Торговые центры Беларуси в ближайшие два года ждут нелегкие времена

ej.by

Торговая недвижимость страны в ближайшее время вынуждена будет в буквальном смысле выживать. Для этого придется идти на беспрецедентные уступки арендаторам и буквально влезать в их шкуру.

Как заявил на прошедшем в Минске форуме "Торгово-офисная недвижимость в Республике Беларусь" президент Российского Совета Торговых Центров Булат Шакиров, любой объект, который будет открываться в ближайшее время в России или в Беларуси окажется под влиянием серьезных кризисных факторов.

Если ранее при открытии торгово-развлекательного центра считалось едва ли не обязательным обеспечить наполнение арендаторами не менее чем на 60%, то сейчас девелоперы вынуждены работать в совершенно иных условиях. Последние открытия знаковых объектов в Москве прошли при наполняемости арендаторами на 15-30%. У некоторых ТРЦ стоят полностью пустыми сразу несколько этажей, чего раньше даже вообразить нельзя было.

В настоящее время абсолютное большинство российских ретейлеров прекратили всякое развитие и заняли выжидательную позицию. При этом 12 крупных иностранных ретейлеров приняли решение уйти с российского рынка. В основном это сети, торгующие известной брендовой одеждой. Среди них, например, Espirit.

Другие бренды, если и не уходят из России полностью, то серьезно сокращают там свое присутствие. Так Adidas принял решение закрыть в России 200 своих магазинов. В таких условиях, когда приостановлено развитие торговых сетей, новые торговые центры просто не в состоянии обеспечить необходимую наполняемость арендаторами и вынуждены открываться полупустыми. Острую нехватку арендаторов почувствовал и ретейл, который буквально начал выкручивать руки девелоперам. От них требуют беспрецедентных уступок. Российские девелоперы уверены, что стабилизация рано или поздно наступит, но рынок уже поменялся и к прежним условиям уже не вернется.

По словам директора брокерского подразделения Colliers International в Беларуси Андрея Алёшкина, ситуация в России переносится постепенно и на нас. У нас ретейл тоже почувствовал слабость девелоперов, и начал требовать не только беспрецедентные скидки, но и совершенно новые условия аренды.

Желая минимизировать риски в такое непростое время, ретейл хочет разделить их с девелоперами, требуя от них не стандартных ставок аренды, а процента от продаж. Для того, чтобы пойти на такое управляющей компании приходится буквально влезать в шкуру арендаторов и делать все возможное, чтобы увеличить их продажи.

Правда, как заявил Андрей Алёшкин, в Беларуси такой практики ранее не существовало, поэтому механизм еще не совсем отработан юридически, что создает дополнительные сложности.

Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что на 2014-2015 годы пришелся рекордный рост ввода в эксплуатацию новых торговых площадей. Если ранее в год в среднем вводилось около 50 тыс. квадратных метров торговых площадей, то в 2014-м было введено 131 тыс. квадратных метров, а на 2015 год запланировано и вовсе 377 тыс. квадратных метров.

Девелоперы рассчитывали, обеспечить наполняемость новых ТРЦ за счет не только развивающихся белорусских сетей и российских операторов, а также ряда известных мировых брендов, которые ранее уже дали свое согласие на вхождение в Беларусь.

Как говорил тогда Андрей Алешкин, приход в Беларусь этих брендов по сути означал бы наступление новой эры ретейла, закономерным следствием чего стало бы то, что жители страны наконец перестали бы ездить за покупками в Вильнюс и в Белосток. Однако кризис внес свои коррективы в эти планы.

По словам Андрея Алёшкина, известные мировые бренды, которые ранее дали согласие на приход в Беларусь, из-за кризиса решили повременить с реализацией своих планов и посмотреть год-два, что будет дальше. Все выше перечисленные факторы создают весьма непростые условия для запуска новых проектов.

Понятно, что при реальном снижении покупательской способности, при замораживании программ развития крупных сетей, и при отказе от своих планов вхождения в Беларусь мировых брендов обеспечить необходимую наполняемость арендаторами новых ТРЦ будет весьма непросто.

Однако, по мнению эксперта, у Минска перед Москвой есть один большой плюс. В белорусской столице еще нет транспортного коллапса, и из одного конца города в другой можно заехать за 20 минут. Именно поэтому, новый ТРЦ, если правильно продумают маркетинговую стратегию и найдут точки притяжения посетителей, могут заполучить себе в посетители хоть весь город.

Новости по теме

Новости других СМИ