Европейские бонусы для Беларуси: "зеленая улица" в ВТО и свобода для текстиля

Татьяна Маненок, БелРынок

Потепление в отношениях с Европой и снятие европейских санкций уже приносит Беларуси дивиденды. Белорусские чиновники смело заявляют, что внешних преград для вступления в ВТО больше и уже в этом году Беларусь может стать членом этой организации. Еще один позитивный момент – скорая отмена квот на импорт белорусских текстильных изделий.

О том, что Беларусь может вступить в ВТО уже до конца 2017 года, заявил председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович 22 января на телеканале «Беларусь 1». «Всегда неблагодарное дело называть сроки, но я не исключаю, что до конца этого года», — сказал он.

«При нашем желании мы очень быстро станем членами ВТО,
— добавил В. Улахович, — единственное, что потребуется для этого сделать, — это принять все переходные меры по защите наших финансовых институтов, сельхозпроизводителей, как это делается во всех странах, которые входят в ВТО».


БАРЬЕРОВ БОЛЬШЕ НЕТ

На пути Беларуси в ВТО сейчас действительно нет внешних барьеров. Политическая воля белорусского руководства на этот шаг тоже вроде бы имеется. Иначе вряд ли бы главный белорусский переговорщик по ВТО первый замминистра иностранных дел Андрей Евдоченко сделал бы следующее публичное заявление: Беларусь в значительной степени де-факто уже живет по стандартам ВТО и намерена активно добиваться членства, чтобы воспользоваться всеми прогрессивными ее механизмами.

Беларусь на самом деле фактически вынуждена работать по правилам ВТО, не являясь ее членом, но будучи страной Евразийского экономического союза. Ведь в ЕАЭС законодательный приоритет отдан правилам ВТО. К тому же все союзники Беларуси по евразийскому союзу являются членами этой организации. После вступления в 2015 году Казахстана в ВТО Беларусь осталась единственной страной ЕАЭС, оказавшейся за бортом этой организации (Россия вступила в ВТО в 2012 году, Армения – в 2003 году, а Кыргызстан — в 1998 году).

Тем не менее, высшее руководство Беларуси публично так и не провозгласило курс на вступление в ВТО в качестве своей стратегической задачи — опасаясь негативных последствий для национальной экономики после открытия своего рынка для импортных товаров и услуг. Более того, меньше года назад серьезные сомнения на этот счет имел и белорусский президент. «Самый главный вопрос: надо ли нам это в нынешних условиях?» — заявил Александр Лукашенко на совещании по теме взаимодействия с ВТО 29 марта 2016 года. «Еще совсем недавно, вчера, говорили, что нас там, в общем-то, не хотели бы видеть. Сегодня нас уже активно к этому подталкивают. Кто? Что, у нас доброжелатели в мире есть? Нет. В экономике сплошная конкуренция. И я всегда, когда наши соперники подталкивают к каким-то вещам, серьезно задумываюсь, с чего бы это», — отметил А. Лукашенко.

Да, сказал он, Беларуси приходится учитывать, что главные «союзники» страны по евразийской интеграции уже являются членами ВТО. Тем не менее, добавил он, Беларусь имеет определенную степень свободы, не связанную правилами ВТО. «Так вот эта степень свободы нам нужна или не нужна? При вступлении в ВТО мы получим что-то больше, или это ничего не даст, или мы повяжем сами себя определенными обязательствами?» — задал риторический вопрос А. Лукашенко.

Можно предположить, что правительственной команде Кобякова удалось убедить президента: вступление в ВТО сулит Беларуси определенные дивиденды. По крайней мере, появляется теоретическая возможность нарастить экспорт, увеличить приток ПИИ, улучшить инвестиционный имидж страны, а также повысить рейтинговые позиции Беларуси с точки зрения заимствований, выпуска и размещений государственных ценных бумаг, получения гарантийных инструментов и т. д. Все это для Беларуси сейчас чрезвычайно важно, так почему бы не сделать этот шаг? Или же белорусский президент, от политической воли которого, прежде всего, и зависит решение, вступит ли в ближайшее время Беларусь в ВТО, решил, что на данном этапе важнее сам процесс, а не результат?

В любом случае, после прошлогоднего мартовского совещания белорусский премьер Андрей Кобяков дал поручение активизировать переговорный процесс по вступлению Беларуси в ВТО.


ВСЕ БЛИЖЕ К ФИНАЛЬНОЙ ФАЗЕ

23-26 января 2017 года в штаб-квартире ВТО в Женеве прошло очередное, восьмое заседание рабочей группы ВТО по вступлению Беларуси. Участие в заседании приняли более 40 стран. Также белорусская делегация провела ряд двусторонних встреч по доступу на рынки товаров и услуг с десятью членами ВТО, в том числе США и ЕС.

Белорусская делегация представила свою «домашнюю работу» — информацию об экономической политике страны и ее внешнеторговом режиме. Как заявлялось, «особый акцент был сделан на предпринятых с момента поручения президента Беларуси в 2016 году шагах по обеспечению соответствия правил работы национальной экономики стандартам ВТО».

Генеральный директора ВТО Роберто Азеведо на встрече с А. Евдоченко приветствовал заметную активизацию переговоров Беларуси с ВТО и подтвердил свою поддержку скорейшему вступлению страны в эту организацию, сообщила пресс-служба МИД Беларуси.

Итогами переговоров в Женеве белорусская сторона осталась довольна: как заявлялось, продемонстрирована стратегическую заинтересованность во вступлении Беларуси в ВТО, а также выражена надежда на то, что все высказанные на переговорах замечания и вопросы белорусское правительство учтет, и процесс оформления белорусских многосторонних обязательств будет завершен в короткие сроки.

Согласованы и дальнейшие шаги по присоединению Беларуси к ВТО, включая подготовку к следующей встрече проекта одного из важнейших итоговых документов — доклада рабочей группы. Ожидается, что следующее заседание рабочей группы ВТО по белорусской повестке состоится во второй половине 2017 года.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ РАЗОЧАРОВАТЬСЯ В ВТО

Очевидно, что в последнее время Евросоюз и многие международные структуры не только открыли «зеленую» улицу для интеграции Беларуси в мировую торговлю, но и готовы оказывать ей в этой всяческую поддержку.

Однако, что очевидно, эффект от вступления в ВТО получают только те страны, которые способны провести необходимые реформы, позволяющие бизнесу более эффективно работать во всех сегментах рынка. Поэтому чтобы участие Беларуси в ВТО не стало разочарованием, не только МИД, но и правительство, а также все властные структуры должны проделать большую домашнюю работу. Не стоит забывать, что Беларуси предстоит интегрировать с нормами ВТО свое законодательство, а это – огромнейший пласт работы. Но, самое, главное, — как это новое законодательство будет работать на практике. В противном случае, не избежать Беларуси судебных разборок «на ковре» ВТО.

Вероятно, в правительстве и в МИДе это хорошо понимают. Неслучайно по итогам последнего раунда переговоров с ВТО главный белорусский переговорщик с ВТО А. Евдоченко подчеркнул, что вступление страны в ВТО — это большая внутригосударственная работа, требующая выверенного подхода, обеспечивающего развитие секторов национальной экономики и сохранение социальной стабильности. «При этом открытие национального рынка для внешней конкуренции должно происходить на подготовленной почве и на условиях, которые позволят Беларуси постепенно подготовиться к новым реалиям», — заметил он.

Но даже если МИД сдаст на «отлично» свою «домашнюю работу» перед ВТО, сама интеграция в мировую торговлю не сулит белорусской экономике ничего хорошего, если она не будет готова работать по новым правилам. А это — вопрос неизбежных реформ, которые белорусское руководство старается максимально оттянуть.


ДОЛГИЙ ПУТЬ К ОТМЕНЕ КВОТ

19 января Европарламент одобрил с поправками проект решения об отмене автономных квот ЕС при импорте белорусских текстильных изделий.
По данным концерна «Беллегпром», поправки касаются, прежде всего, исключения из Регламента 2015/936 норм, регулирующих квоты для переработки вне территории ЕС (они применялись только в отношении Беларуси). 1 февраля планируется рассмотрение проекта Комитетом постоянных представителей правительств государсв-членов ЕС (вспомогательный орган Совета ЕС (Coreper II), 7 февраля – окончательное одобрение Советом ЕС.

После завершения указанных процедур решение будет опубликовано. Таким образом, ожидаемый срок вступления решения в силу конец февраля — начало марта 2017 года.

За отмену системы текстильных квот для Беларуси в Европарламенте проголосовали 549 европарламентариев, против были 87 человек, воздержались — 33.

Система квот, которыми регулируются поставки продукции белорусского легпрома на рынок ЕС, начала действовать с 1993 года. Согласно двустороннему соглашению, ежегодно ЕС выделял белорусским текстильным и швейным предприятиям специальные квоты по 34 основным группам товаров. из которых 11 были наиболее приоритетными. По условиям соглашения, общий объем экспорта мог ежегодно увеличиваться на 5%. Белорусские власти со своей стороны снижали ставки ввозных таможенных пошлин на текстильную продукцию из европейских стран.

В 2003 году, по данным белорусских ведомств, доля текстиля в экспорте Беларуси в ЕС превышала 12%. В 2004 году в связи со вступлением в Евросоюз 10 новых стран Брюссель увеличил общую квоту сразу на 10%.

С 2005 года, когда ЕС, выполняя соглашение ВТО, прекратил квотировать импорт текстильной продукции, и Беларусь осталась едва ли не единственной страной в регионе, поставки из которой продолжали регулироваться. Вопрос снятия квот увязывался с рядом факторов: насколько далеко Беларусь продвинется в вопросе вступления в ВТО, на какие договоренности с ЕС она выйдет, а также насколько сильно белорусская легкая промышленность будет интегрирована в легкую промышленность Европы.

В 2009 году Еврокомиссия отменила квоты по 13 из 33 позиций импорта белорусского текстиля. Таким образом, до 2010 года у Беларуси с Евросоюзом действовало двустороннее соглашение, по которому квота на ввоз текстиля определялась путем переговоров с учетом позиции правительства нашей страны. В 2010 году, после вступления Беларуси в Таможенный союз, Минск отказался от использования этого соглашения, поскольку оно нарушало обязательства страны в рамках ТС. Тогда ЕС ввел для Беларуси автономные квоты.

Переговоры с Евросоюзом об отмене квот на импорт текстиля белорусская сторона начала сразу после снятия европейских санкций. Вслед за этим, в октябре 2016 года, первый замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко по итогам первого раунда торгового диалога между МИД Беларуси и Генеральным директоратом Европейской комиссии по торговле выразил надежду, что «2017 год станет первым годом за последнее время, когда белорусские текстиль и одежда будут поставляться на рынок Европейского союза без каких-либо ограничений».

В декабре 2016 года бизнес-союзы Беларуси, Эстонии и Мальты призвали Европарламент к скорейшей отмене ограничений на поставку белорусского текстиля в ЕС. В совместном обращении отмечалось, что, несмотря на снятие почти всех санкций ЕС с Беларуси, ограничения на поставку текстиля из страны де-факто остаются в виде квот и лимита на размер единовременной поставки. В частности лимит объема разовой поставки (5 тыс. кг) применяется к 11 востребованным позициям текстильных товаров, таких как женские костюмы, мужские сорочки, постельное белье. Квоты касаются 22 позиций, в том числе синтетических, шерстяных и полушерстяных тканей и пряжи.

Следует отметить, что текстильная продукция является важной статьей белорусского экспорта. Его поставки в Европу, включая давальческие заказы, составляют порядка 100 млн. долларов в год. Из общего объема выпускаемой в Беларуси текстильной продукции около 40% экспортируется на европейский рынок. Однако сейчас доля белорусского текстиля в общем объеме импорта этой продукции в ЕС составляет менее 1%., что не может нанести какого-либо ущерба легкой промышленности Евросоюза.


Для справки: Россия «на ковре» ВТО

Россия, вступившая в ВТО более 4 лет назад, сейчас является ответчиком в 6 спорах, инициированных Европейским союзом, Японией и Украиной. Эти споры касаются механизма уплаты утилизационного сбора, мер в отношении импорта живых свиней, свинины и другой свиной продукции, антидемпинговой меры Евразийского экономического союза в отношении легких коммерческих автомобилей, тарифного регулирования некоторых производственных и сельскохозяйственных товаров, мер в отношении импорта железнодорожной техники и ее частей. А также РФ является истцом в 4 спорах, в числе которых два спора с ЕС в связи с применением методики энергокорректировок, Третьим энергопакетом ЕС, спор по антидемпинговым мерам Украины, применяемым к импорту нитрата аммония из РФ.

Новости по теме

Новости других СМИ