3 ловушки госкапитализма. Помощник президента о том, что надо менять и почему

Ольга Лойко / TUT.BY

Дискуссия об особенностях и перспективах развития белорусской экономики развернулась на пятой международной конференции по экономике и финансам, проведенной в Минске Белорусским экономическим исследовательско-образовательным центром BEROC и Шведским агентством международного сотрудничества в области развития Sida.

Белорусские экономисты, в том числе помощник президента доктор наук Кирилл Рудый, легко перешли на английский и обсудили с зарубежными коллегами теоретические и практические вопросы.

Открывая конференцию, Павел Данейко, административный директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC), отметил, что Беларусь становится очень интересным объектом для исследования, ведь это единственная экономика, где сформировался капитализм без приватизации. Данейко высказал гипотезу о том, что приватизация может вредить развитию экономики. "Когда мы делаем приватизацию, мы самую активную группу склонных к предпринимательству людей блокируем на старых предприятиях, которые невозможно сделать эффективными. Может быть, когда ее (приватизации – ред.) нет, эти люди устремляются создавать greenfield предприятия и мы получаем гораздо больший эффект", - отметил он. Такие предприятия составляют уже около 40% в экономике страны.

Еще в Беларуси можно исследовать роль барьеров в формировании национальной конкурентоспособности, продолжал эксперт. "Чтобы спортсмен достигал результата, нужны сверхбольшие нагрузки. У Майкла Портера в "Национальной конкурентоспособности" хорошо сказано, что нагрузки должны быть такими, которые стимулируют, но не убивают. Он называет это "преодолимые барьеры". В Беларуси был удивительный набор преодолимых барьеров, который привел к формированию эффективных секторов в частном бизнесе – экспортоориентированных, с большим количеством скрытых чемпионов, с мировым лидерством – технологическим и продуктовым", - отметил экономист.

Помощник президента Кирилл Рудый не согласился с тем, что экономика Беларуси идет особым путем. "Мы двигаемся тем же путем, что и многие другие страны, но, возможно, с иной скоростью", - отметил он.

Рассказывая о белорусском госкапитализме, Рудый обратил внимание на причины его возникновения. Это советское наследие в виде крупного промышленного сектора, традиций централизованного управления, а также институциональная неразвитость, проявляющаяся в недоверии системе правосудия и требующая от государства серьезных шагов по борьбе с коррупцией. Еще одной причиной популярности сохранения в Беларуси доминирования государства во многих секторах помощник президента назвал социальную стабильность и невысокое расслоение общества по уровню доходов.

В Беларуси госсектор обеспечивает 49% ВВП, в России – 50%, в Китае – 30%, а в целом в мире – всего 6%. При этом государство напрямую может оказывать влияние на 74 предприятия, обеспечивающих 23% ВВП страны, а косвенно, через налоги и административные процедуры – и на все предприятия с госдолей и без нее. "Государство может только рекомендовать частному предприятию что-либо", - отметил Рудый. Но если государство поставило задачу увеличить ВВП страны, нарастить экспорт, а частник решит, что ему сейчас целесообразнее не увеличивать издержки и сократить персонал, "возможно некоторое недопонимание", признал чиновник.

Кирилл Рудый обратил внимание на то, что при всех преимуществах госкапитализма, есть ловушки, в которые в последнее время угодила Беларусь, что стало причиной дискуссий о необходимости структурных реформ. Во-первых, это высокая зависимость от ситуации в соседних странах, из-за чего конфликт России и Украины спровоцировал заметные проблемы в экономике Беларуси. Причем, отметил Рудый, спад в России начался еще до конфликта и введения санкций, так что экономика Беларуси действительно уязвима внешним шокам.

Вторая ловушка – макроэкономическая. Темпы роста белорусской экономики в последние годы были низкими: ВВП вырос на 5,5% в 2011-м, 1,5% в 2012-м, 0,9% в 2013-м и 1,6% в 2014-м. При этом с 2012-го года белорусские темпы не дотягивали до темпов роста мирового ВВП, а уровень инфляции оставался высоким: 108,7% в 2011-м, 21,8% в 2012-м, 16,5% в 2013-м и 16,2% в 2014-м. Кроме того, значительно, до 55,5% от ВВП вырос внешний долг, и этот показатель также важно удерживать не безопасном уровне.

Третья проблема обусловлена высоким ростом среднего дохода. Средние зарплаты в стране росли с 271 доллара в 2006 году до почти 600 в 2014-м, а ВВП на душу населения по паритету покупательной способности увеличивался недостаточными темпами. "Более того, есть опасения, что мы если не в ловушке, то скоро можем в ней оказаться: нам надо или заниматься инновациями, искать другие факторы роста, или снижать средние зарплаты", - пояснил Рудый.

Если Беларусь продолжит расти скромными темпами (1% в год), в 2030-м году страна окажется по ВВП на душу населения на уровне Эстонии 2011-го года или Литвы и России 2012-го. Прирост ВВП на 5% в год поднимет нас за этот период до уровня США 2000-го года, 7% в год позволят выйти на уровень Сингапура 2000 года или Норвегии 2010-го. (Эти цифры карты долгосрочного развития рассчитаны с учетом того, что сбудется прогноз ООН о сокращении численности населения в стране).

Помощник президента также представил коллегам-экономистам 10 шагов по изменению роли государства в экономике страны, озвученные в недавнем президентском послании:

- изменение системы управления (сокращение госаппарата на 10%, изменение систему управления предприятиями, реорганизация или банкротство неэффективных предприятий при реализации мер соцзащиты);

- изменение принципов контроля экономики, в частности ослаблять контроль, не давить предпринимательскую инициативу, освободить заключенных по экономическим статьям (Рудый вспомнил, в частности, недавнюю амнистию);

- борьба с инфляцией;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств (в частности, речь идет о новых механизмах господдержки – через Банк развития);

- развитие финансового рынка (Нацбанк получает функции мегарегулятора, предприятия осваивают новые формы привлечения средств);

- укрепление антимонопольной службы;

- улучшение инвестклимата;

- диверсификация экспорта;

-новые инструменты в аграрной и строительной политике (снижение господдержки, приватизация, развитие ипотеки);

- совершенствование законодательства (в том числе с привлечением авторитетных зарубежных консультантов).

Рудый отметил, что в обществе есть привычки, есть стремление сохранить существующий уклад, не отказываться от привычных практик, которые годами работали вполне эффективно. "Человек не хочет перемен. Он хочет больше зарплату и меньше работать", - констатировал помощник президента. Но экономике нужны или бесконечные внешние вливания, или драйверы роста.

Новости по теме

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте» и Twitter