Рынок строительных материалов Беларуси задыхается в крепких объятьях властей

Сергей Сацук, ej.by

Правительство и местные власти Беларуси создали такие условия для производителей строительных материалов, что они практически не могут нормально развиваться. Причем, хуже всех чувствуют себя государственные предприятия.

Игроки рынка строительных материалов, называют три основные причины, которые не позволяют белорусским предприятиям нормально развиваться и достойно конкурировать с импортными стройматериалами. Это стоимость энергоресурсов, налоговая нагрузка и доведенные показатели. Причем, если бы власти пошли на устранение хотя бы одного, то ситуация уже кардинальным бы образом изменилась. Но, к сожалению, из производителей предпочитают выживать все соки, не думая о том, что будет с ними потом.


Стоимость энергоресурсов

Как заявил на "II Деловом форуме профессионалов строительной отрасли «Строительный рынок Республики Беларусь: проблемы и перспективы" директор ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль». Михаил Лазарашвили, в производстве строительных материалов очень важную роль играет стоимость энергоресурсов. Так, например, в структуре себестоимости гравия энергоресурсы занимают 50%, в цементе и вовсе до 70%.

В Беларуси, к сожалению, стоимость газа для производителей запредельная. Так, белорусские производители сейчас получают газ по цене 335 долларов за тысячу кубометров, и это при том, что в страну он поставляется по цене 154 доллара за тысячу кубометров. Для сравнения, российские производители сейчас получают газ в среднем по цене 90 долларов за тысячу кубометров. Даже производители Украины, куда газ поставляется через реверс из Европы, получают газ по цене 250 долларов за тысячу кубометров.

По словам Михаила Лазарашвили, такая ситуация создает неравные условия для конкуренции среди производителей трех стран, которые и конкурируют сегодня между собой. При этом, теряя рынки ближнего зарубежья, правительство требует диверсифицировать экспорт и больше отправлять в Европу, но и там мы тоже находимся в неравных условиях. Как завила директор белорусского предприятия, в Британии газ продается производителям по цене 240,2 доллара, в Австрии - 243 доллара. Иными словами, тут мы тоже находимся в неравных условиях.

Как заявил Михаил Лазарашвили, непомерно высокая цена на газ, конечно, стимулирует белорусских производителей, вынуждая их модернизировать производство и снижать его энергоемкость. Но бесконечно снижать его все равно нельзя. По словам директора белорусского предприятия, за последние годы ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» снизил энергоемкость производства в два раза и сейчас находится на уровне европейских производителей, но этого все равно мало.

"Если бы цена газа для нас была в два раза выше, чем для российских производителей, мы уже могли бы достояно с ними конкурировать, но разница в 3,5 раза уже слишком большая", - заявил Михаил Лазарашвили.

По словам директора предприятия, дешевый газ не стимулирует российских производителей модернизировать производство, поэтому в технологическом плане они сегодня отстают от Беларуси на 6-8 лет. Энергоемкость их производства очень большая. Но даже в таких условиях белорусские производители проигрывают конкурентную борьбу.


Налоговая нагрузка

Не стимулирует белорусского производителя и налоговая нагрузка, которая сегодня в два раза выше, чем в той же Европе.

"Можно раскладывать налоговую нагрузку по элементам, по видам налогов, но отчислениям в ФСЗН, по налогам на прибыль. Можно сравнивать с российскими или с казахскими нашими коллегами, так как мы работаем в едином экономическом пространстве, но все мы прекрасно понимаем, что сравнение будет не в нашу пользу. Приведу несколько цифр по нашему предприятию. Когда я эти цифры привожу европейским коллегам, они не понимают, как такое возможно. Вот назову относительные цифры: на 100 миллионов прибыли, полученной до налогообложения, наши платежи по налогам по 2013 году у нас составили 300 миллионов, по 2014 году - уже 360 миллионов, - посетовал Михаил Лазарашвили. - Никто из европейских коллег не понимает, как можно получить прибыль в 100 миллионов, а заплатить налогов на 360 миллионов. А все очень просто, так как часть налога ложится на себестоимость продукции".

По словам директора белорусского предприятия, очень серьезно налоговую нагрузку на белорусских производителей увеличивают и местные власти, которым по ряду налогов дается право устанавливать повышающий коэффициент.

"В моей практике неприменение повышающего коэффициента к налогам не было никогда. Если в прошлом году повышающий коэффициент налога на недвижимость местные власти могли устанавливать 2, то его и применяли 2. В этом году уже сделали 2,5 повышающий коэффициент. В результате за год мы только налога на недвижимость заплатим 2 миллиарда рублей. С моей точки зрения, надо менять эти подходы", - рассказал Михаил Лазарашвили.

По его словам, в Беларуси власти привыкли, что если не хватает денег в бюджете, то сразу начинают их тянуть с производителей, вместо того, чтобы оптимизировать свои расходы, как это происходит в той же Европе.

Еще хуже живется в Беларуси государственным производителям стройматериалов, так как у них только налог на прибыль составляет без малого 60%. Это собственно сам налог на прибыль в размере 18%, 20% обязательные отчисления на дивиденды государству и 20% - отчисления в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства, откуда деньги уже уходят непонятным образом. В результате, когда встает вопрос о модернизации производства, у предприятия просто нет на это собственных средств, и приходится брать дорогие кредиты, которые опять же тяжелым бременем ложатся на себестоимость продукции.


Доведенные показатели

Серьезно осложняют белорусским производителям работу и доведенные министерством показатели, которые необходимо в обязательном порядке выполнять. В первую очередь это касается показателя увеличения экспортных поставок. При этом, ни в Минстройархитектуры, ни в правительстве никто даже не желает думать о целесообразности выполнения таких показателей.

Например, при поставке строительных материалов на экспорт, очень большое значение имеет расстояние. Если речь идет о белорусском кирпиче, экспорт которого также требуют увеличивать, то уже при поставке на 500 км его стоимость увеличивается фактически вдвое. Это уже просто невыгодно. Но показатели доведены и их нужно выполнять. В результате белорусский производитель вынужден продавать в Смоленске кирпич по цене на 30% дешевле, чем на внутреннем рынке, и конечно же, себе в убыток. Но это никого не волнует.

По словам белорусских производителей строительных материалов, правительству и министерству следует выработать дифференцированный подход в показателях экспорта. Большинству производителей вообще не нужно ничего экспортировать, так как это просто невыгодно. Значительно проще сконцентрироваться на внутреннем рынке, который мы также теряем из-за того, что вынуждены во внутренней цене компенсировать экспортные потери. Строительные материалы в принципе нельзя рассматривать как экспортно-ориентированную продукцию, за исключением нескольких товаров.

Экспортом должен заниматься Беллегпром, у которого стоимость доставки в цене товара составляет всего 2-3%, а на 50-100%, - считают белорусские производители строительных материалов.

Новости по теме

Новости других СМИ