"Гнилых бананов в магазинах станет больше". Бизнес и таможня спорят о скоропорте

Александр Заяц / TUT.BY

Перевозчики и ритейлеры бьют тревогу. С недавних пор Государственный таможенный комитет (ГТК) перестал относить ряд продуктов к категории скоропортящихся, и из-за этого фуры должны стоять на таможне гораздо дольше привычного. В ГТК утверждают, что сокращение перечня значительно не отразилось на принятии в работу и оформлении овощей и фруктов.

Бизнес упирает на ст. 178 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая гласит о том, что товары, подвергающиеся быстрой порче, оформляются [на таможне] в первоочередном порядке.

«Как это было на практике? Приехала машина в зону таможенного контроля. Декларант подал декларацию. У инспектора находится порядка 20−30 деклараций. По законодательству, он должен рассматривать их в порядке очередности. Но скоропорт всегда был в приоритете», — рассказывает участник рынка.

Поскольку в Беларуси официально не утвержден перечень грузов, относящихся при перевозке к скоропортящимся, ряд структур руководствуется приложением 10 к Правилам автомобильных перевозок грузов, утвержденным постановлением Совета министров от 30.06.2008 № 970. К скоропортящимся грузам относятся грузы, для сохранности которых при автомобильной перевозке требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов.

Представители бизнеса обращают внимание на то, что в летний период в Беларуси с 11.00 до 21.00 при движении по республиканским автодорогам с асфальтобетонным покрытием действует ограничение максимальной нагрузки на одиночную ось грузового транспорта не более 6 тонн, если дневная температура воздуха превышает 25 градусов. Данное требование не распространяется на транспортные средства, осуществляющие перевозки скоропортящихся грузов. То есть яблоки, бананы, персики и другие фрукты можно перевозить.

«Недавно белорусская таможня заявила, что определенная группа товаров (виноград, персики, бананы, помидоры, баклажаны и др.), замороженная рыба — это не скоропорт», — отмечают перевозчики. А это значит, что эти товары стало дольше растамаживать.

По словам специалиста по таможенному оформлению Михаила, ранее оформление скоропорта занимало полдня. То есть утром машина приезжала на таможню, а уже в обед уезжала.

«Конечно, тут многое зависит от работы декларанта, чтобы он правильно подал документы. Но если все правильно оформлено, то все происходило довольно быстро. Что значит проезд по общей очереди? Если сегодня утром машина приехала, то в лучшем случае она завтра уедет. Значит, товар только завтра вечером будет на складе. А на полках магазинов появится вечером послезавтра. При этом в магазин попадет условный банан, который уже нельзя выкладывать на прилавок», — говорит он.

«В ГТК нам сказали, что скоропорт мешает оформляться сырью и материалам для промышленного производства», — утверждает Михаил. «Еще они говорят, вон в Польше яблоки на складах с прошлого года лежат, и ничего», — дополняет коллегу Игорь.

Участники рынка уверяют, что «критическая промышленная продукция — это единичные случаи». «Обычно продукция поступает на склад временного хранения. А оттуда ее забирают, когда у предприятий резко появляются деньги. Они кидают декларацию, хотят растаможить и начинают кричать «дайте мое сырье», — рассказывают декларанты.

По их словам, «1,5−2 лишних суток — это очень существенно. А учитывая, что во многих пунктах таможенного оформления (ПТО) воскресенье — выходной день, декларация может оформляться почти 4 дня».

Участники рынка утверждают, что машины «Белтаможсервиса» (учредитель — Государственный таможенный комитет), которые везут скоропортящиеся товары, «проходят со свистом ПТО». «Если они три часа простояли — это уже скандал», — говорят собеседники. «Мы не собираемся конкурировать с государством в плане коммерческой деятельности. Мы лишь хотим, чтобы не ставили палки в колеса простым гражданам. Чтобы на полках магазинов были свежие фрукты и овощи», — подчеркивают представители частного бизнеса.

Закрыто для перевозчиков скоропорта и другое окно. «Раньше можно было прийти в ПТО и подать так называемое обязательство. Таможенные органы его быстро рассматривали, буквально в течение 10 минут. Если там было все нормально, то обязательство регистрировалось, к нему прикладывались платежи, так называемое обеспечение, которое уплачивается по особому коду счета Минфина в бюджет. Сумма должна гарантированно покрыть все таможенные платежи. Если будет корректировка таможенной стоимости — и их тоже. Они все это за 5 минут оформляли, и машина уезжала. А дальше до 10 числа следующего месяца я могу спокойно набрать декларацию, и они ее могли оформлять 10 дней», — жалуются перевозчики.

Еще один немаловажный момент — расходы перевозчиков. Помимо всего прочего, стоянка на таможне требует дополнительных расходов топлива на работу рефрижераторов.

Представители торговых сетей считают, что «в разгар сезона такие действия [таможни] наносят серьезные потери». Помимо того что расходы перевозчиков увеличиваются, так качество продукции ухудшается. «Нужна быстрая оборачиваемость, мгновенные поставки. А мы этот процесс тормозим. Таможенники тоже ходят в магазины. И наверняка не станут покупать не то что гнилые бананы, а которые чуть-чуть даже потемнели», — считают они.


«Сокращение скоропорта снизило общее время выпуска товаров»

В Государственном таможенном комитете сказали, что для таможенных целей используется термин «товары, подвергающиеся быстрой порче». Вместе с тем международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также законодательством Беларуси о таможенном регулировании значение данного термина и перечень таких товаров не определены.

ГТК ранее (в 2010 году) был определен примерный перечень товаров, подвергающихся быстрой порче, который использовался таможнями как в пунктах пропуска, так и в ведомственных (внутренних) пунктах таможенного оформления. В данный перечень входили в том числе все овощи и фрукты.

Однако, утверждают в ГТК, сложившаяся практика совершения таможенных операций приводила во многих случаях к возникновению очередей. В отдельных пунктах пропуска доля товаров, подвергающихся быстрой порче, по отношению к общему количеству перемещаемых товаров достигала 40%.

«При этом время выпуска иных товаров увеличивалось вследствие большого количества таможенных деклараций, оформляемых в первоочередном порядке», — говорят представители госкомитета.

В связи с этим в 2015 году для первоочередного оформления в пунктах пропуска перечень скоропорта был сокращен и в него были включены товары, которые имеют короткие сроки хранения (мясо свежее и охлажденное, рыба свежая и охлажденная и прочее). Данная мера принесла положительный результат.

Аналогичная ситуация стала складываться и в ведомственных пунктах таможенного оформления, т.е. товары, не включенные в шорт-лист, длительно оформлялись из-за значительного количества «внеочередников».

Таким образом, «возникла реальная необходимость упорядочения» списка скоропортящихся товаров. Без очереди следовало оформлять только те товары, которые действительно «требуют особых условий и имеют наиболее короткие сроки реализации», говорят в госкомитете.

В этих целях, исходя из сложившегося товаропотока, ГТК «был уточнен перечень товаров, подвергающихся быстрой порче, объективно требующих совершения таможенных операций в первоочередном порядке исходя из особенностей хранения и транспортировки». В список вошли мясо свежее или охлажденное, рыба живая, моллюски, молочные продукты, яйцо, ягоды и грибы свежие, дрожжи, а также органы и ткани человека, кровь и ее компоненты (полный перечень см. тут).

«Уменьшение списка товаров, подвергающихся быстрой порче, позволило обеспечить равномерную подачу деклараций на оформление и исключило длительные задержки в ожидании оформления товаров, не попавших в перечень», — говорится в ответе ГТК на запрос TUT.BY.

Сокращение перечня значительно не отразилось на принятии в работу и оформлении овощей и фруктов, утверждают таможенники.

Согласно статистике, проведение контроля в пункте пропуска по ввозимым товарам в отношении 86% перемещаемых партий товаров в первом полугодии составило менее 3 часов. В ведомственных ПТО около 25% ввозимых партий товаров выпускались в течение 2-х часов, 43% — в течение 4-х часов.

Учитывая представленные временные показатели, установление минимального перечня товаров, подвергающихся быстрой порче, сократило общее время выпуска товаров, говорят в госкомитете.

ГТК обещает «и далее проводить мониторинг ситуации в пунктах пропуска и ведомственных ПТО с целью возможного изменения данного перечня».

Новости по теме

Новости других СМИ