Эксперт: Рынки России и Казахстана для Беларуси уже исчерпаны

"Завтра твоей страны"

Ключевая задача пятилетки — создание в Беларуси принципиально новых предприятий и целых отраслей, производящих экспортно ориентированную высокотехнологичную продукцию. Но кто ее купит? Международные эксперты подгоняют: сейчас самое время искать свое место в Европе. А белорусские чиновники надеются на Таможенный союз с Россией и Казахстаном.

Создание экспортно ориентированных производств, по задумке правительства, должно поспособствовать росту экономики до европейского уровня, который обещает проект Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011—2015 годы. Этот документ должен быть утвержден на Всебелорусском народном собрании 6—7 декабря.

- Беларусь остается страной с очень высокой степенью открытости экономики, поэтому один из наших приоритетов – рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность всех составляющих элементов внешней торговли,- заявил на XIII Минском форуме заместитель министра экономики Андрей Тур в ходе обсуждения возможностей диверсификации белорусской экономики в рамках европейской интеграции.

Правительство надеется, что наращивание экспортного потенциала страны, в первую очередь, с позиций изменения структуры в сторону увеличения в нем доли услуг поможет снизить энергетическую составляющую в экспорте, расширить традиционные и заиметь новые рынки сбыта.

- Во всяком случае, мы предполагаем, что это снизит зависимость нашей экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и ее колебаний,- пояснил Андрей Тур, ссылаясь на то, что белорусская макроэкономическая политика во многом зависит от того, как складывается ситуация у партнеров и ближайших соседей.

Более благоприятного времени для диверсификации не будет

Руководитель отдела по России, Украине, Беларуси, Молдове, Центральной Азии и Кавказу Федерального министерства экономики и технологии Германии Андреас Нойман отмечает, что с учетом подъема европейских стран после кризиса, "более благоприятного времени для диверсификации и модернизации белорусской экономики быть не может".

- У Беларуси негативный внешнеэкономический баланс. Долгосрочное партнерское развитие не очень хорошо происходит. В то же время Беларусь – это мост между Востоком и Западом, - подчеркивает Андреас Нойман. - Мы готовы внести свой вклад в то, чтобы Беларусь стала более конкурентоспособной не только на Востоке, но и на Западе. Это поможет исправить отрицательный внешнеторговый баланс.

Пока же Беларусь ориентирована на более тесное сотрудничество в рамках Таможенного союза с Россией и Казахстаном.

- Этот союз имеет право на существование и свои преимущества, но это не является инструментом диверсификации торговых структур государства. Россия и Казахстан для Беларуси – уже исчерпанные рынки, - таков вердикт главы Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси Риккардо Джуччи.

По мнению международных экспертов, приоритетом должно стать вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию. Если страна начнет следовать стандартам и нормам, которые приняты в ВТО, то и белорусская продукция станет конкурентоспособной.

- Это поможет увеличить сбыт белорусских товаров в третьи страны. После вступления в ВТО можно будет сделать следующий шаг – сближение в Евросоюзом. В настоящий момент это еще достаточно затруднительно, - описывает перспективу Риккардо Джуччи.

Можно ли заманить инвестора высоким таможенным тарифом?

Заместитель министра экономики Андрей Тур готов поспорить с главой Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси.

- Я не согласен, что российский и казахский рынки для нас исчерпаны. Как раз наоборот. С точки зрения стратегии нашего предстоящего развития - увеличения доли экспорта услуг как раз Таможенный союз формирует совершенно новые, неосвоенные рынки, в первую очередь, логистики, - считает Андрей Тур. - Каждый год через Беларусь с Запада на Восток и с Востока на Запад провозится железнодорожным и автотранспортом более 100 млн тонн грузов без учета нефти и газа, которые идут по трубопроводам. Это примерно 40 млрд долларов таможенных платежей. Где эти грузы можно в рамках Таможенного союза растамаживать, формировать логистические элементы управления, если не в Беларуси, которая имеет столь развитую транспортную инфраструктуру?

Еще одну выгоду для Беларуси в рамках Таможенного союза замминистра экономики видит в том, что таможенный тариф на "троих" значительно выше, чем в Евросоюзе. Вот почему многие товары ввозить на территорию Таможенного союза невыгодно. Это, по мнению Андрея Тура, "подталкивает европейские компании к созданию соответствующих производств на территории стран Таможенного союза".

- В Беларуси это могло бы быть сотрудничество в сфере энергетики, логистики, научно-производственных кластеров, - считает замминистра экономики.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров