Эксперт: Российского бензина в Беларуси станет меньше

Елена Ольшанская, Sputnik

Поставки российского бензина в Беларусь не облагаются пошлинами, таким образом, бюджет РФ несет потери. Именно это, по мнению белорусских нефтетрейдеров, заботит российское правительство.

Дочерние структуры российских компаний "Газпром" и "Татнефть" уже приостановили поставки нефтепродуктов в Беларусь в связи с распоряжением вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, сообщил Sputnik представитель одной из нефтетрейдерских компаний республики.

Российский вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэнерго, Федеральной таможенной службе и Минфину "доложить о причинах резкого увеличения поставок нефтепродуктов с дочерних предприятий "Газпрома" и "Татнефти" в Беларусь, представить копии документов и расчетов, связанных с уплатой таможенной пошлины при указанных поставках, потерях бюджета от таких поставок". Он рекомендовал компаниям приостановить поставки нефтепродуктов с дочерних предприятий в Беларусь до рассмотрения в правительстве документов и результатов доклада председателю правительства.


Концерн: белорусского бензина всем хватает

В концерне "Белнефтехим" Sputnik заявили, что дочерние структуры "Газпрома" и "Татнефти" не входят в структуру концерна, поэтому "Белнефтехим" не готов комментировать эту ситуацию. В то же время там подчеркнули, что сейчас на белорусском топливном рынке ситуация стабильная, все АЗС концерна в полном объеме обеспечены топливом, жалоб на дефицит его не поступало.

"Сейчас "Газпром" и "Татнефть" приостановили поставки в Беларусь как моторного топлива, так и дистиллята газового конденсата", — сообщил собеседник агентства.


Выгодная экономика поставок

В последнем квартале 2015 года, по словам собеседника Sputnik, на белорусском топливном рынке сложилась ситуация, когда российские нефтекомпании, работающие в Беларуси и имеющие свои сети АЗС, предпочитали обеспечивать заправки топливом, произведенным в России, а не на белорусских НПЗ. Они объясняли это экономикой поставок.

"Вопрос в том, что при поставках из России в Беларусь нефтепродукты не облагаются пошлинами, поскольку речь идет о перемещениях товаров внутри Евразийского экономического союза. Фактически, такие поставки не считаются для российских нефтетрейдеров экспортом", — пояснил собеседник агентства.

По данным источников на белорусском топливном рынке, поставки в Беларусь бензина из РФ осуществляются с нефтебаз в Смоленске либо с нефтебаз дочерних структур упомянутых компаний в Беларуси. Их объем невысок, если сравнивать с общим потреблением топлива в стране, но гораздо выше, чем у других российских компаний. В частности, "Татнефть-Транс" (дочка "Татнефти") поставила за январь в республику всего лишь 25 тысяч тонн бензина, что составляет половину от всего российского бензина за январь на белорусском рынке. В феврале "Татнефть-Транс" поставки бензина не осуществляла.

В свою очередь, дочерние структуры "Газпрома" занимались в январе поставкой в Беларусь дистиллята газового конденсата, который является сырьем для производства бензина. При этом поставки структур "Газпрома" составили более 80% от всего объема этого импорта из РФ за январь.


Много российского бензина — плохо для Беларуси

Кроме того, эксперт обратил внимание, что с учетом падения стоимости нефти и разницы стоимости нефтепродуктов в Беларуси и в России "прямые поставки из России, по крайней мере, в начале этого года, когда цена на нефть была в минимуме, были гораздо выгоднее, чем продавать здесь бензин, произведенный на белорусских НПЗ". Он также уточнил, что в случае давальческой переработки, чтобы произвести бензин для работы собственных АЗС, российским нефтекомпаниям пришлось бы платить и за процессинг.

Таким образом, подчеркнул он, "сложилась крайне выгодная схема обеспечения российских сетей АЗС произведенным в России бензином".

Источник отметил, что такая ситуация является не слишком выгодной и для Беларуси.

В частности, он обратил внимание, что в начале года доля давальческой переработки российской нефти на белорусских НПЗ упала до минимума примерно в 15% от общего объема первичной переработки. Таким образом, белорусские НПЗ вынуждены самостоятельно закупать практически весь объем сырых углеводородов. Это требует привлечения банковских кредитов для финансирования импорта. В то же время сейчас заводы максимально вкладывают в модернизацию, поскольку основные проекты по строительству новых установок вступили в фазу максимального финансирования.

"Есть и еще один момент, о котором не слишком любят говорить. Да, цены на топливо на всех АЗС в Беларуси одинаковы, хотя концерн "Белнефтехим" устанавливает розничные цены только для своих сетей. Но демпинговать на топливном рынке страны не принято. Зато, имея меньшие издержки, российские нефтекомпании имеют возможность играть на различных акциях и бонусах, привлекая потребителей. Таким образом, доля продаж белорусского топлива постепенно сокращается", — отметил источник.

Он заметил, что на топливном рынке Беларуси доля АЗС концерна приближается к 75%, эти АЗС обеспечиваются топливом белорусского производства.

"Таким образом, сети российских АЗС будут вынуждены либо пойти на увеличение давальческой переработки в Беларуси, либо останутся без топлива, что им не слишком выгодно: вложения в инфраструктуру ведь надо окупать", — сказал он.


Как могут изменить соглашение

Говоря о перспективах изменения российско-белорусского соглашения о порядке распределения нефтяных пошлин, собеседник агентства предположил, что здесь возможно два пути: установить пошлины на поставляемый в Беларусь российский бензин, но не облагать пошлинами сырье для дальнейшей нефтепереработки, либо же обложить пошлинами все поставляемые в Беларусь нефтепродукты. "Но в последнем случае сама суть соглашения несколько теряет смысл", — заметил он.

Еще один вопрос, который может волновать российскую сторону в этом вопросе, но который российские власти предпочитают не поднимать до получения документальных доказательств, — это кратно возросший в последние месяцы экспорт из Беларуси Беларусь таких специфических видов нефтепродуктов, как битумные смеси.

Ряд белорусских экспертов уже высказывал мнение о том, что таким образом республика "нашла замену растворительному бизнесу". Однако объем этих поставок, по сравнению со скандальным экспортом растворителей и разбавителей, невысок, хотя в 2014 году он показал рост в 72 раза. В то же время, его объемы во много раз превышали мощности собственного производства.

"Очевидно, что это также волнует российские власти, ситуация требует анализа и подтверждения цифрами", — сказал источник.

Новости по теме

Новости других СМИ