Пятая колонна иномарок

slon.ru

Кризис еще не вполне закончился, а чиновники уже затеяли дискуссию на вечно живую тему – что делать с антикризисными сверхвысокими пошлинами на импорт автомашин.

Минэкономразвития выступило с официальным предложением: пошлины на новые иномарки, которые, как считает ведомство, никак не влияют на рынок, должны быть снижены до докризисного уровня.

Предложение, разумеется, пришлось по вкусу иностранным производителям, не успевшим открыть в России сборочные предприятия, а также автодилерам. Но, к их сожалению, у идеи есть влиятельные противники в правительстве.

А вот все подержанные машины иностранного производства – это ломоть отрезанный. Их никто защищать не собирается, а потому запретительные пошлины на них чиновники готовы сохранить хоть навсегда.

СМЕРТЕЛЬНЫЙ УДАР ПО ИМПОРТУ

В самом начале кризиса правительство как на пожаре бросилось спасать самое для него ценное. В число реликвий, которые обязательно нужно было вытащить из огня, попал и отечественный автопром. Был использован суровый вариант защиты – рынок был фактически огражден от иностранных машин.

С января прошлого года пошлины на новые автомобили выросли с 25% до 30% (но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), а на подержанные авто стали, фактически, запретительными: на машины от трех до пяти лет их установили на уровне 35% (но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб.см), на все,что старше – в 2,5–5,8 евро за 1 куб. см двигателя.

Чиновники обещали,что пошлины будут временными – до окончания кризиса. Но в октябре премьер-министр Владимир Путин по рекомендации правительственной комиссии по защитным мерам продлил действие пошлин еще на 9 месяцев. Эту позицию власти не хотели сдавать ни при каких условиях: им даже пришлось уговорить партнеров по Таможенному союзу – Беларусь и Казахстан – установить у себя пошлины на уровне российских.

Очередное решение о том, сохранять ли преграду для импорта автомобилей дальше должно быть принято до 1 июня. За 7 месяцев до этого президент Медведев велел ведомствам рассмотреть необходимость сохранения антикризисных защитных мер. Как рассказал источник в Минэкономразвития , первым делом рассмотрели вопрос о пошлинах на иномарки.

Наконец, в начале недели министерство подготовило ответ: заградительные пошлины на б/у автомобили целесообразно продлить на долгие годы (если не навсегда), а на новые нужно снизить. Но ответ этот, прежде чем он будет доложен президенту и станет обязательным к исполнению решением, еще предстоит обсудить другим ведомствам и утвердить (или отвергнуть) премьеру.

ПОРА ЗАКАНЧИВАТЬ КРИЗИС

Заслон в виде пошлин для подержанных легковушек дал прекрасный результат, объясняет в своем докладе замминистра экономразвития Андрей Слепнев. За время действия повышенных ставок ввоз иномарок со сроком эксплуатации до 5 лет рухнул в 30 раз (сейчас их доля на рынке – всего 2,4%), а ведь именно эти машины были основными конкурентами российских автомобилей.

Торговцы машинами такое решение одобряют: во время действия программы по утилизации старых авто, которая борется с автомобильным хламом, сохранение высоких пошлин на машины с пробегом кажется вполне логичным, говорит президент "Российской ассоциации дилеров" Дмитрий Гулин.

Импорт же новых легковушек, по данным Минэкономразвития, сократился в 3,2 раза. Иностранные производители и дилеры подтверждают, что повышение пошлин прочувствовали по полной. "В каких-то случаях мы продавали машины ниже их себестоимости. К сожалению, говорить об этом открыто мы не можем: могут быть проблемы с налоговыми службами. Но у нас не было другого выбора, кроме как снижать цену", – рассказал Slon.ru представитель одной из иностранных компаний.

Теперь пошлины на новые легковые авто можно возвращать на докризисный уровень, предлагает Минэкономразвития. Для этого есть целый набор причин.

Во-первых, новые иномарки российским машинам не конкуренты – слишком велика разница в цене. По данным, которые приводятся в докладе министерства, средняя стоимость новой российской машины в 2009 г. составила $7398, иномарки, собранной в России, – $13 788, новой импортной машины – $21 113. Во-вторых, злоупотребление таможенно-тарифными мерами может привести к техническому застою внутри страны и снижению стимулов для модернизации.

И в-третьих, сохранение заградительных мер противоречит декларации стран G20, подписанной Россией, – в ней говорится об отказе от антикризисного протекционизма ради спасения свободной торговли и избежания новой Великой депрессии. Наконец, есть еще и просьбы со стороны Белоруссии и Казахстана вернуть пошлины на новые иномарки для Союза на уровень 25%.

ЗАЩИТА НА 5 ЛЕТ

Снижение пошлин на новые иномарки окажет непосредственное влияние на рынок, уверен начальник отдела продаж и маркетинга ЗАО "Крайслер РУС" Андрей Рябинников. В кризис цена стала одной из главных составляющих успеха для автокомпаний в России, и многие бы захотели воспользоваться возможностью снизить цены, если пошлина станет меньше, объясняет он. С этим согласен и представитель Honda Motor Максим Полозков: российские "стоки" Honda совсем небольшие, основной объем машин для российского рынка хранится на складах в Финляндии и Англии, то есть цены можно было бы снизить сразу после уменьшения пошлин.

Но у Минпромторга – главного оппонента Минэкономразвития в этом вопросе – есть свой железный аргумент: свежая стратегия развития автопрома предполагает, что российский рынок еще долго будет огражден от внешней конкуренции.

"Мы категорически против такого решения, и в ближайшее время ни о каких изменениях ставок пошлин на иномарки не может быть речи", – сказал Slon.ru замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев. По его словам, вернуться к обсуждению снижения пошлин, в том числе на новые машины, можно будет не раньше 2015 г. – тогда оно уже не повредит развитию производств внутри страны.

Слепнев из Минэкономразвития в этом заочном споре приводит свой довод: слишком долгое выращивание автопрома в тепличных условиях грозит обернутся застоем.

БЕЗ ЧИНОВНИКОВ НЕ СПРАВЯТСЯ

С предложением вернуть пошлины на новые иномарки на докризисный уровень Минэкономразвития выходит не в первый раз, этот пункт прописан в основных мерах таможенно-тарифной политики на 2010–2012 гг., подготовленных министерством. А источники в правительственной комиссии по защитным мерам рассказывали, что вопрос о снижении пошлин на новые машины поднимался на заседании еще в августе. Но каждый раз руководство правительства принимало сторону Минпромторга, утверждавшего,что снижение ставок опасно для отечественных заводов.

Однако автопроизводители не уверены, что коллапс импорта автомобилей – то заслуга правительства. И сомневаются, что эти действия приведут к росту производства современных машин внутри страны.

Директор по маркетингу Sollers Валерий Тарканов полагает , что дело не столько в пошлинах, сколько в девальвации рубля, взлете ставок по автокредитам и, вообще, падении потребительского спроса. А представитель GM Сергей Лепнухов говорит, что высокие пошлины не всегда являются стимулом для развития производства внутри страны . По его словам, GM готова наращивать объемы, даже если пошлины будут снижены.

Но российские чиновники явно не верят, что производство чего бы то ни было может вырасти без их защиты и участия.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров