Эксперт: В Беларуси поддержка стартапов - это хобби или меценатство, но не бизнес

Сергей Клачек, Ежедневник

Поддержка стартапов в Беларуси - это хобби для отдельных бизнесменов. Поэтому поддержка инновационного бизнеса в стране основывается главным образом на меценатстве, считает менеджер по связям с инвесторами компании Zubr Capital Николай Шестак.

Как заявил на прошедшей в Минске Всемирной неделе предпринимательства в Беларуси Николай Шестак, на уровне развития белорусского бизнеса, поддержка стартапов - это, скорее, "интересы собственников, которые интересуются инновациями, хотят быть в тренде, получают кайф от того, что они делают новые вещи, которые развиваются как их бизнес".

"Кто-то машины коллекционирует, а кто-то бизнес развивает. У каждого свое хобби", - пояснил представитель "Зубр Капитал". По его словам, на протяжении двух или трех лет фонд занимаемся развитием экосистемы для стартапов. Проводится плановое и систематизированное обучение белорусского бизнеса знаниям в управлении инструментами финансового инвестирования.

"Это делается с перспективой, что данные компании дорастут до уровня, который необходим для целей нашего инвестирования", - пояснил Николай Шестак.

Между тем, сами стартаперы утверждают, что белорусский бизнес пока не понимает самой сути инвестирования в подобные проекты. По их мнению, любое вложение в инновационный проект белорусский предприниматель воспринимает, как объект традиционного бизнеса, для управления которым нужно 51% акций. А стартаперы не согласны за сравнительно небольшой объем инвестиций, отдавать свою идею под полный контроль инвестора.

Практически аналогичная ситуация складывается и с инвестиционными фондами, которые любое финансирование в стартап оценивают, как безусловно возвратное. При этом вероятность того, что инженерно-технический стартап выстрелит, равняется 0,5%, то есть не возврат стремиться к 100%. Никакой инвестиционный фонд не будет инвестировать в условиях таких рисков.

Столкнувшись с такой "поддержкой", стартапер готов обратиться в банк за льготным кредитом. Например, Банк развития практически с 2014 года финансирует малый и средний бизнес, в том числе и стартапы. Однако, несмотря на очень низкую для Беларуси процентную ставку в 13,5%, банковскую поддержку используют лишь 5-10% стартаперов. Причиной невостребованности банковского продукта являются серьезные требования к заемщику (детально проработанный бизнес-план, залог и собственное участие предпринимателя). На таких условиях не всякий стартапер рискнет воспользоваться услугами кредитных организаций.

В таких условиях, и при отсутствии в стране венчурных фондов, готовых финансировать рискованные проекты, поддержка стартапов действительно больше напоминает меценатство либо хобби отдельных бизнесменов.

Новости по теме

Новости других СМИ