"Наличие нескольких вкладов в разных банках снизит вероятность контроля со стороны налоговых органов"

Александр Жук, Белрынок

Введение любого налога преследует определенные цели и практически всегда изменяет стратегию поведения экономических субъектов, на которых налог направлен.

Трудности в формировании бюджета заставляют власти искать новые источники доходов бюджета. С 1 апреля 2016 года полноправными донорами бюджета станут физические лица, имеющие банковские вклады, так как они будут обязаны уплатить подоходный налог с доходов от своих денег, размещенных на банковских депозитах, в соответствии с Декретом № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)».


Прогнозы и стратегии поведения

Введение любого налога преследует определенные цели и практически всегда изменяет стратегию поведения экономических субъектов, на которых налог направлен. Подоходный налог с банковских вкладов направлен на людей, которые имеют долгосрочные жизненные планы и поэтому заботятся о своем будущем, сберегая деньги в форме банковских вкладов. В связи с этим подоходный налог с банковских вкладов вполне можно назвать «налогом на будущее», так как налогом облагаются доходы, которые граждане планировали тратить в будущем на свои потребности.

Изменение налогообложения банковских вкладов очевидно отразится на настроениях физических лиц, что выразится в стратегии их поведения. Сейчас высказывается много прогнозов и предположений по поводу того, как отразится введение подоходного налога на вклады на настроениях граждан и изменении объемов банковских депозитов. На практике возможны три основные стратегии поведения вкладчиков после введения «налога на будущее».

Первая часть населения проигнорирует введение подоходного налога на вклады и будет по-прежнему хранить деньги в банковских вкладах, не обращая внимания на налогообложение. К данной категории граждан относятся сознательные граждане и убежденные сторонники существующей власти, которые считают, что уплата налогов является их конституционной обязанностью, а также люди, которые нерегулярно следят за изменениями законодательства. К последней категории граждан можно отнести, например, одиноких пенсионеров и граждан, проживающих в сельской местности. Главными индикаторами такой стратегии поведения станут стабильность размера банковских вкладов физических лиц и сумма подоходного налога на доходы от банковских вкладов, уплаченного в бюджет.

Вторая часть населения, не желая платить подоходный налог на вклады, будет хранить деньги дома или переведет свои сбережения в другие активы. К таким активам в современных белорусских условиях можно отнести недвижимость, автомобили, драгоценные металлы. К сторонникам данной стратегии поведения следует отнести убежденных противников существующей власти, не желающих платить налоги на ее содержание. Главными индикаторами такой стратегии поведения станут отток банковских вкладов физических лиц и отсутствие поступления подоходного налога на доходы от банковских вкладов.

Третья часть населения, не желая платить налоги и при этом не желая терять доходов от банковских вкладов, изменит свои подходы к размещению банковских вкладов таким образом, чтобы не платить подоходный налог. Благо по разъяснениям налоговых органов есть четыре ситуации, при которых подоходный налог по банковским вкладам уплачиваться не будет. К сторонникам данной стратегии поведения следует отнести граждан, относящихся нейтрально или поддерживающих существующую власть, но при этом не желающих платить налоги на ее содержание. Главным индикатором такой стратегии поведения станет стабильность размера банковских вкладов физических лиц при одновременном отсутствии поступления подоходного налога на доходы от банковских вкладов.

Какая из указанных стратегий окажется преобладающей, можно будет судить только по результатам II квартала 2016 года, когда станет возможным сопоставить размер банковских вкладов физических лиц и сумму поступившего в бюджет подоходного налога на банковские вклады. При этом результаты данного анализа могут стать наглядным отражением доверия населения к существующей экономической политике государства. Фактически речь идет о реальном «голосовании рублем» за существующую экономическую политику государства.


Вклады сохраняем, подоходный налог оптимизируем

Согласно разъяснениям налоговых органов существует четыре случая, при которых подоходный налог с доходов от банковских депозитов не уплачивается. Каждая из льготных ситуаций требует собственной стратегии поведения в зависимости от жизненных обстоятельств.

Первая льготная ситуация касается банковских вкладов, заключенных до 12 ноября 2015 года. Независимо от срока размещения денежных средств во вкладе либо при их досрочном снятии проценты, начисленные вкладчику по такому договору, налогом не облагаются. То есть для граждан, разместивших свои деньги во вклады до 12 ноября 2015 года, оптимизация подоходного налога происходит в случае продления указанного договора на максимально возможный срок. В этом случае все доходы от данного депозита подоходным налогом не облагаются.

Вторая льготная ситуация касается банковских процентов, выплаченных до 1 апреля 2016 года, вне зависимости от даты заключения договора. Данная налоговая лазейка позволяет заключать такие договоры, по которым, например, все проценты будут начислены в первые три месяца действия договора (а именно до 1 апреля 2016 года), но деньги во вкладе при этом будут храниться, например, 9 месяцев в белорусских рублях или 1 год в валюте. По законодательству фактической датой выплаты процентов является дата зачисления их на счет, поэтому зачисление процентов на счет до 1 апреля 2016 года позволяет получить льготу по подоходному налогу на вклады. Теоретически такие договоры возможны с VIP-клиентами, так как напрямую законодательством они не запрещены.

Третья льготная ситуация касается договоров, по которым процентные ставки начисляются в размере, не превышающем процент по вкладу до востребования. Законодательство пока ограничений размера процентных ставок по вкладам до востребования не установило, есть лишь рекомендации. Эффективность данной стратегии налоговой оптимизации будет зависеть от возможных законодательных ограничений в размере ставок по вкладам до востребования и от стратегии банков по привлечению вкладов физических лиц.

Четвертая льготная ситуация связана с размещением денежных средств в долгосрочные вклады и при фактическом нахождении денег на банковском счете не менее 1 года в белорусских рублях и не менее 2 лет в иностранной валюте. В таких случаях независимо от размера процентов по таким вкладам налог не будет удерживаться. Данная стратегия поведения может быть выбрана в случае веры граждан в стабильность существующей белорусской финансовой системы либо при отсутствии краткосрочных планов по расходованию доходов от банковских вкладов. Указанная стратегия налоговой оптимизации может стать наиболее рискованной в случае ухудшения экономической и финансовой ситуации в государстве.

В заключение анализа подоходного налога на вклады следует остановиться на двух аспектах, красноречиво характеризующих любой налог: налоговые льготы и возможности налогового администрирования. Помимо вышеперечисленных льгот для «налога на будущее», следует остановиться на запрете на применение стандартного налогового вычета по доходам от банковских вкладов. Фактически белорусских рантье ограничили в праве применения льготы по минимальной необлагаемой сумме доходов на собственное потребление и на содержание иждивенцев (в первую очередь детей). Данное нововведение вполне вписывается в общую стратегию ограничения прав налогоплательщиков, наблюдаемую в последние годы. Достаточно вспомнить введение ограничения срока 90 дней на вычет импортного НДС или сложности в доказательстве невиновности в случаях с лжепредпринимателями.

Второй аспект связан с возможностями налогового администрирования подоходного налога на банковские вклады. Очевидно, что речь идет о сотнях тысяч плательщиков, которых дополнительно необходимо будет контролировать налоговым органам. При существующих кадровых и технических условиях эффективно сделать это будет невозможно.

Поэтому очевидно, что в первую очередь будут контролировать крупные банковские вклады (при этом критерий крупности, скорее всего, будет принят как размер вклада, превышающий размер среднего вклада по банковской системе), поэтому наличие нескольких вкладов в разных банках снизит вероятность контроля со стороны налоговых органов. Кроме того, как и в случае уплаты обычного подоходного налога, полнота и своевременность уплаты подоходного налога на банковские вклады будет зависеть от порядочности, квалификации и внимательности налоговых агентов – банковских сотрудников. В любом случае окончательную эффективность введения подоходного налога на банковские вклады физических лиц можно будет оценить только в июле 2016 года, когда станут известны первые суммы поступившего в бюджет подоходного налога в сравнении с размером оттока банковских вкладов за первое полугодие 2016 года.

Новости по теме

Новости других СМИ