Экспорт: дальше ехать некуда

Александр Алесин, belrynok.by

Продажи автомобилей МАЗ падают быстрее сокращения емкости тамошнего рынка грузовиков.

Несмотря на заклинания властей, в последние месяцы белорусская экономика продолжает наращивать темпы падения: по итогам 10 месяцев 2015 года снижение ВВП составило 3,9% относительно аналогичного периода прошлого года, хотя еще месяц назад было зафиксировано падение ВВП «только» на 3,7%. А объем выпуска промышленной продукции оказался на 7,1% меньше, чем за январь – октябрь 2014 года. Складские запасы за октябрь выросли на 2,1%, до 34,6 трлн. рублей, и по состоянию на 1 ноября 2015 года составили 71,7% к среднемесячному объему промышленного производства.

Но особо впечатляюще выглядят потери объемов производства высокотехнологичной продукции, которая до недавних пор была визитной карточкой нашей страны. За рассматриваемый период падение производства комбайнов в денежном выражении составило 78,5%, телевизоров – 78,4%, станков – 59%, грузовых автомобилей – 57,6%, автобусов – 51,2%, карьерных самосвалов – 45,2%, тракторов – 38,1%, двигателей внутреннего сгорания – 37,3%.

Экспорт: дальше ехать некуда

Однако трудно было ожидать иного с учетом того, что экспорт товаров и услуг за 9 месяцев текущего года упал на 24,6% относительно прошлогоднего уровня. Ведь от 65 до 80% отечественной машиностроительной продукции поставляется на экспорт.

И понятно, почему Александр Лукашенко на недавнем совещании руководящих кадров потребовал уделить максимальное внимание именно экспорту продукции. «Очень важным является вопрос роста производства и в связи с этим – экспорта выпускаемой продукции. Требую от вас в это кризисное время расписать буквально «поштучно», если хотите, каждый трактор, автомобиль, килограмм мяса и молока и определить, куда мы их будем поставлять, кто ответственный», – заявил он.

Но, судя по последним данным статистики, усиление административного давления почти никак не влияет на объемы экспорта. Здесь диктует условия зарубежный покупатель. Ситуация осложняется тем, что основными импортерами белорусской высокотехнологичной продукции являются страны СНГ и прежде всего Россия, которая находится в состоянии затяжного кризиса.

Особо негативно это сказывается на автомобильной промышленности, которая за рассматриваемый период сократила экспортные поставки грузовых автомобилей на 66,2%, седельных тягачей – на 76,0%. Это вполне объяснимо, так как 88,18% экспорта грузовых авто и 70,65% – седельных тягачей приходится на страны СНГ, в том числе на Россию – 65-75%. Отсюда и то определяющее влияние, которое оказывает конъюнктура тамошнего рынка на состояние нашего автопрома.


Зри в корень

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», опубликованным 11 ноября 2015 года, в октябре объем продаж на российском рынке новых грузовых автомобилей (транспортных средств полной массой свыше 3,5 т, предназначенных для перевозки груза) составил 4.723 ед. Это на 32,2% меньше показателя за октябрь прошлого года – 7.290 ед. (Правда, в октябре было продано на 500 грузовых автомобилей больше, чем в сентябре.) По итогам 10 месяцев текущего года (с января по октябрь) продажи относительно аналогичного прошлогоднего периода сократились на 43,5%, с 73.011 до 41.241 ед.

Экспорт: дальше ехать некуда

Лидерство в октябрьском топ-10 сохранил КамАЗ – 1.734 проданных грузовых авто, несмотря на то что это на 13,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2.003 ед.). И тенденция эта долгосрочная: за 10 месяцев 2015 года объем продаж новых грузовых машин под этим брендом снизился относительно того же периода 2014 года на 37,2%, с 21.846 до 13.712 авто. При этом доля КамАЗа на рынке грузовиков в октябре увеличилась почти до 40%. Годом ранее этот показатель достигал 29,1%, так как основные конкуренты КамАЗа сработали еще хуже.

Второе место с большим отставанием занял ГАЗ: в октябре было продано 594 грузовика этой марки, что на 31,9% меньше, чем в октябре прошлого года (872 ед.). А с января по октябрь включительно продажи под брендом ГАЗ снизились на 25% относительно уровня прошлого года (с 7.450 до 5.586 ед.). И тем не менее рыночная доля марки в октябре выросла до 16% против 14,6% за аналогичный месяц прошлого года.

Замыкает тройку лидеров грузового рынка Минский автозавод. В октябре текущего года лидер белорусского автопрома продал в РФ 365 новых грузовиков, что на 44,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (660 ед.). Сократились объемы реализации грузовых авто марки МАЗ и по итогам 10 месяцев 2015 года: относительно уровня 2014 года они упали на 54,5% (с 6.533 до 2.975 ед.). Доля МАЗа на рынке РФ уменьшилась до 6,2% (в 2014 году – 7,1%).

В первую пятерку рейтинга рынка новых грузовиков в октябре 2015 года, помимо «осколков» советского автопрома, вошли Isuzu и Scania. Относительно октября прошлого года сбыт машин Isuzu вырос на 19,1% (с 236 до 281 ед.) и по итогам 10 месяцев рост составил 8,6% (с 1.821 до 1.978 ед.). Scania же относительно октября прошлого года потеряла 52,7% продаж (с 471 до 223 ед.), по итогам 10 месяцев – 55% (с 4.793 до 2.158 ед.)

Вторую пятерку наиболее заметных игроков составили: «Урал», снизивший продажи в октябре на 39,2%, до 191 ед., и по итогам января – октября – на 37,5%, до 2.106 ед., MAN (-59%, до 180 ед., -57,4%, до 1.540 ед.), Mercedes (-28,8%, до 178, -34,2%, до 1.528 ед.), HINO (-44,4%, до 159 ед., -35,6, до 1.339 ед.), НефАЗ (+33,3%, до 152 ед., -15,6%, до 1.178 ед.)

Как и следовало ожидать, в десятку наиболее продаваемых в РФ моделей в октябре 2015 года вошли шесть российских грузовиков: лидером рынка стал КамАЗ-6511 (459 ед.), на втором месте – КамАЗ-4311 (380 шт.), третью строчку занял ГАЗ Gazon Next (311 ед.). Далее следуют КамАЗ-5490 (183), КамАЗ-6520 (161), MAN TGS (154), Mercedes Actros (140), КамАЗ-6522 (117), Scania R (116), Hyundai HD 78 (110).

Но лишь четыре модели из десятки лидеров показали положительную динамику продаж: ГАЗ Gazon Next (+5%), КамАЗ-5490 (+5%), КамАЗ-6522 (+4,5%), Scania R (+1,8%). Правда, в целом почти все модели, входящие в топ-10, в октябре показали динамику продаж лучше среднерыночной, исключение составили лишь MAN TGS и КамАЗ-6520, показавшие значительное снижение объемов продаж (-60,3%).


Из рук в руки

Несмотря на общую стагнацию, экономическая жизнь в РФ не останавливается, и потребности в перевозках хотя и сокращаются, но не исчезают вовсе. Это же можно сказать и о спросе на подвижной состав. Он просто переориентируется на более дешевый товарный сегмент: автомобили, бывшие в эксплуатации.

По информации компании «Автостат Инфо», в октябре на российском рынке было продано 35.911 грузовиков с пробегом, то есть без малого в 8 раз больше, чем новых. Правда, эта цифра на 2,8% меньше показателя за октябрь прошлого года (36.933 ед.), но падение продаж «новья» в десятки раз больше. Это подтверждает тот факт, что емкость рынка б/у грузовиков за первые 10 месяцев 2015 года относительно уровня прошлого года сократилась всего на 2,6% (с 344.746 до 335.933 ед.).

Лидерство по объемам продаж на рынке грузовиков с пробегом сохранили автомобили марки КамАЗ – 8.969 ед., что на 2,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (9.208 ед.). А вот за первые 10 месяцев 2015 года его показатели продаж относительно уровня 2014 года почти не изменились (85.555 ед. против 85.561 ед.). Но и этого оказалось достаточно, чтобы в октябре доля КамАЗа на вторичном рынке грузовиков увеличилась до 25% против прошлогодних 24,9%. Емкость парка грузовиков КамАЗ составила 733.707 ед. (здесь и ниже цифры приведены по состоянию на конец июня 2015 года).

На втором месте по продажам грузовиков с пробегом обосновался ГАЗ, хотя завод и продал в октябре на 7,8% меньше машин, чем в октябре прошлого года (4.323 против 4.960). С начала года и по октябрь включительно продажи подержанных «газиков» снизились на 4,2% к уровню прошлого года (с 43.312 до 41.479 авто). Доля марки ГАЗ на рынке б/у грузовиков в октябре составила 12%, емкость парка – 744.702 ед.

В первую тройку рейтинга продавцов грузовиков секонд-хенд входит и МАЗ. В октябре текущего года на рынке было реализовано 2.942 подержанных грузовика минской марки, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (3.070 ед.). По итогам 10 месяцев 2015 года падение объемов продаж б/у грузовиков МАЗ оказалось существенно больше: на 8,8% относительно 2014 года (с 30.018 до 27.379 ед.). Доля МАЗа на рынке грузовиков с пробегом в октябре составила 8,2%, емкость парка – 216.187 ед.

В первую пятерку рейтинга рынка б/у грузовиков в октябре 2015 года, помимо упомянутых выше брендов, вошли также ЗиЛ и Volvo, продажи которых составили 2.678 и 1.940 ед. соответственно. Относительно прошлого года продажи «зилов» упали на 16,5% (с 3.207 ед.), а объемы реализации Volvo увеличились на 12% (с 1.732 ед.). За январь – октябрь 2015 года падение реализации б/у грузовиков ЗиЛ составило 13,8% относительно прошлого года (с 31.872 до 27.487 ед.), продажи Volvo за этот же период уменьшились на 3% (с 15.127 до 14.667 ед.).

Самым востребованным подержанным грузовиком с пробегом в России в октябре стал ГАЗ-3307, проданный в количестве 1.263 ед. Реализация КамАЗ-55111, занявшего второе место в рейтинге, составила 1.210 ед. В тройку лидеров российского рынка б/у грузовиков в октябре 2015 года вошла также модель КамАЗ-65115 с показателем 1.046 ед.


МАЗ никогда не будет Кремлю роднее КамАЗа

Более высокие, чем у конкурентов, объемы продаж на самом КамАЗе связывают с девальвацией рубля, сокращением собственных издержек и выводом на рынок новых моделей грузовиков.

Однако, как считают независимые эксперты, на руку КамАЗу и другим российским автопроизводителям сыграли не только и не столько технологические нововведения, но и политика властей – как федеральных, так и региональных. «Полагаю, что в немалой степени им помогли госзакупки, ведь с этого года импортные автомобили к ним не допускаются», – уверен генеральный директор консалтингового агентства «Автостат» Сергей Удалов.

С этим не спорят и на самих автозаводах. По словам пресс-секретаря КамАЗа Олега Афанасьева, муниципалитеты и госорганы в текущем году действительно стали активнее закупать продукцию автоконцерна. «Их при этом интересует спецтехника на газовых двигателях», – отметил он. В связи с этим КамАЗ намерен расширять модельный ряд перспективной «газовой» техники, спрос на которую устойчиво растет в России и СНГ.

Но есть и факторы, которые играют против российских автозаводов: несмотря на то что из-за подешевевшего рубля они оказались в более выгодном положении, чем их зарубежные коллеги, их продукция также дорожает. За 9 месяцев 2015 года на КамАЗе стоимость одного условного машинокомплекта выросла на 15%, в том числе на комплектующие изделия (с учетом импорта) – на 22%, на металлы – на 3%, на материалы – на 38%.

В связи с этим делаются попытки отыграть рост издержек на стоимости рабочей силы. Тот же КамАЗ сэкономил на зарплатах персонала более 1,3 млрд. рублей. Как следует из отчетности предприятия, средняя численность его сотрудников за 9 месяцев 2015 года сократилась на 5,7%, или на 2.084 человек, а средняя зарплата снизилась на 8,7%: с 28,7 тыс. до 26,2 тыс. рублей. Руководство компании рассчитывает, что по итогам года за счет перечисленных выше факторов падение продаж продукции удастся сократить до 25-35%.

При этом перспективы следующего года выглядят весьма туманными. Ведь рынок грузовых автомобилей, как никакой другой, зеркально отражает общее состояние экономики той или иной страны: если ее ВВП растет медленнее 2% в год, продажи грузовиков резко падают, при 2% роста – стагнируют и лишь при росте ВВП свыше 4% – оживляются. Так что даже при самых оптимистичных сценариях сегодня автопроизводителям, оперирующим на российском рынке (в особенности «чужакам», к каковым тамошние власти относят и МАЗ), трудно рассчитывать на положительную динамику продаж. Дай бог удержать достигнутое.

Новости по теме

Новости других СМИ