Романчук: "Снова номенклатура победила Лукашенко"

Беседовал Виталий Цыганков, радио "Свобода" / перевод UDF.BY

Ярослав Романчук. Фото: svaboda.org
Гость «Интервью недели» - независимый экономист, член государственного Совета по развитию предпринимательства Ярослав Романчук. Он считает, что бюджет, принятый на следующий год - это «бюджет стагнации», констатирует, что снова выиграли старые кланы - красные директора и начальство, и заявляет, что не стоит ожидать экономических реформ в следующем году.

Экономист о 2018 годе: средняя зарплата меньше $460 и угроза обвала рубля из России

Смысл бюджета - «все старое будем поддерживать деньгами, все новое - декларациями»

- Если попытаться какой-то одной фразой оценить общую направленность принятого Палатой представителей бюджета - как бы вы его обозначили? Это бюджет развития, бюджет стабильности, «антисоциальный бюджет», как его уже называют некоторые?

- Это бюджет пребывания Беларуси в ловушке стагнации. Этот бюджет гарантирует, что Беларусь будет проедать капитал и активы, которые есть. Этот бюджет - победа старых кланов, связки красных директоров и VIP-начальства. Бюджет, который пытается сделать то, что Лукашенко сделал во второй половине 90-х - запустить заводы.

Смысл бюджета - «все старое будем поддерживать деньгами, все новое - декларациями». Надежду на то, что ИТ-страна как-то сама заработает. Этот бюджет, за который проголосовала Палата представителей, представляет, по сути, только 40 процентов от общей суммы государственных расходов, которые есть в стране. Ведь республиканский бюджет составляет 55 процентов, местные бюджеты - 45 процентов. Но еще есть внебюджетные фонды, о которых даже МВФ не знает, там 3 процента ВВП, или 8 процентов.

- Кому досталось больше, а кому меньше в этом бюджете? Какие отрасли приобрели, а какие сферы потеряли?

- Коррекция доходов начинается с силового блока и органов государственного управления. Так что первыми «попиццот» получат те, кто работает на государство. Прежде всего, силовые структуры, так как голодный милиционер или контролер - это опасность для страны гораздо большая. К сожалению, в бюджете нет ничего, связанного с повышением производительности труда, ничего, что могло бы свидетельствовать, что в руководстве осознали низкий уровень государственного управления. Доходы от приватизации в бюджете предусмотрены копеечные.

Начальство считает так - прежде всего надо накормить себя, чтобы "вертикаль" работала, потом - накормить силовые структуры, судебную власть. Но нельзя говорить, что бюджет очень сильно направлен на поддержку силового блока - нет, это обычный, «традиционный» в этом смысле бюджет.

Когда министр финансов Амарин говорит, что налоговое бремя будет всего 25,5 процента - то это ложь, которая переходит из бюджета в бюджет. Ведь нужно также учитывать и выплаты в Фонд социальной защиты населения, другие сборы - и в итоге получается, что государство будет распределять своими руками 40-43 процента ВВП. И эта цифра не меняется последние 7-8 лет, что опять свидетельствует об абсолютное недопущение реформ в 2018 году.


Посмотрите на пенсионное обеспечение. Это обман, пирамида

- Вы сказали в начале нашего разговора о «бюджете стагнации». Но чего вам как независимому либеральному экономисту хотелось бы? Что, по-вашему мнению, в каком-то «идеальном», с вашей точки зрения бюджете, должно быть?

- Бюджет - это основной финансовый документ, в котором все видно как в зеркале. Прежде всего мы видим, сколько денег будут распределять чиновники своими руками. «Развитие» было бы тогда, если бы мы увидели, что власть осознала, что многие государственные программы не работают, что они дают лишь негативный эффект. Лукашенко сам говорит - чего вы от меня просите денег, снова на государственные предприятия нужно давать деньги из бюджета.

А это означает, что опять вырастет государственный долг. Напомню, что по состоянию на 1 октября общий внешний долг государственного сектора в расширенном значении составляет 47 процентов ВВП. Добавим к этому 10 процентов внутреннего долга и будем иметь 57 процентов. Это не развитие. И если вы берете дорогие иностранные кредиты, если ценные бумаги на внутреннем рынке за доллары - то ничего нового не появляется. Предприниматели снова, судя по всему, не удовлетворены этим состоянием и не видят перспектив развития.

Если бы в бюджете был лимит государственных расходов - 30 процентов ВВП, если бы налоговое бремя было бы не 38-40%, как сегодня, а 25% - то я бы сказал, что власть что-то поняла, она верит предпринимателям и инвесторам и на них будет надеяться. А так - те же самые люди, те же самые схемы. Поэтому я и говорю, что никаких оснований считать этот документ «бюджетом развития» нет.

- А кто самый пострадавший в этом бюджете? Какая сфера претерпела наибольшее урезание расходов?

- Вся экономическая политика Беларуси направлена на то, что люди страдают, что они «жертвенные козлы», которые за все это платят. Посмотрите на пенсионное обеспечение. Это обман, пирамида. Вот уже два года у нас дефицит Фонда социальной защиты населения. И никто даже не собирается проводить пенсионную реформу.

Нет никаких оснований считать, что что-то улучшится в качестве образования или системе здравоохранения. На те деньги, которые выделяются в эти сферы, ничего не сделаешь.

Выделяют полтора миллиарда долларов на поддержку предприятий. Дают льготные кредиты под определенные государственные программы. И те, кто попадет в эти программы, будут «в шоколаде». Так что то меньшинство, которое попадет в эти программы, будет хорошо жить, иметь хорошие зарплаты - за счет остальных, которые не понимают, что нужно совсем иначе подходить к экономической политике.


Чиновники даже не заметили, что надо по-другому относиться к предпринимательству

- Недавно был принят декрет №7, которого многие ждали весь год, надеясь, что там будут заложены какие-то реформаторские положения для предпринимателей. Но когда он вышел - многие выразил разочарование. А как вы к нему относитесь?

- В мае я последний раз сделал свои предложения по поводу проекта этого декрета, написал 10 страниц текста. Но никакого обсуждения не было, и поэтому у меня не было никаких оптимистических ожиданий по поводу этого документа. Опять номенклатура победила того же Лукашенко, который заявлял, что это радикально улучшит условия работы предпринимателей. Ничего такого не произошло, предприниматели хотели одного, а получили другое.

Это больше часть социальной политики, а не «политики развития». Это хорошо будет для так называемых самозанятых, когда мы даем возможность работать с минимальным регуляцией в небольших магазинах, в сфере бытовых услуг.

Но если мы говорим о развитии, чтобы государственный сектор был не 80 процентов, а по крайней мере в два раза меньше, если мы говорим о налогах - то в декрете ничего такого нет. Чиновники это заблокировали или перенесли на будущее. Я слежу, как выполняются положения этого декрета - и вижу такое же давление и налоговых, и контрольных органов. Они даже не заметили, что этот декрет принят и надо как-то по-другому относиться к предпринимательству. Только слова, которые чиновники научились очень хорошо и профессионально трактовать в свою пользу.

Новости по теме

Новости других СМИ