Как изменится автомобильный рынок Беларуси с 2015 года

Елена Анкудо, Ежедневник

С 2015 года рынок импорта автомобилей начнет функционировать но новым правилам. К чему готовиться игрокам рынка и простым белорусам, пояснил заместитель гендиректора автомобильной ассоциации "БАА" Александр Сидоревич.

Согласно Техническому регламенту ТС ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», с нового года сертифицировать автомобили придется по новым правилам. Нововведение коснется всех, в том числе и простых граждан России, Беларуси и Казахстана: по закону, сертификации подлежат абсолютно все транспортные средства, в том числе – ввезенные физлицами для собственных нужд. Импортеры автомобилей уже высказали свою обеспокоенность новыми правилами сертификации и говорят, что они серьезно подорвут белорусский бизнес.

Александр Сидоревич в автомобильной ассоциации "БАА" руководит направлением «Автосерт» по сертификации импортируемых транспортных средств, поэтому о нововведении знает больше всех.

- На кого распространяются действующие национальные правила сертификации автомобилей?

- На юридических лиц, производящих автомобили или импортирующих их в Беларусь. Транспортные средства, ввозимые в страну для личного сертификации не подлежат. В эту категорию относятся машины физлиц, служебные автомобили, а так же те, что идут на перепродажу физлицами: по закону, раз в год гражданин Беларуси, уплатив таможенную пошлину, имеет право беспрепятственно ввезти необлагаемый налогом автомобиль, чем активно пользуются многие.

- Насколько сложна процедура получения одобрения типа транспортного средства в других странах?

- В России есть пятилетний опыт применения российского технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Эта страна установила серьезный технический барьер на свой рынок в форме одобрения типа транспортного средства, получение которого довольно трудоемко и затратно.

Отдельные страны СНГ имеют собственные национальные системы сертификации транспортных средств с более мягкими требованиями, они основаны на признании «чужих» результатов сертификации.

В странах Евросоюза обязательной сертификации подлежат все транспортные средства. Изготовитель автомобилей или его локальный представитель в Европе несут ответственность за безопасность продукции и получают полное европейское одобрение типа транспортного средства, действительное на территории Евросоюза для всех потребителей. В Евросоюзе действует единый закон – Директива ЕС об ответственности за продукт. Поэтому единственный заявитель (изготовитель или его представитель) на сертификацию в Евросоюзе – вполне оправданное решение.

- ...которое положено в основу Технического регламента ТС?

- Да. В документе заложен принцип единого заявителя на сертификацию на один тип транспортного средства. Из-за отличий в законодательствах стран-участниц ТС в части ответственности за безопасность продукции, в регламенте предложена солидарная ответственность заявителя и локального представителя изготовителя в стране ТС. В зависимости от страны регистрации автомобиля, ответственность за безопасность будет нести официальный представитель изготовителя и заявитель, обладающий одобрением типа транспортного средства. Три официальных представителя изготовителя будут вписаны в одобрение типа транспортного средства ТС.

Зарубежный изготовитель должен назначить по одному представителю в каждом государстве-члене ТС, который будет принимать претензии от органов государственной власти и потребителей. Представителем изготовителя может быть только юрлицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства – члена ТС и являющееся его резидентом. Заявителем при проведении оценки соответствия транспортных средств в форме одобрения типа может быть один из этих трех представителей изготовителя.

Еще на стадии обсуждения проекта регламента представители белорусского автобизнеса предложили возможность выступать заявителями на сертификацию трех представителей стран ТС: по одному от России, Беларуси и Казахстана. Это исключает монополию на одобрение типа транспортных средств конкретного бренда и упрощает отношения с владельцами автомобилей, высказавших претензии к качеству.

К предложению не прислушались. Заявитель будет одним и, учитывая объем авторынков трех стран, преимущество отдадут россиянам, дилерские сети которых поглотят белорусский автобизнес. Отечественные импортеры просто исчезнут, превратившись в российских дилеров.

- Ожидаете ли глобальных изменений после 1 января 2015 года?

- Нет, для белорусских официальных импортеров ничего резкого не произойдет, используется ситуация переходного периода. Сегодня практически все официальные белорусские импортеры и дилеры имеют или стремятся получить до 1 января 2015 года национальные одобрения типа транспортного средства на серийную продукцию со сроком действия, выходящим за 2015-16 годы.

Решением Комиссии ТС № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»» был установлен переходный период, в течение которого выданные до 1 января 2015 года национальные одобрения типа транспортного средства на серийную продукцию будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года.

Все национальные одобрения на серийную продукцию, выданные на момент введения регламента ТС, сохраняют силу до этой даты и могут использоваться на национальных территориях.

Не будут ничего предпринимать и россияне, которые в сути технического регламента видят большую проблему. Им придется искать официальных представителей в Беларуси и Казахстане, ответственных за соответствие продукции требованиям безопасности и фигурирующих в одобрении типа транспортного средства ТС. Однако это возможно только внутри жесткой дилерской сети, ведь покупателю должно быть понятно, к кому обращаться.

- В техническом регламенте есть и позитивная, долгожданная для отечественных импортеров и дилеров мера – преграда «бэушкам»…

- Импорт в Беларусь подержанной техники из стран Евросоюза и Америки слишком велик. Для официальных дилеров требование техрегламента о подтверждении соответствия для импортируемых «бэушек» - это действительно позитивная мера, которая позволит сократить их импорт и действительно контролировать их безопасность.

Несмотря на то, что техрегламент фактически отменил употребляемый нами термин «бывшее в употреблении транспортное средство», тем не менее, для импортируемых в Таможенный союз автомобилей установлено требование подтверждения безопасности в форме получения «Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства» для единичных транспортных средств, ранее участвовавших в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет.

Импортируемые ранее участвовавшие в дорожном движении автомобили старше трех лет подлежат обязательной сертификации в форме «Одобрения типа транспортного средства», заверенную копию которого возможно получить при обращении к официальному представителю изготовителя.

- Значит ли это, что физлицам, которые ввезли автомобиль из-за пределов Таможенного союза, придется заниматься сертификацией самостоятельно?

- Да, но лучше воспользоваться услугами официального представителя изготовителя. Это упростит процедуру подтверждения соответствия.

Автомобили, ввозимые на территорию Таможенного союза физическими лицами для собственных нужд, должны пройти процедуру подтверждения соответствия для единичного транспортного средства и получить «Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства».

Новости по теме

Новости других СМИ