Три квартала интенсивной накачки

Ярослав Романчук, экономист, ucpb.org

Быстрый рост ВВП Беларуси за три квартала (на 6,6% ВВП) не успокаивает правительство. Разговоры о необходимости модернизации не стихают. Либерализацию задвинули, но не вычеркнули из повестки дня.

Очевидно, что эфемерность и опасность такого бурного роста понимают сами министры. Дешевый внутренний кредит, внешние заимствования, активное бюджетное стимулирование внутреннего спроса, благоприятная конъюнктура мирового рынка на калийные удобрения, металлы и рост спроса на мясомолочные продукты в России – вот главные источники краткосрочного роста.

Реанимационный рост

Экономический рост января - сентября 2010г. можно назвать реанимационным. В 2009г. глобальный и внутренний кризис послал полисимейкерам четкий сигнал: пора проводить системные реформы. Сигнал получили, но не поняли, как будто он был зашифрован при помощи очень сложного кода. Правительство поверило тем экспертам, которые прогнозировали краткосрочный спад и быстрое восстановление мировой и региональной экономики. Адекватной оценке экономической ситуации мешал куда более мощный сигнал о предстоящих президентских выборах. Он забил весь эфир и предопределил логику экономической политики. У Совмина не было ни времени, ни желания менять что-то по-серьезному. Да и четкого политического заказа из администрации президента на системные реформы не было. Поэтому правительство делало то, что умело, и что могло принести заданный результат – рост ВВП на 11-13%.

К счастью для будущих реформаторов, выйти на данный рубеж не удалось. ВВП за январь – сентябрь 2010г. увеличился на 6,6%, промышленность рвануло вперед на 10,3%, розничный товарооборот на 16,2%, а экспорт (за 8 месяцев) – на 19,3%. Подвело сельское хозяйство. Несмотря на сохранение щедрой бюджетной и банковской помощи, данный сектор прирос всего на 1,1%, что более чем в 2 раза хуже, чем за аналогичный период кризисного 2009г. (было 2,4%). Существенно сократились темпы роста инвестиций в основной капитал. За три квартала 2010г. они составили 9,5%. Во временных рамках третьей пятилетки (2006 - 2010) это самые низкие темпы роста. Инвестиционная инерция сохраняется, но на старых проектах в светлое будущее не въедешь. Новые, инновационные идеи есть только у частных инвесторов в Беларуси и за рубежом, но власти не спешат снимать бюрократические и правовые шлагбаумы для их привлечения.

Экспорт традиционных для Беларуси товаров (калийные удобрения, мясомолочные продукты, трактора, металлы, химические товары) помог экспорту вырасти на 19,3%, до $18,3млрд. за восемь месяцев. Это лучше, чем за аналогичный период 2009г., но до рекордного показателя 2008г. еще далеко (было $26,6млрд.). Напомним, что за 8 месяцев 2009г. экспорт товаров сократился на 42,4%.

Опасность тройного дефицита

В 2010 году Беларусь не решила одну из самых основных макроэкономических проблем – дефицит платежного счета текущего баланса. По итогам года он будет около 13% ВВП, что предопределяет рост напряжения на валютном рынке и давления на курс белорусского рубля. Расчет на привлечение прямых иностранных инвестиций не оправдался по той простой причине, что правительство так и не решилось на приватизацию. Предложенная схема продажи пяти госпредприятий закончилась фиаско.

Не помогла даже поддержка иностранных консультантов, которые, очевидно, согласились участвовать в этот «цирке» в расчете на приглашение для организации более перспективных сделок. Рост валютной выручки не мог компенсировать растущий спрос на валюту, в том числе на оплату краткосрочных кредитов и их переоформление. Поэтому в 2010 году перед властями стоит выбор между плохими и очень плохими опциями: 1) разовая одноразовая или многоразовые девальвации, 2) постепенная, "ползучая" девальвация, 3) образование разрыва между рыночным или официальным курсами белорусского рубля, 4) увеличение внешнего долга еще на $5 – 7млрд.

Второй дефицит, с которым белорусская экономика в 2010г. не справилась, относится к торговому балансу. За 8 месяцев превышение импорта над экспортом товаров составило более $5млрд., что на $300млн. больше, чем за аналогичный период 2009г. Нефть и нефтепродукты существенно поменяли внешнеторговый расклад. Падение стоимостного объема экспорта минеральных продуктов (за 8 мес.) составило 20,7%, а падение импорта - всего 1,7%. Свободное курсообразование могло бы помочь ускорить процесс сбалансирования внешней торговли, но накануне президентских выборов слишком многие параметры "привязаны" к доллару. Поэтому из двух зол власти решили выбрать себе меньшее, правда, лишь в краткосрочной перспективе.

Экспортный ресурс белорусских производителей выжат по максимуму. В январе – августе 2010г. 85,8% прироста импорта было обеспечено за счет увеличения цен. 100% прироста экспорта был обеспечен исключительно за счет роста цен, при том что физический объем экспорта уменьшился на 1,2%, а импорта увеличился только на 2,1%.

Чтобы уменьшить дефицит торгового баланса, нужно привлечь в страну имеющие большой экспортный потенциал ТНК, привести курс белорусского рубля к рыночному (т. е. полностью снять ограничения на операции по текущему счету), а также уменьшить энергоемкость производства и качество выпускаемой продукции. Последнее без технологической и технической модернизации не сделаешь. Т. е. сколько веревочке не виться, все упирается в приватизацию и доступ иностранного капитала (технологий, управления) на внутренний рынок страны.

Наконец, третий дефицит, который в 2010г. начал проявлять себя более рельефно, это дефицит государственного бюджета. В январе – августе 2010г. консолидированный бюджет страны (без Фонда социальной защиты населения) исполнен с дефицитом 2,4% ВВП. За аналогичный период прошлого года он был 1,6% ВВП. Доходы составили Br30,6трлн. или 30,9% ВВП. С учетом ФСЗН получится около 42,5%. Расходы составили 33,3% (с учетом ФСЗН) – около 44,8% ВВП. И это без учета квазибюджетных расходов, объем которых до сих пор точно не подсчитан. По разным оценкам он варьирует от 4 до 10% ВВП. Если правительство начнет очищение банковской системы и реального сектора от плохих долгов и неликвидов, если предприятия получат возможность оптимизировать количество работников, нагрузка на бюджет резко возрастет. К сожалению, к сценарию сокращения необязательных и даже вредных расходов бюджета правительство не готово.

Интенсификация денежного спама

Одной из главных особенностей трех кварталов 2010 года является бурная деятельность Нацбанка и Совмина по бесперебойному обеспечению доступа госпредприятий к дешевым кредитным ресурсам. Ведомство П. Прокоповича резко увеличило скорость печатания новых денег. Объем рублевой денежной массы (М2) на 01.09.2010 составил Br25,1трлн., что на 39,4% больше, чем на 01.09.2009г. В этой пятилетке таких бурных темпов увеличения денежной массы за этот период не было. Для сравнения за 8 месяцев прошлого года показатель М2 сократился на 12,2%. Столько внушительной и очень опасной денежной накачки не было даже тогда, когда ВВП рос на 10%. Баловаться с кнопкой денежного печатного станка гораздо опаснее, чем баловаться со спичками. Неужели осиротевший без высококлассного профессионала Павла Каллаура Нацбанк забыл об этом?

Столь же высокими темпами растет объем выданных кредитов. Остатки задолженности по ним на 1.09.10 составили Br76,8трлн., на 34,3% больше, чем на 01.09.09. Причем, как утверждает Белстат, средняя процентная ставка коммерческих банков по рублевым кредитам в августе составила всего 8,7%, что на 19,4% меньше, чем в августе 2009г. таким образом, Нацбанк послушно выполнил все приказы президента. Денег больше напечатал, цену их снизил, расходы государства прокредитовал – все для того, чтобы обеспечить рост ВВП на 11-13%. Что делать с излишней ликвидностью, как проводить санацию банковской системы, как не спугнуть вкладчиков (по сравнению с 1.09.09 они увеличили вклады на 31,1%, в то время на 1.09.09 по сравнению с 1.09.08 вклады выросли на 26,5%). Таким образом, доверие населения к правительству и банковской системе является для властей самым критически важным фактором сохранения относительной макроэкономической стабильности. Поэтому решение об изменении курса белорусского рубля, детоксикации коммерческих банков будет очень трудно даваться нынешним властям.

Причин для беспокойства немало. Расчет на увеличение продаж на российском рынке не учитывает осложнения отношений между Кремлем и А. Лукашенко. Темпы роста оборота, т. е. выручки от реализации товаров, услуг и работ отстают от темпов роста себестоимости реализованной продукции (за 8 месяцев 26,6% против 27,4%). За восемь месяцев чистая прибыль составила Br9,1трлн. Этого явно недостаточно, чтобы рассчитываться с долгами и самостоятельно обеспечивать модернизацию. Для сравнения кредиторская задолженность на 1.09.10 составила Br52,8трлн., дебиторская – Br47,6трлн. Задолженность по кредитам и банкам на 1.09.10 составила Br66,7трлн. и по сравнению с 1.09.09 выросла на 27,7%, с началом года – на 14,4%. Просроченная задолженность по кредитам на 01.09.10 составила Br1,3трлн. За год она выросла на 49,1%. При этом второй год подряд рентабельность продолжает ухудшаться.

Признаков того, что белорусским предприятиям зарабатывать "живые" деньги становится все труднее, предостаточно. Мы так и не дождались налоговой реформы. Затянулся процесс согласования долгожданной директивы № 4 о либерализации. Заморожен проект финансового оздоровления банковского сектора. Приватизация приобрела, в основном, форму перераспределения якобы убыточных коммерческих организаций по 12 евро за штуку в пользу бизнеса, близкого к номенклатуре. Индивидуальные предприниматели также не дождались обещанного права нанимать хотя бы трех работников вне зависимости от их родственных связей с нанимателем.

Да, были изменения по мелочам. То административные процедуры отменят, то мелкие налоги отменят, то увеличат сроки отчетности по ним, то формирование затрат либерализуют. Все это хорошо, но явно недостаточно для адекватной подготовки к серьезным макроэкономическим и институциональным вызовам 2011 года.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров