Если Беларусь скажет "да" России, что будет с Литвой?

Эрика Фукс, Delfi.lt

Россия начала бороться с транзитом литовских и европейских товаров через свою страну. Сценарий будет намного хуже, если Беларусь будет придерживаться аналогичной позиции и жила экспорта на восток прервется.

Советник президента банка SEB Гитанас Науседа подсчитал, что, если будет запрещен экспорт продовольствия в Россию, Литва может лишиться около 0,3% ВВП, из-за пострадавшего транспортного сектора – еще 0,5%. Но, комментируя создавшееся сейчас положение, он отметил, что потери транспорта не будут составлять более 0,5%, перевозчики "могут повернуть руль в сторону Запада".

Россия в конце ноября объявила об ужесточении транзитных перевозок через ее территорию в Беларусь, Казахстан и другие третьи страны, а что будет, если Россия уговорит на такую политику и Беларусь, через которую сейчас идет самый удобный путь в страны СНГ?

Президент Литовской ассоциации автоперевозчиков Linava Альгимантас Кондрусявичюс утверждает, что литовские перевозчики уже ощутили влияние решения России.

По его словам, "каждая цивилизованная страна должна обеспечить свободу транзита, в том числе и Россия, которая себя называет такой страной". Собеседник сказал, что из-за ограничений литовские перевозчики не могут выполнять все заказы, но к Беларуси у них претензий нет.

"Беларусь ведет себя как рациональное государство, которое соблюдает международные соглашения, и думаю, что она и дальше будет соблюдать положения, позволяющие ей участвовать в международной торговле", - сказал Кондрусявичюс.

Он отметил, что страны СНГ не являются основным рынком литовских перевозчиков: ассоциация объединяет около 1000 перевозчиков, в Россию ездят около 600 предприятий, отправляющих около 8000 автомобилей. Международные перевозки осуществляют 27 000 автомобилей.

"Конечно, СНГ – важный рынок, но основное направление – Европейский союз. Мы никогда не отказываемся от рынков, на которых чувствуем себя компетентными и конкурентоспособными, как СНГ. Сейчас нас пытаются вытолкнуть с этого рынка, мы теряем привлекательность в глазах заказчиков", - сказал собеседник.


Цель – запугать

Экономисты скептически оценивают возможности России закрыть для Литвы все рынки стран СНГ. Они считают, что это практически невозможно.

"Если бы Россия совсем закрыла рынок для товаров из Литвы, это повлияло бы значительно, но вероятность такого сценария очень мала, - сказал главный экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис. – Это еще одна попытка России запугать".

Он сказал, что нежелание России отказываться от литовских товаров показала статистика за последние месяцы.
Экономист напомнил, что и Россия через Литву ввозит необходимые товары. Кроме этого, литовские перевозчики приняли меры: часть крупных компаний зарегистрировали свою деятельность и в России, у них есть тягачи с российскими номерами, и они избегают дополнительных проверок.

"Можно проанализировать, что будет, если Россия запретит везти все товары из ЕС, да, в Литве был бы экономический кризис, но это – не реальная опасность", - считает Мачюлис.

По его словам, до сих пор литовским предприятиям неплохо удавалось избегать российских санкций, вероятно, так будет и дальше.


Беларусь использует возможности

Специалист напомнил, что Беларусь понимает возникшие экономические возможности в контексте российских санкций, и пользуется ими.

Об этом говорил и президент Беларуси Александр Лукашенко.

Главный экономист банка DnB Индре Гените-Пикчене напомнила, что белорусские предприниматели не раз радовались выгодной для них ситуации, а для литовского бизнеса главное – позаботиться об экспорте своих товаров, и это до сих пор получалось.

"Зависимость экспорта литовских товаров от России не такая большая, как кажется на первый взгляд. Если говорить о росте ВВП, экспорт литовских товаров намного важнее, чем поток реэкспортируемых товаров. Реэкспорт важен для оптовой торговли и транспорта, - сказала она. – После объявления эмбарго на продукты питания мы больше всего опасались за транспортный сектор и как ему удастся справиться со сложившейся ситуацией. В этом случае нашим транспортникам найти новые рынки труднее, чем производителям продовольствия".

Банк DNB подсчитал, что в сфере услуг и реэкспорта Литвы доминирует Россия, занимая, соответственно, 25,4% (3,992 млрд литов) и 42,7% (14,362 млрд литов) этих рынков. Литовских товаров в России реализуется 7,1% (на 2,412 млрд литов).

Новости по теме

Новости других СМИ