"Найти консенсус среди наших чиновников сложнее, чем помирить Палестину и Израиль"


Ярослав Романчук. Фото: belgazeta.by
Экономист Ярослав Романчук рассказал о простом рецепте спасения белорусской экономики.

«Великий китайский камень – в каждый белорусский дом, — пишет Ярослав Романчук на своей странице в Фейсбуке.

Соглашусь с Александром Ярошенко, главой Администрации Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Он предложил распространить на всю Беларусь принципы работы с инвесторами в «Великом камне», т. е. китайско-белорусском промышленном парке.

Промышленностью там пока не пахнет. Первое производство обещают запустить только в 2019 году. А ведь начался проект в далёком 2010-м году. Сегодня резидентов только 23. О-очень медленно запрягаем. Так медленно, что возникают сомнения, «поедет» ли вообще данный проект.

А. Ярошенко предлагает распространить на всю страну только два решения из «Великого камня». Первое – «одна станция» для инвестора. Одна станция или одно окно, в котором инвестор получает всю информацию, разрешения и другие бумажки, которые нужны для самих чиновников, а не для инвестора. Вполне разумно сделать такую ситуацию, чтобы чиновники сами имели дело с чиновниками. Глядишь – и число процедур, объём волокиты и издержек будет гораздо меньше. Давно пора перейти в такой режим работы по всей стране.

Беда нынешней системы в том, что в ней чиновники страшно боятся принимать решения. Они играют с инвестором в пинг-понг, чтобы не попасть в немилость и под подозрение, что сделка совершается в личных интересах. С одной стороны, А. Лукашенко требует, чтобы все сделки продажи госактивов и имущества были по «рыночной цене», но чёткой инструкции о том, что это такое, нигде нет. Понятное дело, что максимально много, чтобы не продешевить, но сколько конкретно. Никто не знает. Это первая проблема при проведении переговоров с инвесторами.

Вторая проблема – это согласование условий продажи активов (объём инвестиций, занятость, долги, доступ к сырьевым ресурсам, экспорт, финансирование социальных объектов, обязательство закупать разные товары у нужных организаций, ценовая политика и т.д.). Здесь вообще минное поле для участников переговорного процесса. Причём с обеих сторон. Чиновники, ведущие переговоры со стороны власти чувствуют груз обязательств, вытекающий из тысяч актов законодательства. Интерпретация таких понятий, как «народное благо», «национальные интересы» или «общественная безопасность» — сплошь субъективная. На каждое мнение чиновника найдётся десять мнения контролёров, инспекторов и вышестоящих начальников. Найти консенсус среди них, да такой, чтобы на бумаге и всеми завизированный – это дело посложнее будет, чем помирить Палестину и Израиль.

Ещё больше проблем с согласованием всех инвестиционных условий у самого инвестора. Он считает, что делает благо для конкретного предприятия и страны. Вот его деньги, вот план, вот производство – всё за счёт своих ресурсов. Ан, нет. Инвестору предлагают подписаться под такими формулировками, которые обязательно включают большой элемент интерпретации чиновниками, контролёрами, прокурорами и судьями. При этом его уговаривают: «Всё будет хорошо. Вы же получили личную поддержку президента/премьера/губернатора/министра. Мы окажем вам всяческое содействие».

Если инвестор ставит свою подпись под такого рода инвестиционных соглашением (договором о покупке активов), он попал.

А. Ярошенко правильно считает, что должна быть «одна станция» для проведения переговоров с инвестором. Но одно дело, когда «Великий камень» — это проект зелёного поля, когда с инвесторами можно договориться в рамках ограниченной территории, даже продать ему землю. Другое дело, когда речь идёт об инвестициях в действующие предприятия, что предполагает согласование и десятками разных органов. Если делать одну станцию для инвестора, нужно наделить эту самую станцию полномочиями, и забрать их у исполкомов, министерств и даже всего правительства.

Я за то, чтобы создать министерство приватизации и управления госимуществом – и сделать его вот такой одной станцией. При этом исполкомы, министерства, ведомства и правительство лишаются права управления коммерческими активами, в том числе права сдавать недвижимость в аренду. Только в этом случае будет реализован абсолютно правильный принцип «одна станция», который поддерживает глава «Великого камня».

Второе решение, которое Александр Ярошенко предлагает распространить на всю страну, касается строительства объектов и их ввода в эксплуатацию. Здесь должны соблюдаться два аспекта — механическая прочность и экологические требования. Т. е. две подписи – и вперёд. «У нас же сейчас, в нашем законодательстве, инвестор должен получить 14 подписей» — говорит А. Ярошенко. А это время, издержки, головная боль и создание мутной воды, в которой есть угроза коррупции. Правильный подход управляющего «Великого камня». К сожалению, его подход не нашёл отражения в свежепринятом Декрете № 7.

Есть гораздо более ценные положения «Великого камня», которые следовало бы распространить на всю территорию Беларуси. Первое – это налоги. Освобождение от налога на прибыль на 10 лет с момента получения прибыли, потом – по ставке 10%, обширные льготы по НДС, освобождение от налога на недвижимость и землю, освобождение от подоходного налога с физических лиц – на 5 лет, доходы физических лиц – налог 9%. Второе – частная собственность на землю. Третья – отмена всех платежей при импорте средств производства.

Александр Лукашенко и Александр Ярошенко знают, что для инвестиционной активизации, для привлечения мощных производителей со всего мира нужно 1) низкие налоги, 2) частная собственность, в том числе на землю, 3) свободная торговля, 4) международные нормы и стандарты, в том числе в сфере корпоративного управления, 5) малое, «умное», профессиональное правительство, 6) богатство и свобода выбора валют и финансовых инструментов. А. Лукашенко сделал это для «Великого камня». Он сделал это для IT-cтраны. Это замечательно, но слишком локально и фрагментально. Есть одна общенациональная группа, экономический, инвестиционный и социальный потенциал которой многократно превышает «Великий камень». Это малый и средний бизнес. Это сотни тысяч домашних хозяйств на родной земле.

Давайте национальному белорусскому бизнесу в нашей родной стране создадим условия, которые мы уже в нашей стране создали для китайцев и иностранных инвесторов из других стран – и будет нам обеспечен быстрый (7 – 10% в год), долгосрочный (минимум 20 лет), инклюзивный (польза для миллионов людей, а для сотен номенклатурных фаворитов) рост. И будет нам всем счастье. Не за счёт внешних подачек. Не по милости Большого брата или соседа. Будет нам благополучие за счёт раскрепощения духа белорусского экономического творчества».

Новости по теме

Новости других СМИ