Как Беларусь захватила рынок авиаперевозок после конфликта России с Украиной

Ирина Халип, "Новая газета"

В отсутствии прямого авиасообщения Беларусь стала лидером российско-украинского пассажирского транзита.

Недавно летела из Москвы в Минск своим любимым рейсом «Белавиа» — в 14.30. Самолеты, выполняющие этот рейс, всегда летали полупустыми, в отличие от утренних и вечерних. Но на этот раз на регистрации вежливо объяснили, что выбрать место у окна не получится: самолет переполнен, все уже зарегистрировались, так что сесть получится только в середине. В ответ на мое недоумение сотрудник авиакомпании сказал:

«Вы, наверное, давно не летали. Теперь все рейсы забиты под завязку: вся Украина через Минск в Россию летает. И наоборот».

Действительно, с Украиной повторилась та же история, что несколько лет назад с Грузией. Когда в 2008 году Россия и Грузия прекратили авиаперевозки, жители этих стран начали летать через Минск. «Белавиа» тогда срочно увеличила количество рейсов в Тбилиси. Покупать билет туда приходилось задолго, как в СССР, когда продавать начинали за 45 суток, а за месяц до предполагаемого полета билетов уже не было. Никуда и ниоткуда. Теперь то же самое происходит с транзитом из Украины в Россию. Нет, билетов сейчас хватает, потому что «грузинский» опыт оказался очень кстати.

Украинские эксперты подсчитали, что больше половины россиян и украинцев сейчас летают через Беларусь. Кроме Минска, транзитный пассажиропоток охватывает Ригу, Варшаву и Кишинев, но в значительно меньших объемах. Правда, из-за отсутствия прямых перелетов и необходимости пересадки цена авиабилетов увеличилась на 75%. Но охота пуще неволи. Бизнес, родственные связи, туризм — это все никуда не делось после Крыма и Донбасса. Просто стало обходиться дороже.

«Белавиа», как и после российско-грузинской войны, быстро сориентировалась. 25 ноября Украина полностью закрыла воздушное пространство для российских авиакомпаний. «Белавиа» немедленно увеличила количество рейсов в Киев с двух до четырех в день, а с нынешнего апреля самолеты из Минска в Киев летают пять раз в день. В декабре прошлого года «Белавиа» открыла рейсы в Одессу и Харьков. А еще — совместный с украинской компанией «Мотор Сич» рейс в Запорожье и совместный с авиакомпанией «Днеправиа» — в Ивано-Франковск. С июня увеличивается количество рейсов из Минска в Одессу до десяти в неделю.

Зато полеты в Симферополь «Белавиа» отменила еще весной 2014 года. А Белорусская железная дорога отменила поезд «Минск-Симферополь». Так что белорусы в Крым больше не ездят. Даже МИД Беларуси третий год подряд предупреждает граждан о последствиях посещения Крыма: «При посещении Крыма через территорию Российской Федерации гражданам Беларуси следует иметь в виду, что это может послужить основанием для отказа во въезде указанным гражданам на территорию Украины и привлечения их к административной ответственности в соответствии с украинским законодательством».

(Впрочем, белорусы в Крым и не хотят: тамошний недорогой отдых с успехом заменен еще более дешевым в Одесской и Херсонской областях.)

Точно так же МИД Беларуси предупреждает граждан: не ездите в Абхазию, поскольку Республика Беларусь уважает территориальную целостность Грузии. Такого рода предупреждения начались в 2009 году, когда несколько глупых белорусских туристов, проведя отпуск в Абхазии, решили в оставшиеся дни съездить в Грузию. Туристов арестовали на границе и поместили в СИЗО (в Грузии, в отличие от Украины, пребывание на оккупированных территориях — не административная, а уголовная статья, предусматривающая наказание от трех до пяти лет лишения свободы). Их освобождали путем сложных двусторонних переговоров. На всякое белорусское «так они ж, идиоты, не знали» следовало грузинское «незнание закона не освобождает от ответственности». В Абхазию белорусы, кстати, тоже не собираются: с 1 апреля она ввела визы для государств, которые не признали ее независимость.

А вот дешево летать в Москву у белорусов все-таки не получится. На прошлой неделе стало известно, что Росавиация отозвала у лоукостера «Победа» допуски в Минск (14 рейсов в неделю) и Гомель (7 рейсов в неделю). Авиакомпания так и не смогла получить от департамента авиации министерства транспорта Беларуси право на регулярные рейсы.

Эта история тянется с прошлого года. Тогда «Победа» запросила допуск на выполнение 14 рейсов в неделю из Москвы в Минск. Но тарифы на перевозку пассажиров с «Белавиа» согласовать не удалось. И теперь допуски отозваны. Ни один лоукостер, кстати, в Беларусь пробиться не смог: «Белавиа» не пущает.

Так что пока «Белавиа» зарабатывает деньги на россиянах и украинцах, летающих транзитом, белорусы предпочитают летать европейскими лоукостерами через Вильнюс, Каунас и Варшаву. Баш на баш, все при своих.

Новости по теме

Новости других СМИ