Какие госпроекты оказались не по силам белорусским властям

"Завтра твоей страны"

Александр Лукашенко поставил под сомнение строительство в Беларуси пятого сахарного завода, с пуском которого правительство собиралось нарастить экспортный потенциал страны.

Это один из старейших нереализованных проектов в истории независимой Беларуси. Пять глобальных задумок, которые пока остаются только на бумаге, а также пять самых значимых проектов, реализованных в постсоветское время, проанализировали эксперты.

Что не получилось

1. Сахарный завод


В Беларуси четыре сахарных завода - в Слуцке, Городее, Скиделе и Жабинке.

О строительстве еще одного заговорили в далеком 1992 году. Идея расширения посевных площадей сахарной свеклы и увеличения перерабатывающих мощностей стала основой специальной республиканской программы "Сахар", рассчитанной до 2000 года.

Чтобы увеличить объемы производства сладкого продукта, опираясь на собственные сырьевые ресурсы, планировалось расширить посевы сахарной свеклы в традиционных свекловодческих районах Брестской, Гродненской и Минской областях и создать новые промышленные плантации в Могилевской и Гомельской областях. Как раз для переработки этих дополнительных объемов из нового свекловодческого региона и предусматривалось строительство еще одного предприятия. Идею на корню подрубило увлечение дешевым в то время заморским сахаром-сырцом - интерес к развитию собственной сырьевой базы проснулся только после введения Россией запрета на поставки сахара, произведенного из тростникового сырья. Правда, с 2006 года Россия ввела квоты на поставку на свой рынок и свекловичного сахара.

В "золотые" 2002-2005 годы Беларусь входила в топ-10 крупнейших мировых экспортеров сахара. В лучшие времена сладкий продукт приносил в казну свыше 200 млн долларов. Но тогда основные объемы белорусского сахара забирала Россия.

Сейчас в белорусском правительстве надеются на спрос на новых рынках, которые прорабатывались на протяжении последних пяти лет, а также на растущие цены на этот продукт. У правительства и деньги могут появиться – китайский кредит, и интерес некоторых частных компаний. Президент, однако, в успех пока не верит, хотя и готов выслушать дополнительные доводы в пользу проекта.

2. Завод беленой сульфатной целлюлозы

Кому только за последние 20 лет не предлагали строить это предприятие! В числе переговорщиков фигурировали турки, иранцы, японцы, россияне, которые одно время владели крупным пакетом акций в Светлогорском целлюлозно-картонный комбинат.

В текущем году сделан, возможно, первый шаг, чтобы сказка стала былью. На этот раз построить завод, который озолотил бы белорусский бюджет благодаря дешевому собственному сырью, берутся китайцы. В прессе уже сообщалось, что компания CАМСЕ (холдинг SINOMACH) подписала контракт на возведение предприятия на базе Светлогорского ЦКК. Деньги в проект также пойдут из Китая – их готов выделить китайским Эксимбанк.

Это очень серьезный проект: мощности нового производства должны составить 400 тыс. тонн целлюлозы в год. Впрочем, как и в случае с сахарным заводом, высшее руководство пока на сказало своего последнего слова. Похоже, в условиях сокращения внешней подпитки (в первую очередь, в виде дешевой российской нефти), оно стало считать деньги.

3. Завод легковых автомобилей

И в этом проекте белорусы не могут обойтись без китайских друзей. В качестве перспективного он входит в перечень приоритетных направлений сотрудничества двух стран. Более того, в 2009 году сделана первая попытка наполнить его конкретикой. Речь идет о переговорах одного из китайских автопроизводителей, компании Chery, с МАЗом. Профинансировать этот проект должно было китайское правительство. Шла речь о сумме в 1 млрд долларов.

Правда, обсуждением все пока и закончилось. Но мечта белорусских "верхов" о собственном заводе легковых автомобилей живет уже более 15 лет. И однажды она даже была воплощена в жизнь. В 1997 году после двух лет переговоров и подготовительных работ в Обчаке под Минском с участием Александра Лукашенко был торжественно открыт сборочный завод компании "Форд Мотор".

Однако в 2000 году сборка автомобилей прекратилась. Официальной причиной была названа "оптимизация использования производственных мощностей в Европе", неофициальной — компания просчиталась в ценовой политике, которая привела к тому, что собираемые в Беларуси автомобили оказались неконкурентоспособными на главном рынке сбыта — российском.

В 2006 году в том же Обчаке началась сборка легковых иранских автомобилей "Саманд". Но это и бренд не мировой, и объемы не те, чтобы Беларусь могли причислить к мировым державам по производству легковых авто.

4. Белорусская АЭС

Пока в качестве потенциальных партнеров для реализации главного по масштабам проекта независимой Беларуси фигурируют россияне. Но и к нему подтягиваются уже и китайцы, начавшие с обсуждения вариантов строительства линий электропередач с Белорусской АЭС.

О возможности строительства АЭС в Беларуси заговорили в 1992 году, когда была одобрена программа развития энергетики и энергоснабжения до 2010 года. Впервые после аварии на Чернобыльской АЭС в ней отдельным пунктом был предусмотрен вариант строительства на территории страны атомной электростанции.

Собственно, к этому времени в Беларуси уже пытались построить АЭС. В 1983 году под Минском начала возводиться Минская АТЭЦ. Ее мощности должны были составить 2 млн кВт. После 1986 года строительство АЭС так и не было начато, а на базе Минской АТЭЦ, которая к 1986 году была завершена на 70%, в начале 1990-х была построена Минская ТЭЦ-5.

Идея воскресла в 2008 году. И достаточно скоро она выкристаллизовалась в конкретные параметры: площадка – в Островецком районе, первый блок – в 2016 году, второй – к 2018-му. Осталось найти несколько миллиардов долларов на реализацию проекта. Ставка на российскую поддержку, как оказалось, была не совсем оправдана.

5. Добыча и переработка бурых углей и сланцев

Появление неизвестного инвестора в лице компании Polar Star Group, пообещавшего неизвестно откуда привлечь и вложить около 4 млрд долларов в разработку белорусских бурых углей и горючих сланцев, многим экспертам изначально казалось авантюрой.

Но как бы то ни было, идея получила одобрение в высших эшелонах власти. Два созданных совместных предприятия в течение четырех лет пытались изображать деятельность. А в итоге в текущем году потенциальный инвестор объявил – денег нет и не будет, а свое участие в добыче и переработке белорусских бурых углей он сворачивает.

Вероятно, когда-нибудь появится новый претендент на белорусские угли или белорусское государство само направит деньги из бюджетного профицита в важную для него энергетическую отрасль, но пока на этом проекте поставлен крест.

Что получилось

Эксперты "Завтра твоей страны" выделили также наиболее яркие проекты, которые удалось воплотить в жизнь в последнее двадцатилетие. Речь идет исключительно об утверждаемых на государственном уровне и реализуемых на бюджетные деньги проектах на государственных или полугосударственных предприятиях.

1. Цементный завод в Костюковичах

Имея одно из самых богатых в Европе мело-мергелевых месторождений, было бы неразумно не заняться его разработкой. Строительство третьего цементного завода началось в 1993 году. Первая очередь предприятия была запущена в эксплуатацию в 1996 году.

Мел и мергель – это те редкие полезные ископаемые, которыми может похвастаться Беларусь. Вот почему этой отрасли уделяется особое внимание. Все три действующих государственных цементных завода сейчас проходят серьезную модернизацию за счет средств, привлеченных из Китая. Нашлось место в отрасли и для частной инициативы – свои проекты пробуют реализовать белорусский бизнесмен Юрий Чиж и иранский инвестор.

2. Трубопрокатный цех Белорусского металлургического завода в Жлобине

Решение о его строительстве было принято в 2004 году и, несмотря на наличие серьезных конкурентов на рынках и значительные объемы инвестиций, этот проект был одобрен президентом.

В 2007 году трубопрокатный цех был запущен. Завод и экономика страны пока еще не успели до конца ощутить отдачу, однако уже принято решение о строительстве на базе Белорусского металлургического завода листопрокатного цеха. Подрядчик (и, возможно, инвестор) должен был быть назван в начале года. Но пока по этому проекту установилась странная тишина.

3. Автобусное производство на МАЗ

Воспринятый многими со скепсисом проект, за реализацию которого в 1992 году взялся флагман белорусского автомобилестроения, успел за это время доказать свою эффективность. Белорусские автобусы не только эксплуатируются в своей стране. Они стали важной статьей экспорта.

4. Завод стиральных машин на "Атланте"

А вот одному из крупнейших в СНГ производителей холодильников и морозильников, который в 2003 году диверсифицировал свое производство, пока приходится доказывать, что марка "Атлант" также успешна, если она стоит и на стиральных машинах.

5. Агрогородки

В эффективности еще одного ноу-хау белорусской экономической мысли последнего двадцатилетия можно сомневаться, проект можно хулить или хвалить, но в любом случае агрогородки в Беларуси есть. И они, так или иначе, оказывают влияние на экономическое развитие страны. Так что можно считать, что этот проект агропромышленного комплекса, впервые реализованный в 2004 году в деревне Копысь, состоявшимся.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров