Закрытый Черкизон ударил по карманам белорусов

"Эксперт Online"

Схема этого бизнеса была проста: садишься в автобус, приезжаешь в Москву, "затариваешься" на 1000−3000 долларов, возвращаешься в Минск и выставляешь товар на минском товарном рынке "Ждановичи" (в просторечии "Жданики") или на крытых рынках поменьше.

"Можно было покупать все, что угодно, — от откровенного ширпотреба за 12 долларов до нормальных туфлей за 40", — рассказывает белорусский индивидуальный предприниматель, торгующих на "жданиках" уже четыре года. Для Павла закрытие Черкизона — "катастрофа": "Смысл самой работы теряется. Раньше ты продавал туфли за 25 долларов, и зарабатывал свои 13. Все довольны, потому что в магазине ты за эти деньги даже белорусскую обувь не купишь, которая по качеству может и лучше, но по дизайну – редкое дерьмо. Стоит же она 30−90 долларов за пару. Что-то же толковое в бутике стоит 100−500 долларов. Для рядового белоруса это не по карману, поэтому на "Жданиках" всегда были толпы народу. И кстати, не только из-за обуви. Я уверен, что в этом году уже никто не купит нормальных дешевых курток, какие могли купить в прошлом году", — рассказывает предприниматель.

Сейчас Павел в раздумьях: где брать обувь на будущее, он не знает. "Как вариант – Лужники. Но там гораздо дороже все. На Черкизоне можно было за "штуку" (1 тыс. долларов – Эксперт) товара купить и за три – его продать. С Лужниками так не получится: как только на рынке цены будут такими же как в магазинах, народ потеряет интерес к палаткам навсегда", — рассуждает Павел. – "Другой рынок – в украинском городе Хмельницкий. Но он, во-первых, дальше от Минска, чем Москва, во-вторых, там границу сложно пройти. Часто белорусские же пограничники конфискуют товары. Это риски. А риски, понятное дело, опять же удорожают продукцию для покупателей". Из Хмельницкого, по словам Павла, одежду возят челноки из Бреста. "Там по качеству такой же точно товар, как на Черкизоне, только в Бресте он почему-то дороже. В Минске всегда одежда дешевле была – среди покупателей в выходные дни брестчан много. А сейчас, поскольку нам до Украины еще дальше, у нас товар будет еще дороже".

Мини-опрос продавцов на белорусском рынке "Ждановичи" показывает, что подобным образом размышляют практически все. Вьетнамец, представившийся Семеном, у которого на "жданика" пять точек по продаже курток и дубленок говорит, что один из вариантов сохранения бизнеса – возить товар из Лужников, но не в Минск, где масса магазинов, а в небольшие города вокруг столицы.

По словам всех опрошенных предпринимателей, покупать белорусскую одежду жители страны не очень-то хотят. А 90% того, что продается на белорусских рынках, ввозилось из Черкизовского. "Иногда такой парадокс – вот не хотят покупать белорусскую обувь и все. Хотя в России ее разбирают, т.к. любят белорусское и доверяют качеству. Получается парадокс: наши везут вашим свою обувь, а мы от вас ширпотреб везем на свои рынки. Впрочем, обувь – единственное, что у белорусской легкой промышленности получается нормально. Разве что рубашки еще. Костюмы, например, ужасны…", — рассказывает владелец павильона на Ждановичах Наталья.

По прогнозам продавцов, закупки в Лужниках или рынке на Хмельницком удорожает одежду и обувь для белорусов на 30−50%. Запас прочности есть: продукция в магазинах дороже, обычно, где-то в два-три раза, поэтому поднимать цены можно. Тем более, говорят рыночные торговцы, магазины поднимут цены вслед за ними. Подорожание начнется уже ближе к осени, когда родители покупают одежду для детей перед школами, университетами и другими учебными заведениями. Сейчас же – в июле – сезон «мертвый», продажи почти не идут, и поднимать цены никто не торопится, так как распродает склады с товаром, купленным ранее.

Председатель РОО «Перспектива», защищающей интересы белорусских частных предпринимателей, рассказывает, что "Черкизовский рынок был настоящей меккой для многих предпринимателей. Он был дешев, относительно недалеко расположен, а пересечение границы не составляло проблем". "Все создавало для бизнесменов «тепличные» условия. Его закрытие – большой удар для белорусский торговцев дешевой одеждой и обувью. Для потребителей это обернется удорожанием, а самих предпринимателей станет меньше", — резюмирует эксперт.

Пока белорусские продавцы надеются, что Черкизовский не будет ликвидирован, а его просто перенесут в другое место. "В противном случае многим придется закрыться", — вздыхает Павел.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров