Правительство ищет лучшее лекарство от кризиса

Дмитрий Заяц, Naviny.by

В 2009-м тогдашний белорусский премьер Сергей Сидорский говорил, что "лучшим лекарством от кризиса являются инвестиции". Сегодня белорусская экономика вновь столкнулась с кризисом, и поэтому тема поиска «лекарств» снова стала особо актуальной.

По информации БелаПАН, уже разработан проект Стратегии привлечения в Беларусь прямых иностранных инвестиций на 2016-2020 гг.


Новая стратегия о старых проблемах

Разработать этот документ правительство поручало госорганам в начале текущего года. В конце мая проект стратегии проходил согласование. Необходимость подготовки стратегии власти объясняют желанием раскрыть потенциал страны в части привлечения прямых иностранных инвестиций.

Тот факт, что сегодня иностранные инвестиции играют незначительную роль в развитии национальной экономики, подтверждают данные официальной статистики. Вклад иностранных организаций в белорусский ВВП составляет всего лишь около 4%.

Главную скрипку в белорусской экономике продолжают играть госпредприятия. Авторы проекта стратегии привлечения иностранных инвестиций на 2016-2020 гг. констатируют, что почти 70% промышленного производства сегодня формируют госпредприятия.

Наибольший удельный вес в объеме промышленного производства, созданного организациями иностранной формы собственности, наблюдается в деревообработке, производстве резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажном производстве и издательской деятельности.

В то же время в большинстве видов экономической деятельности доля предприятий иностранной формы собственности остается минимальной, констатируют разработчики проекта стратегии.

По мнению иностранных дипломатов, которые работают в Беларуси, рассчитывать на приход инвесторов наша страна сможет в том случае, если создаст привлекательные условия для иностранного капитала.

"Чтобы британские инвесторы приходили в Беларусь, они должны видеть, что могут получить прибыль и вернуть ее в свою страну", — заявил на минувшей неделе посол Великобритании в Беларуси Брюс Бакнелл, отвечая на вопросы БелаПАН во время встречи с представителями бизнес-сообщества.

Увы, подготовленный проект стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций не дает четкого ответа на вопрос о том, какие прорывные шаги Беларусь готова сделать для увеличения притока в страну зарубежного капитала.

Между тем, экономисты считают вопрос привлечения иностранного капитала жизненно важным для белорусской экономики сегодня.

"В 2015-2016 гг. кризисные явления в реальном секторе, вероятнее всего, сохранятся. Проводить модернизацию за счет предприятий в этих условиях будет сложно. Единственная возможность простимулировать экономический рост — привлечь внешние инвестиции", — подчеркнула в беседе с корреспондентом БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

Для притока иностранного капитала в сектор услуг необходимо создавать привлекательные условия, считает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

"Мы сейчас готовим исследование по теме инвестиций, и расчеты показывают, что в развивающихся переходных экономиках наибольший вклад в ВВП дает привлечение инвестиций в сектор услуг. В Беларуси же сектор услуг пока еще слабо развит", — говорит Точицкая.

По ее мнению, стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций следует также увязывать с развитием промышленного комплекса. "Мы должны определиться, какую промышленность мы хотим видеть через 5-10 лет. Проводить инвестиционную политику следует, отталкиваясь именно от этого", — считает Ирина Точицкая.


Деньги идут туда, где им создают условия

Беларусь сегодня пытается развивать отношения с Китаем и находить там деньги для развития белорусской экономики. Стоит отметить, что Китай входит в тройку ведущих стран по объему внешних инвестиций, и с этой точки зрения стремление официального Минска стать партнером Поднебесной вполне объяснимо.

По данным свежего исследования Ernst & Young, в 2014 году китайские инвесторы вложили средства в 6128 зарубежных компаний из 156 стран и регионов. Объем внешних инвестиций, которые направили за рубеж китайцы в прошлом году, составил 116 млрд долларов и увеличился по сравнению с 2013-м на 15,5%.

Увы, несмотря на давние политические отношения, Беларусь пока не входит в десятку стран, которые притягивают наибольший объем китайских инвестиций. Деньги, которые наша страна получает сегодня из Поднебесной — в основном связанные кредиты, которые Китай выдает при условии приобретения белорусской стороной китайского оборудования.

К слову, за первый квартал 2015 года из Китая в Беларусь поступило прямых инвестиций на сумму всего 23,4 млн долларов, в том числе 21,1 млн долларов пришлось на так называемые долговые инструменты.

"Китайским инвесторам нужно предлагать проекты, которые по своей привлекательности могли бы конкурировать с инвестиционными предложениями стран Западной Европы и США. В этом случае можно рассчитывать на приход китайского капитала в Беларусь", — отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН директор инвестиционной компании "Юнитер" Роман Осипов.

По его мнению, новую стратегию привлечения иностранных инвестиций необходимо увязать с решениями, которые будут стимулировать привлечение инвестиций в отрасли.

"Можно рассчитывать на привлечение и китайских, и европейских, и российских инвесторов. Они проявляют сегодня интерес к Беларуси, вопрос в условиях вхождения в белорусские проекты. Если мы хотим получить инвестиции под новые современные производства, то должны быть созданы конкурентные с другими странами условия привлечения иностранного капитала", — подчеркивает Роман Осипов.

Чтобы это произошло, государству следует стать на сторону инвесторов и оценить с их точки зрения привлекательность белорусских проектов. Увы, в ряде случаев министерства и ведомства, формулируя условия инвестиционных проектов, не задумаются о выгоде, которую может получить инвестор.

Один из последних примеров в подтверждение сказанного — инвестиционное предложение, появившееся на минувшей неделе.

Государственный комитет по имуществу анонсировал 1 июня конкурс по продаже акций "Брестского пива", принадлежащего государству. Если бы этот конкурс был объявлен 5-7 лет назад, когда к прибыльной брестской пивоваренной компании проявляли интерес разные инвесторы, приватизационная сделка могла бы с высокой вероятностью состояться.

Увы, тогда от продажи предприятия государство отказалось, а сегодня, проиграв конкурентную борьбу другим компаниям, небольшая государственная пивоваренная компания генерирует лишь одни убытки. Так, за 2014 чистый убыток "Брестского пива" составил 26,7 млрд рублей, в 2013-м — 37,8 млрд рублей, в 2012-м — 12 млрд рублей.

Однако даже глубоко убыточное предприятия государство сегодня продает, выставляя большие финансовые и нефинансовые требования к потенциальным инвесторам.

Если власти будут придерживаться такого подхода в других отраслях, значимого притока инвестиций вряд ли можно будет ожидать. А отсутствие своевременных инвестиций, как показывает пример "Брестского пива", приводит к тому, что предприятие становится убыточным и оказывается ненужным даже государству.

Новости по теме

Новости других СМИ