Злотников: России нечего предложить партнерам по ЕврАзЭС

"Белорусский партизан"

Россия не может предложить партнерам по интеграции, ни технологий, ни инвестиций, поэтому ЕврАзЭС сегодня – неэфективная и неустойчивая организация, а Беларусь ее самое слабое звено, считает экономист Леонид Злотников.

Россия не может стать локомотивом ЕврАзЭС. Об этом пишет в обозрении Belarusian Analitical Workroom экономист Леонид Злотников.

Призыв к борьбе с западной цивилизацией, распространение российских интересов на территории соседних государств (Украина – яркий пример) отпугивает элиты соседних стран.

Но даже не в этом главная проблема российского общества. Инвестиции и технологии может предложить Запад. Но, опять же, эти инвестиции превратятся в большей своей части во взятки и откаты, осядут в новых особняках чиновников, в офшорных зонах. И Россия не станет процветающей даже при поддержке ЕС и интеграции с ЕС ее экономического пространства. За последние 300 лет уже несколько попыток модернизации Росии были безуспешными. Этим может закончиться и предложенный интеграционный проект. В России произошло то, чего так боялся Гайдар – восстановилась “азиатская модель” общества, которая была немного поколеблена после распада СССР. Главная особенность этой модели – единство власти и собственности. Написано немало научных работ, почему здесь невозможен технический прогресс и экономический рост.

Вторая особенность России – более низкий уровень рефлексивности, или рационализма, правящей российской элиты. Решения принимаются часто интуитивно, под влиянием эмоций. Таким было, например, недавнее решение Путина о запрете ввоза в Россию продовольствия из ЕС и некоторых других стран Запада. Если Запад последовательно выполнит требования Путина и не поставит России современный генетический материал (семена зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы), то уже в следующем году урожаи в растениеводстве России снизятся примерно на треть, а позднее начнут сокращаться надои и привесы скота. К тому же санкции бьют мимо цели. Наказывает Россия более всего свое население, а не производителей зарубежных стран. Например, запрещенная к ввозу в Россию рыба уже импортирована в Беларусь в большем количестве, чем могут переработать местные предприятия. Ясно, что эта рыба попадет в Россию, но при этом заработают посредники и возрастет цена рыбопродуктов для российского потребителя.

Еще пример как элементарная ошибка в проектировании институтов ЕврАзЭС сделала его недееспособным. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) якобы является наднациональным органом ЕвраАзЭС. Но решения ЕЭК, как и Суда ЕврАзЭС являются рекомендательными. Любая из стран может не исполнять решения этих органов, и к ней нельзя применить какие-либо санкции, кроме обращения, в конечном счете, к Высшей экономической комиссии, состоящей из глав государств-участников и принимающей решения тоже консенсусом. Например, с января 2013 г. ценообразование в ЕЭП должно быть рыночным. Но в Беларуси ничего не изменилось. Более того, на заседании Совета Министров 1 марта 2013г. Лукашенко потребовал от премьер-министра усилить регулирование цен. Беларусь нарушает соглашение о свободном ценообразовании, но ЕЭК или суд ЕЭС не могут заставить суверенную Беларусь выполнить то, чего не хочет ее президент. Одного несовершенства институциональной основы ЕЭП достаточно для провала всего проекта наращивания экономического потенциала России посредством экономической интеграции постсоветского пространства.

Стоит также отметить, что Беларусь и Казахстан не поддержали санкции России против стран Запада (запрет на импорт продовольствия с ЕС и других стран). Поэтому они имеют право импортировать сырье (мясо, молоко, фрукты, овощи) из любых стран, превращать это сырье в товары собственного производства посредством их переработки и поставлять в Россию. Поскольку Россельхознадзор контролирует страну производства товара, то Беларусь, к примеру, может покупать польскую свинину, потреблять ее в Беларуси, а свинину собственного производства отправлять на законных основаниях в Россию. Ряд коммерческих фирм в Беларуси работает в рамках “серых” схем, переправляя в Россию зарубежные продукты без всякой переработки. По информации Россельхознадзора, проверки, проведенные 27 августа и 12 сентября в Москве, Московской и Тульской областях, “выявили реализацию широкого ассортимента плодоовощной продукции, ввезенной из ряда стран Евросоюза, включая Испанию, Грецию, Польшу”. Там же отмечается, что эта продукция проходит через Беларусь. В течение 2-х недель Россельхознадзор пытался участвовать в контроле на белорусской границе за ввозом продовольствия. Но его не допустили, несмотря на его право участвовать в совместном контроле. Ответ Минсельхозпрода Беларуси на запросы Россельхознадзора был вообще издевательским: “В сложившейся ситуации департамент против проведения совместного выборочного контроля в пунктах пропуска на внешней границе Беларуси”.

В общем, введя санкции, Россия наказала сама себя. Это еще один пример неадекватного принятия решений российским руководством с негативными последствиями для страны: “Война санкций и неадекватное госуправление обещают тормозящей экономике России затяжной кризис и шоковый сценарий смены вектора развития”. Об этом заявил на саммите Рейтер член бюджетного комитета Госдумы России Сергей Петров. Выиграв, благодаря санкциям, на контрабанде зарубежных товаров, с одной стороны, Беларусь потеряет на падении курса российского рубля с другой стороны. Беларуские промышленные товары в России подорожают, и спрос на них понизится.

Гораздо в большей степени беларуские власти опасаются не санкций со стороны Запада, а последствий для экономики Беларуси от вступления России в ВТО. Россия (и ЕврАзЭС) сейчас снижает импортные пошлины. К тому же снижается спрос и в России, и на мировом рынке. В результатет падает объем беларуского экспорта: в 1-м полугодии 2014 он был ниже на 18%, чем в 2012г. за тот же период. Ухудшаются условия внешней торговли: средние цены экспорта в 1-м полугодии 2014 года были на 6% ниже чем в 1-м полугодии 2012г., импорта – на 1,8%. В 2015г. цена на природный газ повысится со 165 до 195 долларов. В то же время на мировом рынке снижаются цены на нефтепродукты, которые в 1-м полугодии 2014г. составляли 36,8% от беларуского экспорта товаров. Снижается конкурентноспособность и объемы продаж на мировом рынке основной продукции беларуского машиностроения. До начала 2015 года в Едином таможенном тарифе Таможенного союза действуют более 100 изъятий для Беларуси и Казахстана. Т. е. под временной тарифной защитой находится более 100 основных позиций беларуского экспорта. Но несмотря на эту защиту, беларуский экспорт в Россию грузовых автомобилей, к примеру, снизился в 2013г. в 1,3 раза, седельных тягачей – в 1,5 раза. Импорт грузовых автомобилей в Россию из дальнего зарубежья в 2013г. вырос в 2,8 раза. С началом действия договора о создании ЕврАзЭС (01.01.2015) эта защита снимается. В то же время с 1-го января 2015г. снижаются ставки на импорт в Россию многих товаров зарубежного производства. Субсидии сельхозпроизводителям в Беларуси сейчас в разы выше, чем в России и Казахстане. При этом, 61% сельхозпредприятий – официально убыточны (без учета субсидий), а если правильно считать рентабельность (с учетом времени оборота капитала и темпов инфляции, то убыточны, реально, не менее 90% предприятий). Беларусь обязана каждый год сокращать эти субсидии. Но как их сокращать при таком количестве убыточных предприятий?

Вообще, Беларусь не выполняет многих условий, которые она должна выполнять сейчас в рамках договора о Едином экономическом пространстве (от 01.01.2012г.), защищает страну от притока российского капитала и товаров, не осуществляет либерализацию экономики и т. д. Она остается полусоветской страной, где 70% ВВП производится госсектором, а государство устанавливает показатели темпов роста и объемов производства, которые доводятся до предприятий (кроме малых). Требования ЕЭП по либерализации экономики, соблюдению параметров макроэкономической политики Беларусь и не пытается соблюдать (например, индекс инфляции в 2014г. составит около 120%). Беларусь еще не дошла до дефолта благодаря российским субсидиям и кредитам. Валовый внешний долг в преводе на душу в Беларуси сейчас примерно в полтора раза выше, чем в Украине. В то же время страна потребляет ВВП больше чем производит, перехватывает кредиты, чтобы вернуть текущие долги и погасить негативное сальдо текущего счета. В результате валовый внешний долг нарастает.

Лукашенко не скрывает, что членство в ЕврАзЭС его интересует, прежде всего, как условие доступа к российским энергоресурсам по низким ценам, как фактор повышения интереса инвесторов к Беларуси (здесь можно что-то производить и поставлять на емкий российский рынок). Лукашенко тянет ЕврАзЭС назад в социалистическую экономику, открыто поддерживая Зюганова в борьбе за пост президента России. Когда еще был жив Чавес, идеологи Лукашенко (Ю.Шевцов, С. Кизима) в журнале “Беларуская думка”, органе администрации президента, писали, что для Беларуси важнее интеграция не с соседними странами, а со странами с общей идеологией. Этим они пытались обосновать интеграцию с блоком ALBA, страны которого реализовывали идею Уго Чавеса по строительству социализма 21-го века. В то же время события развиваются таким образом, что Россия может через полтора года растратить свои накопления. И сама оказаться в критическом состоянии.w

Новости по теме

Новости других СМИ