, на этих площадях в перспективе SIA TransBaltic Oil планирует организовать производство европейских бензинов объемом до 5 тыс. тонн в месяц. Сырьем для производства станут производимые на белорусских НПЗ автобензины или дизтопливо.

Говоря об этом проекте, собеседник агентства отметил, что в этом случае Беларусь будет уплачивать экспортные пошлины за поставку в Латвию нефтепродуктов, как это и предусмотрено законодательством. В то же время, по новой российской схеме, пошлина на дизтопливо составит в 2015 году 48% от стоимости сырой нефти, пошлина на бензины – 78%. Прибыльность проекту принесет также и разница в цене реализации евробензина и бензина более низкого качества, ввозимого как сырье.

Новости по теме

Новости других СМИ