Белорусские банки не желают осваивать высокие технологии

ej.by

Чтобы заставить банки осваивать достижения современности, Нацбанку приходится вводить указ о развитии цифровых банковских технологий. Сам банковский сектор проявляет консервативность.

Белорусские банки находятся в процессе освоения такой необходимой в наш компьютерный век услуги, как интернет-банкинг. Но даже здесь регулятору приходится оказывать давление на инертных игроков рынка. Об этом было заявлено на конференции «Инновации. Банки», прошедшей недавно в Минске.

Начальник управления электронных платежных инструментов Нацбанка Людмила Стефанович сообщила, что регулятор рекомендовал банкам до 1 января 2016 года увеличить число подключенных к интернет-банкингу держателей карточек до 50% от их общего количества. Сегодня данным сервисом пользуются 2 млн белорусов, и Нацбанк считает это число недостаточным.

«Ведь наша цель – перевести наличные расчеты в безналичные, для того чтобы деньги оставались в банковской системе для развития экономики», - напомнила Людмила Стефанович.

Интернет-банкинг сегодня является практически единственной технологией дистанционного обслуживания, которую наши банки более-менее освоили. Из всех возможностей дистанционного обслуживания на его долю приходится 70%. Мобильный банкинг, который успешно работает во многих странах мира, для Беларуси по-прежнему является новшеством.


Нужны ли белорусам карточки?

Что касается более прогрессивных карточек, то Нацбанк активно «советует» внедрять чипированные карточки, и прогресс в этой сфере заметен. Знакомы белорусскому рынку и бесконтактные карточки, однако их доля сегодня не превышает 0,7%.

Представитель Национального банка подчеркнула: утверждение о том, что белорусы не пользуются карточками, а просто снимают с них наличные – миф. Регулятор провел по этому вопросу исследование. Оказалось, что более 60% банковских карточек – «активны».

Сегодня на каждого белоруса приходится больше одной карточки, а на человека трудоспособного возраста - две. Доля безналичных расчетов из года в год растет, хотя прогнозный показатель по доведению ее до 50% в 2016 году выполнен не будет, отметила эксперт. Примечательно, что люди охотно рассчитываются карточками по мелочам – например, в продуктовом магазине. Но вот при совершении дорогих покупок (квартира, машина, техника) они платят наличными. В общей сумме розничных платежей безналом было заплачено всего 30%.


Все клиенты будут учтены

Людмила Стефанович также прокомментировала указ «О развитии цифровых банковских технологий», проект которого находится на согласовании у государственных органов. Данный указ будет регулировать в первую очередь систему регистрации и идентификации пользователей. Клиент банка должен зарегистрироваться в установленном порядке, после чего эти сведения будут храниться в базе данных Нацбанка (технически это планируется сделать с помощью ЕРИП). Единожды зарегистрировавшись, пользователь сможет под этим же именем открывать счета в любом белорусском банке.


Соседи ушли вперед

Пока белорусские банки раздумывают, нужны ли им современные технологии, наш основной партнер – Россия – осваивает весьма прогрессивные сервисы. На конференции был представлен банк, который вообще не имеет «физических» касс. Он полностью виртуальный. Данный банк неформален настолько, что даже не стал получать собственную лицензию, сотрудничая с другими российскими банками.

Низкая конкуренция на белорусском банковском рынке не стимулирует компании к инновациям. Но такая расслабленная атмосфера будет не вечной, предупредил аудиторию российский банковский аналитик Булад Субанов.

По его прогнозам на рынок банковских услуг могут прийти довольно неожиданные игроки, имеющие большие клиентские базы. Например, мобильные операторы. «Пока это им невыгодно, -- сказал Булад Субанов, -- банки по доходности сегодня катастрофически проигрывают мобильным операторам. Поэтому у банков еще есть время самим подстроиться под нужды клиентов».

Эксперт уверен, главная проблема банков в том, что они исторически создавались как «сервис денег» – они должны были сохранять, перевозить, преумножать деньги. Сегодня компании, которые создавались как «сервис клиентов», имеют преимущество перед банками. Ведь клиенты будут выбирать простые, удобные и приятные услуги.

«Вопрос, быть банку в интернете или нет, сегодня стоять не должен. Все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано», - уверен эксперт.

Новости по теме

Новости других СМИ