Зачем белорусам украинский картофель

Завтра твоей страны

За счет чего Минск и Киев намерены вывести взаимный товарооборот на уровень 8 млрд долларов США?

Беларусь и Украина в конце прошлого года смогли ликвидировать последствия прошлых торговых войн и обозначить новые перспективы развития сотрудничества.

Эксперты BISS в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса отмечают две знаковые переговорные встречи, которые состоялись под занавес прошедшего года.

Первая — ноябрьское заседание Межправительственной белорусско-украинской смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, на котором были согласованы подходы по развитию взаимовыгодного сотрудничества в области АПК и по разработке Дорожной карты двустороннего сотрудничества в сфере энергоэффективности на 2017-2020 гг. На этом заседании стороны обсудили необходимость активизации двустороннего диалога с целью выхода взаимного товарооборота на уровень 8 млрд долларов США.

Договорились и о снятии некоторых барьеров, которые оставались между Беларусью и Украиной. В частности, решены проблемы с экспортом белорусского цемента, поставки которого за последние 2 года значительно упали. Сняты и ограничения по поставкам реактивного топлива для заправки самолетов, что значимо для украинской военной авиации.

Вторая — заседание белорусско-украинской рабочей группы по вопросам сотрудничества в области промышленности и производственной кооперации, состоявшееся 22–23 декабря в Киеве. Стороны утвердили планы по совместному производству троллейбусов, расширению модельного рядя лифтов общего производства, других совместных проектов в области машиностроения.

В рамках торгово-экономических переговоров, прошедших в последнее время, были достигнуты договоренности по развитию транзитных перевозок водным транспортом с использованием судов «река-море», что включает развитие логистики, инфраструктуры, портов, перерабатывающих предприятий и создания новых рабочих мест.

По словам вице-премьера Украины Геннадия Зубко, программа транспортного коридора Балтийское море – Черное море уже положительно сказалась на транзитно-транспортном потенциале обеих стран. Следующим практическим шагом будет формирование комплексной стратегии развития всех видов грузовых перевозок и загрузки существующей транспортной инфраструктуры в направлении Балтийское море – Черное море – Каспийское море. Также страны нацелены закрепить за собой геополитические позиции на китайском «Шелковом пути», запуская новые транспортные коридоры и расширяя потенциал поезда «Викинг».

В октябре в Беларусь через Украину было поставлено 85 тыс. тонн азербайджанской нефти. Это, считают эксперты BISS, скорее, была демонстрация возможностей для Кремля. Однако Беларусь и другие заинтересованные стороны продолжили прорабатывать каспийские альтернативы поставок российской нефти. В ноябре Александр Лукашенко заявил, что в Минске сейчас рассматривают несколько вариантов поставок нефти, в том числе через Украину. В интервью азербайджанским СМИ в том же месяце он назвал поставки нефти из этой страны «одним из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества, в том числе в контексте диверсификации источников энергоресурсов для Беларуси».

В декабре министр промышленности Беларуси Виталий Вовк в Тегеране провел переговоры с высшими руководителями Ирана, в том числе и по вопросам поставок нефти. Также в декабре премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков заявил, что поставки азербайджанской нефти в Беларусь через Украину были одним из самых «хорошо продуманных» вариантов диверсификации источников.

О своей заинтересованности в поставках иранской нефти заявили в правительстве Польши, что открывает дополнительные транзитные возможности и для Украины, и для Беларуси.

Эксперты BISS констатируют, что поставки каспийской нефти через Украину сейчас тормозит то обстоятельство, что в нефтепроводе «Одесса-Броды» имеется дефицит легкой технической нефти, но представители украинского оператора заявляют о готовности в короткие сроки решить эту проблему.

Прогнозируя развитие двусторонних отношений на ближайшую перспективу, эксперты BISS отмечают, что в силу объективных факторов белорусские и украинские власти будут стараться наращивать потенциал взаимовыгодных двусторонних отношений. Однако, несмотря на острую критику и требования части украинского политикума, в публичной плоскости официальный Минск не станет предпринимать каких-то действий против Кремля в поддержку Украины в международных структурах.

Нефтяной конфликт Беларуси с Россией открывает и новые горизонты сотрудничества с Украиной, в том числе в плане возможного транзита через Украину каспийской нефти.

В среднесрочной перспективе развитие белорусско-украинских отношений важны для официального Минска как в случае продолжения противостояния США и ЕС с Кремлем (в этом варианте Беларусь имеет шансы получить от западных стран дополнительные преференции за поддержку Украины), так и при резком изменении курса Вашингтона (при таком варианте обе страны будут заинтересованы в региональной интеграции и сотрудничестве для балансирования влияния России).


Справка

По итогам января-сентября 2016 г. Украина заняла 2-е место по объему оборота, 2-е – экспорта и 5-е – импорта в белорусской внешней торговле (в 2015 г. соответственно – 2-е, 3-е и 5-е). Длительное время сохраняется значительное положительное сальдо во взаимной торговле, которое по итогам этих месяцев составило 1,39 млрд долларов (в аналогичный период прошлого года – 1,12 млрд). Белорусский экспорт, по сравнению с январем-сентябрем 2015 г., вырос с 1,81 до 2,07 млрд долларов, импорт сократился с 0,69 до 0,68 млрд долларов.

Беларусь, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 5 раз увеличила экспорт молочных продуктов, стала основным поставщиком в Украину ржи (66% от импорта). Но при этом стала основным импортером картофеля из Украины.

Новости по теме

Новости других СМИ