"Ближайшее десятилетие Беларусь будет под прессингом ежегодных выплат по госдолгу"

Владимир Артюгин, БелГазета

Октябрь выдался богатым на события. Особенно в сфере выбора стратегии для Беларуси.

Сначала президент своими заявлениями об опасности принятия рекомендаций МВФ по тарифам ЖКХ отложил на неопределенный срок подписание нового кредитного соглашения, готовность которого оценивалась достаточно высоко (зачем-то же первый вице-премьер Василий Матюшевский и глава Нацбанка Павел Каллаур ездили в Вашингтон, где в это время проходила ежегодная встреча глав МВФ и Всемирного банка).

Затем наконец-то сдвинулся с мертвой точки нефтегазовый конфликт между Беларусью и Россией. Ну и как завершение всего, Беларусь опять пригласила МВФ с ВБ вернуться к кредитной программе. На этом фоне заявления о проработке поставок нефти из Ирана можно считать просто эмоциями: после венесуэльской эпопеи всерьез говорить о поставках в Беларусь нефти по морю с последующей транспортировкой по трубе или железной дороге никто не будет.

По оценкам, в ближайшие лет десять Беларусь будет находиться под прессингом ежегодных выплат по госдолгу в сумме не менее $3 млрд. Ничего удивительного, учитывая состояние экономики Беларуси и постоянное реструктурирование и перекрывание долгов. Источников валюты не так много: инвесторы не идут, население доедает свои запасы, а Россия сама считает деньги. Чтобы получить $1,2 млрд. от снижения цен на газ (за 2016-17гг.), пришлось конфликтовать 9 месяцев! При этом потери Беларуси от недопоставки нефти могут выйти в круглую цифру $100 млн. Плюс придется возвращать задолженность за газ почти $300 млн. Да и как там будет дальше с ценами, непонятно: останется цена для белорусских потребителей газа прежней (высокой) или озвученная межбюджетная компенсация будет использована для снижения цены на газ для белорусских потребителей? А долги никуда не денутся. Вот и приходится крутиться и считать каждую копейку. Тут меньшие ставки (а у МВФ они ниже остальных) являются важным аргументом. Основным препятствием подписания нового соглашения с МВФ было требование повышения цен на услуги ЖКХ. Руководство Беларуси отлично понимает последствия, особенно на фоне падения уровня жизни населения. Оставалась надежда, что за счет снижения цен на российский газ удастся обойтись без этих крайних мер. И подвижки в переговорах с Россией позволили отложить неприятный момент.

Но все оказалось не таким оптимистичным. Принятые Беларусью обязательства об общем рынке электроэнергии с 1.07.2019 означают решение вопроса о перекрестном субсидировании, т.е. затянуть с реформой ЖКХ (ростом цен) не получится. А если тарифы ЖКХ все равно придется поднимать (условия цен на газ), то можно опять звать и МВФ - условия кредита те же.

Несмотря на разговоры о реформах, ни российские кредиты и компенсационные цены на газ, ни кредиты МВФ и ВБ источниками финансирования реформ быть не могут. Этих денег банально мало. Тут другой порядок должен быть. Суммы, которые обсуждаются и с МВФ, и с Россией, позволяют лишь перевести дыхание. И все это понимают: и руководство Беларуси, и руководство России, и МВФ с ВБ. Речь идет о многовекторности, о которой постоянно говорит руководство страны и которая в Беларуси везде. В отличие от белорусских товаров, многовекторность более востребована на рынке, и по большому счету она остается тем товаром, который можно продать. Причем не один раз.

Новости по теме

Новости других СМИ