Как сделать новую Беларусь: гайд по экономическому реформированию

Валерий Семилетов, ІДЭЯ

Для одних стран реформы — это успех, позитивные изменения, а для других наоборот. Что же нужно, чтобы войти в клуб успешных государств?

Похоже, что успешное проведение реформ является нашей единственной возможностью выйти из тупика, в который мы попали 20 лет назад. При том, что для успешного реформирования страны не надо искать "Грааль" — лучше всего обратиться к опыту тех стран и лиц, которые уже прошли путь успешных реформ. Марек Домбровский, один из авторов польских реформ, говорит, что для успеха реформ прежде всего нужно “окно политических возможностей" и умение воспользоваться ими своевременно.


Время чрезвычайной политики

Разрушение старой социальной модели дает обществу и политикам период для проведения реформ — "окно возможностей", или "время чрезвычайной политики". Это период, когда общество дает элитам кредит доверия на проведение реформ. Время чрезвычайной политики не продолжается долго, поэтому главная задача реформаторов — успешно использовать удобный момент для проведения реформ и по возможности продлить этот период.

Для нашего региона "окном возможностей" было время разрушения СССР, но эту возможность реформирования общества и экономики Беларусь потеряла. Другим форматом "окна" является революция, которая создает возможности для проведения реформ. Правда, ждать этого в современной Беларуси не приходится.

Также в некоторых случаях смена руководства демократическим путем может подтолкнуть для проведения реформ, как это произошло в Грузии. И еще геополитическая конкуренция стимулирует страны на реформы, но наша страна не является ни сверхдержавой, ни даже претендентом в этот клуб, поэтому геополитика не станет двигателем реформ в Беларуси.

Триггером для реформ в Беларуси, скорее всего, может быть глубокий социальный и экономический кризис.

Это и есть наше сегодняшнее "окно возможностей".


Портрет успешного реформатора

Реформатор — это в первую очередь человек, который видит возможности и имеет компетенции и управленческие способности. Конечно, это вообще условия эффективного руководителя, но во время реформ роль управленческих способностей увеличивается.

Реформаторы должны не только распознать "время чрезвычайной политики" — они должны суметь им воспользоваться. Ведь во время кризиса есть большой соблазн заняться принятием популистских решений в пользу краткосрочного успеха и потерять возможность провести своевременные стратегические реформы.

От качества лидерства зависит, не пропустим мы время на проведение реформ, которого через год уже может и не быть.

Эффективное лидерство — это также умение принимать непопулярные меры, брать на себя ответственность и политические риски, а также умение противостоять различным лобби. Ярчайший пример здесь — это постоянное давление на Национальный банк Беларуси со стороны промышленного лобби с целью снижения ставок по кредитам.

Таким образом "успешный реформатор" должен быть качественным лидером, а также человеком, который готов принять на себя критику за непопулярные меры и не бояться проиграть на следующих выборах.


Внешний фактор как условие успеха реформ

Есть несколько исторических примеров, когда колониальные или оккупационные режимы в процессе модернизации. Это примеры Западной Германии и Японии после Второй мировой войны. С другой стороны многие колониальные режимы привели к замедлению экономического и социального развития в таких странах, как Индия или страны Африки.

Участие в экономических блоках также создает возможности для проведения успешных реформ.

В этих случае государства имеют принимать условия тех, к кому они присоединяются, получая от них готовы институциональные и регулятивные стандарты. Однако при этом надо понимать, что присоединение к слабым или отсталых блоков может привести к деградации. Вступление в экономические блоки также позволяет значительно продлить время реформирования общества.

Членство в различных международных организациях вроде Европейского Союза, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда или даже НАТО налагает на членов требования об изменении некоторых конституционных, правовых, экономических и политических условий.


Реформы в авторитарном обществе

Существуют примеры успешного экономического развития в обществах с авторитарными режимами (Европа XVIII-XIX вв, Чили во времена Пиночета, Сингапур). Однако вместе с этим мы видим многочисленные популистские авторитарные режимы в странах Африки и Латинской Америки.

На первом этапе в некоторых случаях авторитарная власть может проводить успешные экономические преобразования. Но это происходит только при условии полной приверженности к качественным изменениям и создания независимых правовых институтов, направленных на защиту интересов граждан и бизнеса, а не на сохранение власти.

При авторитарном режиме также велик риск свертывания реформ в любой момент.

Так приложенные усилия не приведут к результатам — и страна пойдет путем популизма. Лучший пример — это Россия после распада СССР. Начатые Гайдаром реформы были свернуты и, как следствие, они привели к должных результатов.

Более того, несмотря на некоторые примеры, следует отметить, что проведение экономических реформ и рост благосостояния приведет к спросу на демократию.


Белорусское "время чрезвычайной политики"?

Сегодняшний экономический кризис выглядит для нас определенным "окном возможностей".

Старая модель по факту разрушилась и мы имеем нечто похожее на начало 90-х годов после распада СССР.

Общество также ожидает перемен и, главное, мы имеем опыт стран-соседей, которые прошли путем успешного реформирования.

Встает вопрос о наличии лидеров, которые смогут провести необходимые реформы. Едва ли не единственным вариантом здесь видится путь Чили во времена Пиночета. Для этого власти нужны свои "чикагские мальчики" (группа чилийских экономистов, получивших образование в США и работавших в аппарате Пиночета), а также решимость доверить им экономику страны.

Новости по теме

Новости других СМИ