5 стимулов к неэффективной работе госпредприятий в Беларуси

Елена Данейко, DW

DW рассказывает об основных факторах, которые, по мнению экспертов, тормозят экономическое развитие страны и делают неэффективной работу госпредприятий.

Чиновники в Беларуси пытаются развивать экономику с размахом инвестируя государственные деньги в государственные же предприятия, доводя им планы, составленные в ведомственных институтах. Об "эффективности" такого принципа свидетельствует Комитет государственного контроля, в отчетах которого фигурируют суммы убытков в миллионы долларов. DW - о факторах, которые тормозят развитие белорусской экономики.


Директивное кредитование под фиговым листком модернизации

Основным фактором вмешательства государства в экономику, по мнению опрошенных DW экспертов, являются всевозможные формы директивного кредитования, предоставление льготного финансирования для решения тех или иных задач предприятиям и целым отраслям. За этим тянется цепь последствий, разорвать которую невозможно, сохранив нынешнюю практику субсидирования за счет госбюджета.

По мнению научного сотрудника Центра экономических исследований BEROC Дмитрия Крука, директивное кредитование - самый неблагоприятный фактор, наиболее искажающий картину в экономике. Крук указывает на ключевой момент: если предприятие имеет доступ к средствам по пониженным процентным ставкам, - да еще если эти ставки отрицательны, что в Беларуси на фоне вспышек инфляции происходило достаточно часто, - то именно льготы, а не основная профильная деятельность предприятия, становятся важным источником для благоприятного финансового результата его работы.
Поэтому руководители госпредприятий ищут всевозможные способы сохранения доступа к дешевым кредитам и субсидиям, а также к программам модернизации. Соответственно появляются стимулы как можно дольше затягивать их реализацию, обеспечивая таким образом текущую деятельность предприятия. Фактически сама эта программа становится не инструментом, а конечной целью, констатирует Дмитрий Крук.


Привилегии как стимул к неэффективной работе

Система предоставления директивного финансирования вызывает ряд побочных эффектов, в частности, создает стимул к неэффективной работе госпредприятий. Например, поясняет Дмитрий Крук, государство финансирует колхоз, чтобы он купил комбайны у завода. При этом и в колхозе, и на заводе знают, что сбыт продукции гарантирует само государство.

А значит нет заинтересованности повышать качество продукции, предназначенной для реализации на внутреннем рынке. И тем более, вступать в какую-либо борьбу - гораздо более жесткую - на внешних рынках. Результат - отсутствие стимулов и для завода, и для колхоза работать на маркетинговое продвижение и технологические изменения. Кроме того, привилегированные условия финансирования госпредприятий и гарантии сбыта их продукции ставят в тупик иностранных инвесторов, считает глава представительства Немецко-белорусского клуба в Минске Евгений Гуди.


Наличие плана сверху стимулирует работу на склад

В интервью DW Гуди указал на еще один фактор, тормозящий развитие рыночной экономики: предприятия госсектора имеют ведомственные планы производства, что заставляет их в значительной степени, помимо прочего, ориентироваться на показатели, указанные на бумаге, а это ведет к скоплению складских запасов.

Эксперты отмечают, что планы по-прежнему составляют в организациях, не отвечающих за результат и не на основании надлежащих маркетинговых исследований. Примечательно, что о порочности планов "сверху" свидетельствуют те же отчеты государственной структуры - Комитета госконтроля.


Перекрестное субсидирование искажает цены

Практика перекрестного субсидирования - попытки стимулировать одну отрасль и одновременно смежные производства за счет более низких тарифов, низких цен на промежуточные компоненты и товары - является вторым по значимости и влиянию на результат работы экономики фактором, полагает Дмитрий Крук. В итоге - ценовая диспропорция, искаженные цены и искаженные стимулы.

Такая ситуация сегодня все еще сохраняется в системе ЖКХ. В результате объемы потребления - электрической, тепловой и других видов энергии не оптимальны, более того, сохраняется стимул для избыточного потребления энергии. Все это ведет к искажению ценообразования во всей экономике, и здесь потери достаточно велики, констатирует Крук.


Прямое госуправление создает искусственные условия

Значимым фактором, тормозящим развитие белорусской экономики, эксперты называют прямое госуправление. Речь идет об осуществлении функций собственника государством. В ряде случаев это не имеет даже социального обоснования, поясняет Дмитрий Крук.

Например, в торговле и в некоторых других отраслях, - где частный бизнес показывает, что он более эффективен, нежели госпредприятия, - создаются искусственные условия для выживания государственных компаний для поддержания занятости или в иных целях. Так появляются такие, например, организации как "Белкоопсоюз", 80 процентов из которых являются низкорентабельными, несмотря на господдержку.

Кроме того, последствием такого госуправления Евгений Гуди считает отсутствие единого базиса для сравнения заработной платы на госпредприятиях и на частных. Первые, помимо зарплаты, предлагают часто пакет бонусов, никак не отраженный в отчетности. Выполняя свои обязательства перед работником, частник выплачивает только зарплату. Таким образом, резюмирует Евгений Гуди, зарплата сотрудника госпредприятия не является показателем эффективности его работы.

Новости по теме

Новости других СМИ