Зачем Беларуси второй парк высоких технологий?

Геннадий Косарев, "Заўтра тваёй краіны"

Создание новой льготной зоны противоречит правилам Евразийского экономического союза.

Международный фонд сотрудничества и партнерства Черного моря и Каспийского моря (МФЧМКМ) планирует создать в Беларуси парк высоких технологий, заявил член Совета директоров фонда Виталий Буздуган.

Предполагается, что на территории парка будут кластер в сфере нано-, фемто-, био- и информационных технологий, принадлежащих к IV технологическому укладу, а также центр коллективного пользования исследовательского, испытательного и производственного оборудования.

Заявление о планах по созданию еще одного парка высоких технологий не соотносится с новыми условиями экономической интеграции Беларуси, России и Казахстана, считает эксперт Либерального клубаАнтон Болточко.

В Беларуси есть Свободные экономические зоны (СЭЗ), есть Парк высоких технологий. Китайско-белорусский технологический парк, как планируется, будет действовать наподобие СЭЗ.

— И в связи со вступлением Беларуси в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) все это должно исчезнуть, поскольку, согласно законодательству, в рамках трех государств не должно быть никаких льготных зон, — отмечает эксперт.

— Выходит, мы не собираемся выполнять договоренности в рамках ЕАЭС?

— С одной стороны, белорусские профильные министерства, которые занимаются СЭЗ, заинтересованы в том, чтобы пролоббировать в рамках нового интеграционного объединения сохранение льготных зон. При этом не только белорусы этого хотят. Россия и Казахстан тоже. В частности, Россия уже в какой-то степени проигнорировала договоренности, допустив проект развития сибирского округа, который подразумевает создание достаточно большой структуры, аналогичной СЭЗ.

Беларусь тоже может выбить себе возможность для сохранения льготных зон либо для их переформатирования.

— Имеются ли основания или обоснования для создания очередного ПВТ?

— Для создания нового парка я не вижу оснований, так как на сегодняшний день Парк высоких технологий, как и СЭЗ, согласно отчету Комитета госконтроля, работает с низкой эффективностью. И дополнять список льготных зон Беларуси, когда уже существующие не справляются со своими задачами, не совсем рационально.

Можно поднять финансовые показатели предприятий, которые уже существуют в льготных зонах, пустить туда новые компании и инвестиции. Но создавать новую площадку не стоит. Зачем такая инфраструктурная дилемма?

Сейчас для госорганов главное — вернуть таможенные льготы для резидентов СЭЗ, которые были отменены в связи со вступлением в ЕАЭС. Россия сопротивляется возвращению этих льгот, но у Беларуси достаточно хорошая база аргументов, чтобы этот пункт стал основным для торгов, которые явно еще будут идти между Беларусью и Россией на двухсторонней основе.

Новости по теме

Новости других СМИ