Рынок отелей в Беларуси нуждается в балансировке

Ежедневник

Несмотря на бурное строительство гостиниц в Минске, которое было начато к ЧМ-2014, рынок отелей в Беларуси пока не сформировался как сбалансированный рыночный механизм, считают эксперты. Он развивает по своим, пока непонятным законам.


Рынок отелей в Беларуси нуждается в балансировке

Компания Colliers International в Беларуси впервые попыталась проанализировать столичный рынок отелей и оценить возможности его развития. Согласно сделанному прогнозу, если уже сейчас не начать исправлять стратегические ошибки, то в 2016 году отели Минска столкнуться финансовыми проблемами, которые приведут к весьма серьезным последствиям.

По данным Мингорисполкома, сегодня более 80% номерного фонда столицы принадлежит государству. Как отметил директор департамента консалтинга и оценки Colliers International в Беларуси Денис Четвериков, во время подготовки к ЧМ-2014 по хоккею частные инвесторы не могли обеспечить строительство необходимого количества отелей, поэтому выполнение этой сложной задачи вынуждено было взять на себя государство. В мировой практике это уникальный, чисто белорусский случай, который без сомнения сыграл свою положительную роль.

Однако после проведения чемпионата большинство отелей и столичные власти просто стали ждать, что туристы повалят к ним сами собой, что мировое первенство неизбежно приведет к значительному росту въездного туризма.


ЧМ-2014 гарантий не дает

Как показывает опыт Киева, который принимал у себя Чемпионат Европы по футболу в 2012 году, проведение знаковых спортивных событий в стране вовсе не гарантирует приток иностранных туристов. По данным Colliers International, в 2011 году киевские отели приняли 1,022 млн иностранных туристов, а в 2012 году - всего 948 тыс. Иными словами, эффект от проведения ЧЕ-2012 получился не положительным, как все ожидали, а отрицательным. С учетом того, что к первенству Киев также активно наращивал номерной фонд, это привело с значительному снижению загрузки отелей и средней цены за номер. Все вместе указанные факторы отрицательно сказались на финансовой эффективности игроков рынка. Нечто подобное ожидает и Беларусь, если вовремя не принять соответствующие меры.

По данным Colliers International, в 2013 году минские отели показали хорошую загрузку номерного фонда - 66-69%. Однако 2014 год и ЧМ по хоккею резко изменили рынок, фактически удвоив количество предложений номерного фонда. Согласно прогнозам экспертов, до конца 2016 года он увеличится еще на 62%. Самый значительный рост, как ни странно, ожидается в пятизвездочном сегменте, на который и сегодня спрос очень скромный. Учитывая невысокий уровень менеджмента белорусских отелей, незначительный рост въездного туризма и белорусскую специфику ведения бизнеса в стране, все это вместе может привести к системному кризису рынка. Впрочем, как отметил Денис Четвериков, и сейчас нельзя сказать, что рынок белорусских отелей в стране сформировался.

"В Беларуси отели не продаются и не покупаются, они не выступают предметами по другим договорам, например, по управлению с привлечением известного международного оператора. Количество таких сделок настолько точечно, настолько уникально, что мы даже не можем эту информацию обобщить и дать какую-то оценку рынку", - заявил Денис Четвериков.


Белорусская специфика

По словам эксперта, многие иностранные инвесторы или международные операторы даже если бы хотели прийти на рынок белорусских отелей, то просто не имеют возможности, поскольку рынка, как его привыкли понимать во всем мире здесь пока еще нет. Все дело в белорусской специфике государственного управления отелями.

Как заявил Денис Четвериков, перед тем как прийти на рынок международному оператору или инвестору, как минимум, необходимо его оценить. Но как раз тут и возникают сложности.

"Чтобы адекватно оценить, например, спрос и предложение, нужно знать текущую загрузку отелей. Но у нас как раз проблема в том, что мы не знаем эту загрузку. Какая-то информация у нас есть, но в основном информация по загрузке отелей, даже по сегментам - 3,4,5 звезд - она почему-то позиционируется на уровне государственной тайны или, по крайней мере, коммерческой тайны", - рассказал эксперт.

По словам Дениса Четверикова, это довольно странная ситуация, если учитывать, что во всем мире информация о загрузке отелей висит в открытом доступе.

"Информация, ее свобода, ее распространение, является одним из ключевых параметров, который обслуживает рынок. Если информации нет - это уже не рынок", - заявил эксперт.


Дисбалансы рынка

Проблемой белорусских отелей являются и множественные дисбалансы рынка, которые никто даже не пытается исправить. Более того, их стараются и вовсе не замечать.

Обеспечив рост номерного фонда фактически вдвое, в Беларуси фактически ничего не сделано, чтобы хотя бы отчасти компенсировать его ростом въездного туризма. Он, как и в прежние годы ожидается в районе всего лишь 6%. В результате чемпионат прошел, а как еще привлечь в страну туристов, никто не знает. Белорусские власти подали заявки на проведение других спортивных первенств, но они вовсе не решают проблемы.

Еще один дисбаланс, который оказывает влияние на рынок, это соотношение цены предложения существующему спросу. О завышенных ценах в белорусских отелях говорилось ранее много. С введением в эксплуатацию новых отелей они немного снизились, но все равно находятся на достаточно высоком уровне и не соответствуют реальному спросу. При этом представители государства, отвечающие за развитие данного рынка, успокаивают себя тем обстоятельством, что цены выровнялись с ценами стран-соседей. Между тем, как считают эксперты, цены диктует спрос - это закон любого рынка.

Так, например, если брать цены на отели в Лондоне, то кажется будто они зашкаливают. В Европе они самые высокие. Но если соотнести эти цены со спросом, то есть с количеством туристов, которые за год селятся в лондонских отелях, то они будут более чем сбалансированы. Сосем другая ситуация в Беларуси, где соотношение спроса и цены в несколько раз превышает аналогичные показатели в европейских странах. Так в Лондоне соотношение средней цены за номер к 1000 туристов составляет не более 0,05 евро, как и в Праге, и Париже, которые можно брать в качестве примеры структурирования рынка. В Беларуси же это соотношение составляет 0,22 евро для отелей 3 звезды, 0,4 евро для отелей 4 звезды и 0,46 евро для отелей 5 звезд.

Аналогичная ситуация видна, если рассматривать соотношение количества номеров к 1000 иностранных туристов. Например, в Риге и Вильнюсе на каждую тысячу туристов приходится немногим более 5 номеров, в Париже и Праге - чуть более 7 номеров. В Беларуси уже рынок составляет почти 16 номер на 1000 иностранных туристов. При этом, если все планы по строительству новых отелей будут воплощены в жизнь, то к концу 2016 года будет уже 22 номера на каждую тысячу въезжающих иностранцев.


Последствия для рынка

По мнению Дениса Четверикова, беда белорусского рынка отелей в том, что его основным игроком является государство, а государственное управление всегда отличается невысоким уровнем менеджмента. Это характерно для всех стран. Ни один из нынешних игроков либо группа их не пытается даже анализировать рынок, чтобы правильно выстроить все бизнес-процессы. Более того, государство всячески противится такому анализу, когда его пытаются сделать консалтинговые компании. Все это может привести к плачевным результатам.

При этом мало лишь принимать какие-то государственные решения, которые позволят привлечь в страну больше иностранцев и тем самым обеспечить загрузку отелей. Это процесс ни одного дня и даже года, особенно, если учесть, что до сих пор все меры к существенным результатам не приводили. Между тем, уже сегодня рынок необходимо сбалансировать, опираясь на мировую практику.

Как заявил Денис Четвериков, если все нынешние тенденции сохранятся, то к концу 2016 года загруженность белорусских отелей снизится до уровня 27-35%, а это уже критический уровень. При загруженности в 30% отели работают в убыток, что требует принятия антикризисных мер.

По данным Мингорисполкома, рентабельность государственного гостиничного фонда уже сегодня составляет всего 6-8%, хотя в 2008-2013 годах находилась на уровне 25-40%.

"Благодаря Чемпионату Мира по хоккею, толчок для развития туризма в Беларуси появился. Но рынок отелей самый медленно развивающийся и медленно окупаемый и властям нужно приложить значительные усилия, чтобы построенные отели не пустовали", - резюмировал все выше сказанное директор брокерского подразделения Colliers International в Беларуси Андрей Алёшкин.

Новости по теме

    Турецкие отели дурят отдыхающих

    Более 300 турецких отелей скрывают истинное количество звезд, тем самым, обманывая туристов, заявил председатель организации по защите прав потребителей Алании (THD) Джемаль Шенджан.подробности

Новости других СМИ