Вытянут ли МАЗ из кризиса российские санкции?


У белорусского автопроизводителя есть шанс перехватить у КамАЗа клиентов.

Продукция МАЗа продолжает "проседать" на рынке России, но из-за международных санкций может получить новых покупателей на рынках третьих стран.

За девять месяцев текущего года на российском рынке было продано 52,4 тысячи грузовиков полной массой 14-40 тонн. Это – на 8,8% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Вместе с общими продажами продолжила падение доля МАЗа. После некоторой стабилизации в начале текущего года (в 2013 году доля белорусского производителя составляла 9,3%, а в 1 квартала 2014-го — 11,3%) МАЗ продолжает терять позиции. В первом полугодии 2014 года его доля сократилась до 10,4%, а по итогам 9 месяцев – уже до 10,1%.

Почти половина из проданных в России с января по сентябрь грузовых автомобилей — 22 707 единиц — пришлась на КамАЗ (доля 43,3%), который является одним из основных конкурентов МАЗа. Однако аналитики российского производителя скептичны в оценках перспектив. По их мнению, до конца 2014 года сразу несколько факторов будут способствовать дальнейшему обвалу российского рынка грузовых автомобилей.

Один из них – рост в третьем квартале в среднем на 12% цен на нефтепродукты в России, включая дизельное топливо. В отчете, подготовленном специалистами КамАЗа, прогнозируется, что этот фактор приведет к росту спроса на технику, на которой установлены газовые и комбинированные двигатели в ущерб автомобилям с дизельными двигателями.

Второй негативный фактор — снижение мировых цен на нефть марки Brent. Это приведет к снижению поступлений в российский бюджет, откуда в значительной степени финансируются закупки автомобилей.

Негативные последствия уже начали проявляться и в связи с санкциями, введенными Евросоюзом и США против России. Они уже отражаются на внешних рынках сбыта КамАЗа. На российском предприятии опасаются, что в рамках экономической войны могут последовать задержки грузов при перевалке товаров в Европе, задержки и блокирование платежей. Санкции также затрудняют доступ к международным источникам финансирования при отсутствии возможности заимствования финансовых средств на приемлемых условиях в развивающихся странах, куда в основном идет продукция КамАЗа.

Как отмечают эксперты "Завтра твоей страны", МАЗ может обернуть в свою пользу проблемы с реализацией автомобилей в третьих странах, возникающие у КамАЗа.

По итогам первого полугодия МАЗ вошел в топ-5 самых убыточных предприятий Беларуси. В последнюю неделю сентября белорусские СМИ сообщали, что на одном из ведущих промышленных предприятий страны быстро ухудшается экономическая ситуация. По ряду причин спрос на белорусские тяжелые грузовики упал — и начиная с августа этого года большую часть подразделений МАЗа перевели на трехдневный режим работы.

Но при поддержке Банка развития Беларуси автопромышленный гигант может попытаться наладить сбыт на новых для себя рынках, уверены эксперты.

На заводе подтверждают, что они работают в этом направлении и в течение 2014 года выросли поставки в Африку, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию и страны арабского региона.

По данным Национального статистического комитета Беларуси, в целом поставки грузовых автомобилей в Польшу выросли в январе-августе текущего года в 6,9 раза (в денежном эквиваленте), в Иран — на 30%, в Мали — в 5,4 раза, в ЮАР — на 20%.

Новости по теме

Новости других СМИ